Там, где было древнее море...

Зуб древней акулы был найден в 1997 году на мелководье реки Тобол

Друзья!
Познавательная география моего любимого сайта «Ураловед» пополнилась интересными открытиями из Тюменской области. (Кстати, она входит в состав  большого  УрФО- Уральского Федерального округа). С запада- Пермский край- до востока, почти границы с Енисеем,- раскинулась огромная территория, имеющая удивительно интересную историю, в том числе геологическую. Да и местным палеонтологам тут есть чем заняться!
Большое отступление.

«..Уже несколько лет моим увлечением тоже стали рыбы. Но не карпы и щуки, и даже не стерляди с омулями, а ни много, ни мало - АКУЛЫ, ПРИЧЁМ, НАШИ, «ЗАПАДНО-СИБИРСКИЕ»!
Какие-какие? – переспросит какой-нибудь провинциальный эрудит. И будет доказывать, что у нас, в Карском море, могут встречаться только полярные акулы, да и то что-то не слыхать, чтоб их кто-нибудь ловил. И жаль! Вот это был бы супер-трофей, достойный нашего областного музейного комплекса, где свою заполярную «землячку» давно ждут гренландский кит с белухой. Они были успешно привезены из музейных экспедиций, где шансы на успех почти равнялись нулю.
Однако стоит напомнить, что каких-нибудь сорок миллионов лет назад на месте нашей Западно-Сибирской низменности было море, где жизнь просто кишела. Было относительно мелко и тепло, потому и рыбы там были куда «круче» современных! Одних только акул было, по меньшей мере, видов 20. А ещё скаты, какие-то крупные костистые рыбы (некоторые даже пока не известны учёным!), пореже - химеры (они и сейчас живут, этакие живые ископаемые!), морские крокодилы по побережьям и островам…
И это всё не научные домыслы, - это реальные находки последних лет, они происходили в реальном времени у меня на глазах. Естественно, грех было оставаться к этому равнодушным. Впрочем, всё по порядку…
Ближайшее место, где под Тюменью можно найти морскую фауну – огромный глиняный карьер за посёлком Винзили. Его глубина сравнительно небольшая - около 30 метров, но именно там  древние морские слои ближе всего подходят к поверхности земли, хотя обычно они залегают на глубине, не подвластной экскаватору – не меньше полутора километров. В этом уникальном месте, почти на самом дне, на урезе талых и дождевых вод иногда попадается «брак сырья» - раковины древних морских двустворчатых моллюсков. Изредка даже - зубы акул.
На глазах у музейных специалистов зуб древней акулы был найден в 1997 году на мелководье реки Тобол около деревни Шашова Упоровского района. Теперь там один из первых палеонтологических памятников природы юга области. Хотя основной улов на «Шашовском перекате» - кости мамонта и его ровесников – это так называемый «свежак», вызывающий не самый большой интерес у музейных специалистов.
Уральские реки вымывают ископаемую фауну куда чаще. Говорят, что на «Арбате» Екатеринбурга сейчас можно свободно купить зубы доисторических акул, как сувенир, на цепочке. Это работа так называемых «чёрных палеонтологов». Знали бы они, что какой-нибудь один мелкий зубик может стоить многих сотен других, крупных и красивых зубов. Если, допустим, окажется новым видом для науки, как это случилось с акулой Железко (вид назван в честь специалиста по ископаемым акулам). Теперь этот зуб хранится в фондах Палеонтологического Института Академии Наук в Москве.
Несколько лет назад к нам просочилась информация, что юные деревенские натуралисты нашли сотни зубов акул на ручье, что протекает вдоль всей их деревни. Причём, это необычное детское «хобби» здесь помнит несколько поколений. Но все они десятилетиями «варились в собственном соку», не зная, кому это будет интересно. Как некоторые ханты, которые веками, до самого последнего времени, жили бок о бок со «снежным человеком» и также спокойно к этому относились: «Ну, живут Они тут у нас, ну и что? Всегда тут жили…».
Энергия сотрудников краеведческого музея, автора этих строк, а также и его коллеги, Ришата Рахимова, была резко направлена в нужную сторону, со всем свойственным им напором. Экспедиция «Мегалодон», названная так в честь самой большой ископаемой акулы и вообще самого большого животного за всю историю планеты, стала уже постоянной. В итоге, за 8 лет юными друзьями музея была собрана крупнейшая коллекция акульих зубов, собранная в Северном полушарии с одного местонахождения – около 50 тысяч! И это, не считая зубов скатов и крокодилов, позвонков ископаемых костистых рыб, а также попутных сборов костей крупных сухопутных животных Ледникового периода.
