На стальных рубежах

 
Когда мы ещё только собирались в экспедицию по исследованию бункеров, дотов и подземных коммуникаций легендарной «Линии Сталина» в непролазных дебрях Псковской области, то и близко представить не могли, что нас там ожидает.
Время выбора
Повезло автору этих строк или нет – судить читателям. Но мне дважды доводилось тёплыми летними деньками мчаться по скоростному шоссе до комплекса «Линия Сталина» в шестидесяти километрах от Минска, осматривать там чисто убранные доты, прогуливаться по заасфальтированной площадке с выставкой военной техники и даже стрелять из действующих «трёхлинейки» и ППШ. Незабываемой осталась и экскурсия по подземельям форта Шоненбург – музеефицированом объекте «Линии Мажино» во Франции. Однако их затмевает своей первозданной атмосферой и аутентичностью то место, куда из Москвы добираться пришлось на четырёх видах транспорта, последним из которых оказался вездеход. Но даже тяжёлая техника не поможет вам заглянуть в самые укромные уголки этой безлюдной местности. А в болотных сапогах и тёплом бушлате сюда стоит отправляться только с опытным проводником. И если вы ждёте от меня сейчас, на этом месте повествования, совет не повторять наш опыт – такой рекомендации не будет. Сюда нужно приезжать. Поверьте, вас ждёт самое настоящее приключение. Правда, стоит выбрать время года. Наиболее подходящее - поздняя осень, когда лёгкий морозец начинает сковывать непролазную грязь, а обнажившиеся деревья и пожухлая трава открывают невидимые летом или заснеженные зимой перспективы. И мы выбрали для нашей поездки именно октябрь.
Напрасные старания
Мир после окончания империалистической войны опытным политикам казался хрупким и недолгим. Европейские государства видели в появившейся на карте мира новой стране – СССР - явную коммунистическую угрозу. Молодая республика советов в пылу коллективизации и индустриализации не забывала и об укреплении своей боевой мощи, чем очень тревожила врагов. Это было время, когда новые технологии и виды вооружений рождали и неожиданные концепции ведения будущей войны. А в том, что она скоро произойдёт, не сомневались ни на Востоке, ни на Западе. Конечно, стратеги всегда понимали, и даже сейчас не отвергают такую парадигму, что лучше всякой защиты является нападение. Но и крепкая оборона границ в ту пору, когда ещё не было ядерного оружия, как глобального фактора поддержания мира на всей планете, гарантировала определённый паритет сил. Так появилась, а затем ценой колоссальных человеческих усилий и материальных вложений, была реализована в 1920 – 1930 –е года идея строительства мощных оборонительных сооружений. Во Франции появилась беспрецедентная «Линия Мажино» - сеть подземно-наземных фортов на границе с Германией, протяженностью свыше 380 километров. Её продолжением, длинною ещё в 620 километров, вплоть до побережья Северного моря стала «Линия Деладье». В свою очередь, Германия защитила себя Западным валом от Нидерландов до Швейцарии, известным как «Линия Зигфрида». На этой линии на участке протяженностью в пятьсот километров было сооружено около 16 тысяч укреплённых железобетонных объектов. В свою очередь на Карельском перешейке Финляндия возвела казавшуюся неприступной «Линию Маннергейма», названную в честь её строителя – фельдмаршала Карла Густава Маннергейма, участника Первой мировой войны и бывшего генерала российской царской армии.
Нашим ответом европейским милитаристам стало возведение системы укрепрайонов от лесов Карельского перешейка до степных берегов Чёрного моря, простиравшихся на эшелонированной линии длиной в две тысячи километров. Вначале их было 13, а затем появились ещё 8 вдоль западных рубежей Советского Союза. В иностранной прессе середины 1930 - х годов эта беспрецедентная стройка поучила название «Линия Сталина». После присоединения к СССР в 1939 - 1940 годах Западной Белоруссии, Западной Украины, прибалтийских республик и Бессарабии почти все эти укрепрайоны были законсервированы, ведь они оказались в тылу. А примерно на 300 километров западнее, теперь уже вдоль новых границ стала возводиться «Линия Молотова».
Но железобетонные крепости на границах оказались в итоге бесполезными и не смогли обеспечить мир в Европе. Во время советско-финляндской войны 1939 – 1940 - х годов при жесточайшем морозе, глубочайшем снеге, ценой колоссальных жертв за три месяца кровопролитных боёв Красная Армия сумела прорвать «в лоб» один из участков «Линии Маннергейма». В начале Второй мировой войны, нарушив нейтралитет, немецкие войска обошли по территориям Бельгии и Голландии «Линию Мажино». Летом 1941 года стремительное наступление фашистов лишь ненадолго было остановлено и на «Линии Сталина», не спасла от оказавшегося в конечном итоге бесславным блицкрига на Москву и «Линия Молотова». Что было дальше – известно. Битва за нашу столицу стала переломным моментом в Великой Отечественной войне. И при дальнейшем контрнаступлении и последующем освобождении страны от оккупантов, ни захваченная врагом «Линия Сталина», ни спешно построенные фашистами на Восточном фронте осенью 1943 года линии обороны «Пантера» и «Вотан» не стали серьёзным препятствием теперь уже для советских войск. Но цена таких побед исчислялась сотнями тысяч, а в общей сложности – миллионами человеческих жизней.
