За кулисами Мастера и Маргариты часть 3

Замечал-ли,  кто-нибудь из вас, дорогой читатель, что бывает такое: проснувшись у себя в постели, после прерывания сновидения, поднявшись и взявшись за дела, вы неожиданно для себя просыпаетесь снова и оказывается, что дела, которые вы так старательно делали, просто снились вам и надо начинать всё сначала? Однако, и это разочарование может быть не последним и, вы, неожиданно снова просыпаетесь, уже теряя ориентиры между снами и не снами, как нам кажется… Жизнь кажется реальной до тех пор, пока не произойдёт пробуждение в совершенно новой реальности.

 И припомните, когда вы летаете во сне , вам не кажется это чем-то неестественным, как и многие другие странности. Но, почему? А, потому, что все миры( включая и наш человеческий на земле и в плотном теле), которые сознание способно посещать существуют только в сознании, а их творцом является Карма.

 Разобраться с понятием кармы можно прочитатв мою статью:  http://proza.ru/2020/04/09/1386 -- «Карма, Иллюзия и Пустота».


За кем бежал Иван Бездомный, когда Берлиоз «попал» под трамвай? В этот самый момент поэт начинает оправдывать свой псевдоним, который как нельзя лучше характеризует на данный момент его сознание. Если сознание без дома, следовательно, без чувства «я», без тела, за которое можно зацепиться, без тела-убежища!

 Бездомное сознание чаще всего  обнаруживается в состоянии бреда и бежит ОНО за «собственным» телом, ища приюта.

Когда мы ловим преступников, то на самом деле,  мы ловим себе убежище от того преступления, которое способен совершить якобы этот преступник. На самом деле, нам хочется ещё крепче склеиться со своим телом, сделать его несокрушимым и закрепить самую притягательную для человека веру: веру в реальность мира и своего тела.

Сотканные из Дыма тела, убегающие от поэта, постепенно растворялись в пространстве, а Иван, уже на столько увяз в собственном бреду, что его не отрезвило даже купание в речке.

 События в ресторане  «Грибоедов» происходят в физической реальности, как и попадание Бездомного в Психиатрическую клинику. Он эти события подобны пробуждению в незнакомом мире. Мир-то ТОТ, привычный для прошлого поэта, но для будущего Мастера, ОН – этот мир становится неприемлем. Именно поэтому и возникает конфликт.

 Подобное состояние я описывала в своей статье: , http://proza.ru/2019/12/12/1196  – « Мистерия восхождения».

Вспомните, что о том, что Воланд со своей свитой поселился в квартире Берлиоза, да и все события , связанные с этим, в романе происходят ПОСЛЕ ТОГО, как Ивану Бездомному в психиатрической клинике, сделали успокоительный укол и он потерял сознание в привычном мире людей.

 Тот сновидческий мир,  в котором Иван Бездомный оказался после потери сознания не мог сильно отличаться от того, в котором он жил прежде, но его сознание уже не принимало его в том нетронутом порочном состоянии, в котором он привычно находился.  Предшествием ко всем событиям была именно поэма об Иисусе. Сама тема, к которой он невольно прикоснулся, подвела черту под накопленными Иваном впечатлениями.

 Таким образом, происходит созревание «дурной» Кармы. Плод лопается и протекает соками… Первое, что вызревает, это желание справедливости, воздание по- заслугам – это Демонические функции Небес, действия разрушителей всего дурного, создающего страдания.

 Итак,  Демоны – Судьи  уже получили свои Дымные тела и в дымном мире выглядят вполне себе плотненько. И, работа началась!

 Каждый из героев, наказанных Воландом – это персонифицированные качества самого Бездомного, упакованные в отдельные личности, как выделившиеся из его  сознания и ставшие видимыми, осуждёнными.