Экспедиция начинается обычно с «домашнего задания». Прибывшим на место музейным работникам самые активные дети в тот же вечер приносят заранее собранные зубы, начав отсчёт своим личным достижениям ещё до начала первого похода. Каждому прописываются баллы, которые к концу экспедиции автоматически превращаются в ценные призы. Последние 5 лет появились ещё и спецпризы за лучшую находку дня, что обычно вручались счастливчикам на завалинке учительницы биологии Марии Степановны, во время вечерней культурной программы. Сама хозяйка этого гостеприимного дома с нами уж не ходит, доверяет всю работу, а также жизнь и здоровье детей взрослым тюменцам. Именно она, этот очень пытливый педагог-энтузиаст, в 2001 году впервые сообщила в музей о палеонтологических сборах в своей деревне. И до сих пор является единственным в УрФО школьным учителем, заслужившим медаль Тюменского областного краеведческого музея «За сохранение национального достояния», отлитую ограниченным тиражом на Санкт-Петербургском монетном дворе.
Палеонтологических походов по окрестностям, как всегда, было несколько. Пеших, водных, чаще – амфибиотических. И всё пешочком, сначала по пыльному асфальту или по полям, потом по крапиве, но бывает, что по шею в воде или по пояс в грязи. Чем труднее - тем веселее: чистюли и аристократы в таких маршрутах что-то не замечены. Конечно, ковыряться в песке весь день под палящим солнцем – это дано далеко не каждому, хотя в компьютерных клубах сидеть вряд ли полезнее для здоровья. Но деревенским ребятишкам это пока не грозит, и многие весь день проводили в научных поисках. Тем более что иногда, для разрядки, можно было и пошалить, - окатить водой своего товарища (конкурент, всё-таки!). Один раз даже изрядно досталось научному руководителю, хотя обычно он стоит и хладнокровно за всем этим наблюдает через фотоаппарат, подлавливая самые кульминационные моменты. В другое время он и сам не выпускает сита из рук, - жалко упустить какую-нибудь биологическую сенсацию. Например, нашли уже около двадцати плоских хвостовых позвонков рыб. Ихтиологи из Палеонтологического музея Академии Наук их так и не признали, - ну не видели они ничего подобного в своей жизни! Значит, это не мутация какая-нибудь, а что-то новенькое для науки. И, скорее всего даже не вид, а целое семейство или даже отряд!
В последние годы палеонтологические экспедиции тюменского музея проводятся не за государственный счёт, ведь, по новым правилам наших чиновников, что «впереди планеты всей», если мероприятие прямого дохода не даёт, оно и не финансируется. Может быть, действительно, встать на рынке и начать продавать зубы акул и мамонтов? - Нет уж, уподобляться коробейникам пока не хочется
Постарались найти спонсоров. Такие люди нашлись и откликнулись. Например, уже 5 лет подряд экспедицию «Мегалодон» финансирует ООО «Немецкие насосы» (директор О.Г. Амелина). Казалось бы, никакой связи, но директор этой фирмы – дипломированный биолог и добрый, отзывчивый человек. Кроме того, живым символом насосов Grundfos является косатка – самый крупный морской хищник современных морей (сравните - у экспедиции «Мегалодон» - самый крупный морской хищник древних морей).
Самые поразительные находки экспедиций «Мегалодон» (в том числе – челюсти доисторической «западно-сибирской» акулы) можно уже сейчас увидеть на выставке «Окно в природу» в стенах музея «Городская Дума». А в деревне, где находится штаб этой экспедиции, в мае 2009 года открыли Палеонтологический музей (беспрецедентный случай для УрФО, а то и всей России).
 Пояснение. Мегалодон — это знаменитый «родственник» современных акул, вымерший 2.5 миллиона лет назад. Однако находятся люди, не согласные с тем, что мегалодоны вымерли. В СМИ регулярно говорят о том, что они живы до сих пор.Размер мегалодона точно неизвестен. Однако он был самым большим когда-либо существовавшим хищником. И судя по найденным останкам, длина древней акулы достигала от 18 до 25 метров, а вес ее был более 40 тонн.

…Спасибо тюменскому краеведу Павлу Ситникову. Порадовал! Ведь, оказывается , не одной нефтью мы, тюменцы, знамениты!