Погружение в реальность
"Мемориальный комплекс "Линия Сталина" – это расположенный недалеко от границы с нынешней Латвией, на довольно значительном расстоянии от города Остров, территориальный филиал ГБУК ПО "Военно-исторический музей-заповедник". Наше знакомство с легендарной линией обороны началось с обзора музейной экспозицией в Острове. Признаюсь сразу – первый же зал этого музея поразил нас своими экспонатами. Такого количества всевозможного оружия и амуниции времён Второй мировой войны автору этих строк ещё не приходилось видеть ни в ведущих столичных музеях, ни в экспозициях многих зарубежных военно-исторических комплексов. Непосредственно до Островского укрепрайона, где сохранилось более десяти бетонных дотов и бункеров восьми разновидностей, а на открытой площадке и в могучем ангаре демонстрируются уникальные образцы отечественного и иностранного вооружения, нужно проехать ещё сорок километров в сторону нашей современной западной границы. Оказавшись на месте, вы можете изучить без особых усилий лишь несколько объектов, даже спуститься в подземные этажи бункеров. По крайней мере, в те, которые не залиты теперь грунтовыми водами. Дальше, на самые интересные объекты - путь только на вездеходе или многие километры пешком.
Сохранившиеся доты и бункеры вблизи нынешней деревни Холматка входили в состав 25-го укрепрайона – Псковского. Непосредственно Островский укрепрайон возводился с 1938 по 1940 годы. Всего на участке в 85 километров, защищавшем подступы к Пскову, из 250 запланированных, было сооружено лишь около 70 разнотипных дотов и 7 км подземных переходов. С переносом государственной границы на запад строительство было приостановлено, а тяжёлое вооружение демонтировано. В основном это и стало причиной того, что наши бойцы, имея лишь преимущественно пулемёты, винтовки и гранаты продержались здесь недолго. Кстати, запланированная полная автономность дота, в котором могли держать оборону 10-12 бойцов – не более двух недель. Некоторые оборонялись вплоть до июля 1941 года. И кто знает, быть может, пуская последнюю очередь из закопчённой амбразуры, отважные бойцы с горечью вспоминали слова из песни на стихи Михаила Исаковского о вожде народов, которая была так популярна в 1930-е:
«Границы Союза Советов
Закрыл он от воронов черных,
Одел их бетоном и камнем
И залил чугунным литьём…»
Когда мы спускались по стальным лестницам в нижние этажи бункеров или осматривали снаружи израненные стены дотов от прямого попадания орудийных снарядов, то невольно вспоминали этих безвестных нам бойцов. Представляли, как они откачивали ручными помпами воду из подтопленных казематов, как строчили из оглушительных «максимов», как опять же вручную крутили устройство, отводящее едкие пороховые газы из тесного пулемётного отсека. Как делились последним сухарём и глотком воды из помятой фляги. И как тщетно ждали подкрепления.
Война не окончена
Уже долгих тридцать лет сформированная под эгидой музея группа добровольцев «Поиск» буквально поднимает из земли нашу историю. Каждый полевой сезон поисковики находят всё новые и новые останки павших солдат и офицеров, защитников укрепрайона, а затем освободителей этих рубежей. Им попадаются не только полузабытые братские могилы, но и засыпанные от разрывов снарядов окопы и блиндажи, где бойцы встретили свои последние минуты с оружием в руках. Открываются в ходе работы поисковиков и новые драматические страницы гибели мирных жителей, которые летом 1941 года пешком эвакуировались со стремительно оккупируемых врагом территорий. Так, выяснилось, что неподалёку фашисты зверско расправились с несколькими еврейскими семьями. Останки этих людей захоронены теперь в отдельной могиле. Над ней установлен достойный памятник. Но недавно отыскались останки ещё одной еврейской семьи из четырёх человек – их захоронили рядом с собратьями и пока обозначил могилу суровыми валунами. Постоянно разрастается и мемориал с воинскими захоронениями, возле которого стоит теперь часовня. Работа здешних поисковиков – бесконечна. Как бесконечна и наша благодарность этим энтузиастам. Совсем скоро мы будем отмечать 80-летие с начала Великой Отечественной войны. Да, мы победили коричневую чуму, но та война так и не окончена, ведь не найден ещё и с почестями не перезахоронен последний солдат, защищавший нашу Родину. Покидая эти места, ловишь себя на мысли, что изучая бункеры и доты, ты буквально ходил по таящимся где-то неглубоко под землёй останкам безвестных героев. И быть может мой дед старшина Семён Карымов, сгинувший где-то на западной границе в июле 1941 года, тоже нашёл свой последний приют среди этих мрачных укреплений или в осыпавшемся окопе? Нет, эта война по крайней мере для меня ещё не окончена. И если вам доведётся побывать на «Линии Сталина» в Псковской области, в других бесконечно многих местах на территории страны, связанных с драмой, длившейся 1418 дней, помните…
Фото Александра Нефедова©
***Редакция журнала "Чудеса и приключения" и автор очерка благодарят директора ГБУК ПО "Военно-исторический музей-заповедник" города Остров Петра Михайловича Гринчука за организационно-техническое содействие в подготовке материала.
Ещё подробнее - в №12/2020 журнала "Чудеса и приключения".


Рецензии