 На этом фронте была проведена большая работа, мы же помним, что происходило с работниками Варьете, МАССОЛИТа, Жилтоварищества и других людей, не стесняющихся своей жадности, подлости, лживости,…

Когда мы смотрим на ярко выраженные помрачённые качества кого-либо, то невольно говорим себе: «НУ, я –же не такой!», имея в виду: «Ну не до такой-же степени!» и позволяя себе иметь все те-же помрачения, но поменьше, чтобы не так заметно было… А, когда не так заметно у меня, то следует в первую очередь осудить, того, у кого более заметно. Однако, нам не заметна сама иллюзия таких выводов и неведомы последствия, которые часто оказываются равнозначны. Иван уже обнаружил ЭТО ЗЕРКАЛО каверкало и когда суд идёт над его знакомыми персонажами, он (СУД) идёт над Иваном Бездомным.
(продолжение следует…  http://proza.ru/2020/11/20/1072  )


Рецензии
Здравствуйте, Марина!
Чрезвычайно любопытна Ваша точка зрения.

Ваш визави написал свою трактовку - если рассмотреть с позиции иудаизма - с точки зрения Виленского гаона, а Вы - с точки зрения хасидизма. Первый говорил, что Тора описывает развитие событий во всём мире. Вторые же утверждали, что Тора описывает становление одного человека.
Можно ли утверждать, кто был более велик – глава хасидов Алтер Ребе или знаменитый противник путей хасидизма Виленский гаон? Если бы никто никогда не отходил от семейных традиций, хасидское движение никогда бы не началось. Однако хасидизм не ставил целью отменить или изменить что-либо. Наоборот, его основатель хотел лишь раскрыть новые грани в иудаизме, которые не были еще широко известны в его время.
Виленский гаон выступал против хасидизма, так как считал его аномалией и боялся, что хасидизм приведет к ухудшению соблюдения Торы. Но сейчас – двести лет спустя – можно видеть воочию, что это не так.
Так и автор данной рецензии: он описал с точки зрения того, что "есть история, есть территория" - понимая при этом, что всё это лишь в его больном воображении.

Перед Вашей рецензией на его "Булгаков, Каббала, Украина" он получил "разгромную" - от некоей Нины Богдан:
"В огороде бузина...в Киеве дядька, в мозгах - полная мешанина🙈🙈🙈 Помните о Бездомном."

Ваш визави конечно помнит и сознаёт, что это его персонаж. Без-умный бездомный, сфира Хохма.
Вы пишете: "...Если сознание без дома, следовательно, без чувства «я», без тела, за которое можно зацепиться, без тела-убежища!"
Позвольте поправку: чувство "Я" - есть, а тела - нет. Это в его больной голове, то есть в уме, ему - его логике в лице Берлиоза - отрезают голову. Голова - живая - остаётся и разговаривает в театре Варьете. То есть это - "Я-мысль". А другие отрезаны. Освобождённый Раху, царь Асуров, безумный и бессмертный. Понимающий, что вокруг - "Горе от ума" (автор - Грибоедов, поэтому и ресторан так называется).

Как бы то ни было - весьма полезно ознакомиться с Вашей трактовкой для полноты картины.
С уважением Алексей.

Ал Ор   15.02.2025 14:05     Заявить о нарушении
Добавлю разъяснение про Ивана Бездомного, если угодно.
http://proza.ru/2024/06/21/1300

Ал Ор   15.02.2025 14:16   Заявить о нарушении
Марина, позвольте дельный совет: если в конце каждой главы сделать ссылку на следующую, чтобы читатель сразу на неё попадал - читателю будет гораздо комфортнее и быстрее знакомиться со всем произведением.

Ал Ор   15.02.2025 14:28   Заявить о нарушении
На счёт ссылки согласна с Вами. Это моё упущение. Надо будет заняться этим. Правда я и не закончила разбор полностью. Когда-то он был отложен и забыт на какое-то время. Возможно что я ещё вернусь к этой теме.

Спасибо за внимание. С уважением.

Марина Тигра   15.02.2025 17:05   Заявить о нарушении
"Можно ли утверждать, кто был более велик..."
Я думаю что более велик был Будда, потому что он проповедовал срединный путь. Будду сравнивают с банщиком, который дал учение, способное охватить Дхарму со всех сторон, старательно прорабатывая каждую мелочь. Вмещение макрокосма(внешнее) в микрокосм( внутреннее) является важным элементом Дхармы, через который можно описать как духовное падение или восхождение, так и внешние события, как потоки всё той же энергии, раскрученные в мандале.

Марина Тигра   15.02.2025 17:36   Заявить о нарушении
Никаких сомнений.

Ал Ор   16.02.2025 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.