Вл.Назаров

******************
1.КАМЕНЬ ПИСАНЫЙ И ДЕМИДОВСКИЙ КРЕСТ НА ЧУСОВОЙ
На правом берегу реки Чусовой в её среднем течении стоит скала, известная под названием камень Писаный. Полузаросшая, серая скала высотой 40—45 м была бы ничем не примечательна, если бы не выбитый на ней в XVIII веке двухметровый крест и надпись.
Инженер В.М. Лохтин в XIX веке писал об особенностях прохождения барок железных караванов около этого камня:
«Мыс мягкий, а за поворотом идёт высокая песчаная коса, которая не подпускает близко к берегу и с которой сильно сваливает, вследствие чего о к. Писаный бывают случаи крушений. При этом барки стукаются о выставившие острые рёбра скалы».
Надпись и крест на скале находятся в нижней по течению части, на значительной высоте. Надпись на скальной плоскости обращает внимание на другой берег реки:
«Против сего креста на другой стороне реки, на лугу, где поставлен каменный крест с надписью: 1724 года сентября 8 дня на сём месте родился у статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита, статский советник и кавалер святого Станислава, поставлен тот крест по желанию его 1779 года мая 31 числа».
Высота высеченного на камне Писаном креста 215 см, ширина 155 см. Глубина рельефа до 22 см. Раньше крест зарастал мхом и лишайниками, от которых надпись очистили в 1978 году участники экспедиции Свердловского архитектурного института.
На левом берегу, напротив камня, стоит Демидовский крест, высеченный из цельного камня. Во время сплава по реке издалека его не видно из-за деревьев и кустов.
Высота каменного креста, установленного в 1779 году, — 165 см, ширина 93 см. Общая высота памятника (вместе с постаментом из плиты и двух необработанных камней) достигает 260 см.
Крест имеет почти такую же надпись, что и на камне:
«1724 года сентября 8 дня на сём месте родился у статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита — статской советник и кавалер Святого Станислава. Поставлен оной крест на сём месте по желанию его 1779 года мая 31 числа».
Оба креста — на скале и напротив — появились по приказу Никиты через 34 года после смерти родителя и за 8 лет до собственной кончины.
Стоит сказать хотя бы несколько слов об этом человеке. Никита Акинфиевич Демидов (1724—1787) был третьим сыном от второго брака его отца. После смерти Акинфия Демидова ему достались Нижнетагильский, Черноисточинский, Выйский, Висимо-Шайтанский, Верхний и Нижний Лайские заводы и Сулёмская пристань. Позже он смог приумножить своё состояние и основать ещё два завода: Нижнесалдинский (1760 г.) и Верхнесалдинский (1778 г.).
Никита Демидов интересовался наукой и искусством, покровительствовал учёным и художникам. Вёл дружескую переписку с Вольтером — одним из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века. В 1771—73 годы путешествовал по Европе, позже издав «Журнал путешествия в чужие края» (1786 г.). Пожертвовал железо на строительство нового каменного здания университета в Москве. В 1779 году при Академии художеств учредил премию-медаль «За успехи в механике», был избран в почётные члены этой Академии. Однако при этом он отличался жестоким отношением к принадлежащим ему крестьянам и рабочим, которые и обеспечивали ему богатство.
В 1912 году камень Писаный и Демидовский крест запечатлел фотограф С.М. Прокудин-Горский. Кроме того, где-то в этих местах в лесу им сделана фотография приземистой курной избушки. А ещё раньше, в 1890-е годы, это место сфотографировал В. Л. Метенков. По фото видно, что в то время крест был повёрнут к реке противоположной стороной, — надписью к лесу.
Почему же сейчас крест оказался развёрнут на 180 градусов? Оказывается, в советское время крест опрокинули кладоискатели. Сокровищ, конечно, не нашли, а обратно крест поставили уже другой стороной. Случилось это в июне 1946 года.
После революции 1917 года на обратной стороне креста неизвестный представитель пролетариата высек с орфографической ошибкой надпись: «Здесь родился эксплотатор трудового народа».
Удивителен сам факт, что крест сохранился до наших дней, хотя в советское время активно уничтожались все пережитки прежних времён.
Есть на камне Писаном и другая надпись, более молодая. Прямо над рекой Тимофей Кожевников, с творчеством которого можно познакомиться в деревне Усть-Утка, в 1962 году выбил биографию жителя ныне уже несуществующей деревни Пермякова — Ильи Григорьевича Пермякова. Воспроизведу надпись полностью:
«Я, Кожевников Тимофей Андреевич, 11/I 1962 г.
