Разговор с психиатром, которого не было-31

                ***

- Вы регулярно жалуетесь на отсутствие общения. Дескать, общение вживую для Вас бессмысленно, а виртуальное общение видится Вам ненастоящим..
- Во многом так и есть. Везде одни стены вместо людей, где твои сообщения просто отражаются от стен и потом все затихает. Или они поглощаются стенами, а затем возникает молчание, очень тяжелое.
- И как долго Вы чувствуете такое?
- Уже несколько лет. А в связи с известными-нам-событиями я начинаю думать, что самое истинное общение - когда общение недоступно, есть непреодолимая недоступность (которую может преодолеть только Бог). Т.е. произошел полный разрыв общения с очень близким человеком. Ты не можешь ему писать, но ты пишешь ему, зная, что скорей всего он это не прочтет, а если все же каким-то чудом прочтет, то не ответит. И тогда пишешь самое истинное, отбрасывая все остальное, ибо тут не должно быть корысти. Я бы сказал (хотя звучит это глупо, я знаю), что самая большая близость - это когда есть полная недоступность и недосягаемость
- А Вам не кажется, что тут возникает соблазн общаться с самим собой, с собственными измышлениями относительно "недоступного человека"? Ведь такие "письмами в никуда" уже не связаны с ответами с той стороны - стало быть, писать можно что-то возвышенно-фантастическое или низменное, - ответственности никакой.. Т.е. в этом случае Вы уже не ограничены в способах выражения "другой стороной".
- Да, искушение и правда есть. Но возникает особенная близость, когда можно и очень хочется быть предельно откровенным: это как исповедь перед Богом.. В идеале, конечно. Разорвать с ближним, которого любишь - это как разорвать с Богом. И потом писать Ему письма, пытаясь объяснить, оправдаться, изменить произошедшее. Конечно, Бог все прочтет, и найдет способ ответить, а здесь - значительно вероятнее, что не будет ни того, ни другого. Но, не рассчитывая на ответ, сбрасываешь с себя любую "игру", любые "роли"- тут они уже совершенно не важны, - и остается только распластанная душа. Я понимаю, что и тут возможны "игра" и "поза", но, видимо, для меня такое "общение-в-виду-невозможности-общения" - самое естественное. Я не один год писал тексты, обращенные к погибшему другу..
- И Вы считали это общение более истинным, чем общение с живущими людьми?
- Так он и есть живущий - он ведь умер, а не исчез или уничтожился. Душа осталась. Так и сейчас: тот человек, слава Богу, не умер. Просто общение стало невозможным. Плоть - теперь далеко. Но осталась его душа, которую я чувствовал и чувствую. И обращаю к этой душе то, что я пишу. Без этих "писем" моя душа уничтожила бы себя. Вот это я и называю "самым близким общением" - когда плоть и материя этого мира уже не играют никакой роли в общении.
- Мне представляется, что такое общение выглядит очень мрачным. Что-то вроде еще большей "виртуализации виртуального" - Вы слишком много отдаете на откуп воображению. И это углубление отчуждения от себя настоящее - будет мстить Вам еще более жестоко, чем раньше, заполняя душу небытием..
- Все не так мрачно, напротив - очень светло. Сегодня утром я ехал на работу, и впереди начинался рассвет - сначала он был розовым, но потом стал слепяще-золотым, и впереди не было улицы, домов, людей - только золотой провал в бездну, будто вот, через двести метров, кончится пространство, и начнется это неописуемое золото. Я очень хотел провалиться в эту бездну, ибо знал, что в ней страна, где нет жестокого бремени этого мира. Я вышел на остановке, и, проходя мимо двух арок, столкнулся с солнцем лицом к лицу, оно прямо бросалось ко мне, и было очень низко над горизонтом. Так близко, что я мог бы дотронуться до него. Какой искупительный огонь коснулся меня! На миг я решил, что печать проклятия может быть снята.. Но было очень холодно, и я пошел дальше, любуясь светлостью этого мира, о которой давно забыл.. И не надо было никакого общения с этим солнцем - оно просто светило, даже если оно совершенно недоступно для меня, оно светило - и было блаженство..


Рецензии