надпись посвящаю Илье Григорьевичу Пермякову
Пермяков Илья Григорьевич
Родился в 1894 г. в д. Пермяковой. С 1950 г. работал пчеловодом колхоза Красный Пахарь, участник всесоюзный с/х выставки в Москве в 1954 г. За высокие медосборы 113 кг меда в среднем с улья награждён золотым значком, бронзовой и серебряной медалями. Желаю хорошего здоровья и отдыха Вам, уважаемый Илья Григорьевич! Кожевников Тимофей Андреевич 1918 г. рождения, бывший агроном-пчеловод Висимского райсельхозотдела.
11/I 1962 года».
Камень Писаный приглянулся художнику П.П. Верещагину, написавшему картину с его изображением. Пётр Петрович Верещагин (1834—1886) родился в Перми. Затем поступил в Академию художеств. Быстро получил звание академика пейзажной живописи. Его работы побывали на всемирных выставках в Париже и Лондоне. Верещагин много путешествовал, открывая для себя новые места. В 1875—76 годах он писал этюды на реке Чусовой, а позже по этим этюдам написал картины.
Посетить эти места проще всего во время сплава по реке Чусовой. GPS-координаты Демидовского креста: N 57? 43.068?; E 58? 51.463? (или 57.7178?, 58.857717?).
Павел Распопов
************
2. ПИСАНЫЕ КАМНИ ТИМОФЕЯ КОЖЕВНИКОВА
Недавно я размещал статью про камень Писаный и Демидовский крест. Выбитый на скале крест и надпись XVIII века там не единственные. Во время экспедиции по знаменитой уральской реке Чусовой при работе над книгой мы обратили внимание на надпись, высеченную на этой же скале близ воды. Она сделана около 60 лет назад – зимой 1962 года.
Это не надпись типа «Здесь был Вася», а довольно большой текст необычного содержания. Можно прочесть следующее:
«Я, Кожевников Тимофей Андреевич, 11/I 1962 г. надпись посвящаю Илье Григорьевичу Пермякову.
Пермяков Илья Григорьевич
Родился в 1894 г. в д. Пермяковой. С 1950 г. работал пчеловодом колхоза Красный Пахарь, участник всесоюзный с/х выставки в Москве в 1954 г. За высокие медосборы 113 кг мёда в среднем с улья награждён золотым значком, бронзовой и серебряной медалями. Желаю хорошего здоровья и отдыха Вам, уважаемый Илья Григорьевич! Кожевников Тимофей Андреевич 1918 г. рождения, бывший агроном-пчеловод Висимского райсельхозотдела. 11/I 1962 года».
Конечно, писать на скалах – нехорошо. Но это творение уже имеет некоторое историческое значение, которое со временем будет лишь возрастать. Автор этой «записки» на скале – Тимофей Кожевников. Он высек её зимой со льда. Кстати, упомянутой деревни Пермяковой уже давно не существует, на её месте осталась лишь большая поляна.
Это далеко не единственное творение Тимофея Кожевникова. В свободное время он любил выбивать на камнях надписи или забавные изображения. В деревне Усть-Утка около своего дома на берегу Чусовой Кожевников создал настоящий музей под открытым небом.
На улице Береговой раскинулся целый сад камней. На них – оригинальные рисунки, стихи, шуточные высказывания. Особенный интерес у гостей вызывает "антикризисная монета", по-прежнему актуальная для России.
Многие из камней посвящены Сергею Есенину – любимому поэту Тимофея Кожевникова. Более того, энтузиаст самостоятельно слепил из глины его бюст, а друзья помогли сделать отливку из металла. Под берёзкой он соорудил пьедестал из досок и водрузил бюст – так в Усть-Утке появился памятник Есенину.
Также большой булыжник с текстом Кожевникова мне встречался на камне Могильном чуть выше Усть-Утки. Много таких «писаных камней» Тимофея Кожевникова и в лесах вокруг деревни, но найти их непросто да и слова уже плохо видны - беспощадное время делает своё.
Кожевников родился в деревне Рублёво под Каменском-Уральским. Работал пчеловодом в посёлке Висим, а потом в деревне Пермякова. В Усть-Утке жил с 1962 года, работая на совхозной пасеке. Пчеловодством он занимался всю жизнь. Тимофей Кожевников прожил яркую и долгую жизнь. Его не стало в 2013 году в возрасте 95 лет. В Усть-Утке его все помнят и любят.
Павел Распопов
Ураловед.
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
18 ноября 2020 года.


Рецензии