Гримасы рыночной любви. Пришла война

Пришла война нежданная
Мне всегда было приятно знать, что наша страна – победительница в той страшной Отечественной войне и благодаря этому мы многие годы мирно живём, не зная тех страшных лишений. Но оказалось, что война с нами в одночасье стала рядом. Как и смерть. Как и боль. Как и ужас.
Приднестровье, как норовистый конь, всё больше становилось на дыбы, не желая повиноваться румынизированным седокам из Кишинёва. Входило в моду очернение всего прошлого советского, а заодно и русского. Менялись даже фамилии и имена в угоду новым переменам. Конфликт в Молдавии стал разгораться ещё во времена Горбачёва благодаря его предательской политике. Обратимся к Википедии. Так, «…осенью 1988 г. прошёл ряд демонстраций, на которых звучали всё более радикальные лозунги: «Молдавия – для молдаван», «Чемодан – вокзал – Россия», «Русских – за Днестр, евреев – в Днестр». Важным шагом к возникновению конфликта послужило опубликование в марте 1989 г. законопроекта «О функционировании языков на территории Молдавской ССР». Проект был опубликован от имени Союза писателей Молдавии. Согласно ему, родители лишались права выбора языка обучения детей, а за использование в официальном общении иного языка предусматривалась административная и, в некоторых случаях, уголовная (!) ответственность. Законопроект вызвал негативную реакцию среди части населения, не владеющей молдавским. Это привело к возникновению стихийного общественного движения, выступавшего за введение в Молдавии двух государственных языков – молдавского и русского. Против перевода молдавской письменности на латиницу высказывались также и некоторые молдаване Приднестровья. На фоне парада суверенитетов Приднестровье портило всю картину. Со всех трибун приднестровцы кричали, что уход республик приведёт к остановке всего, деградации власти, унижению самой идеи молдавской государственности. Народный фронт с пафосом отвечал, что молдаване проживут на вине и куске мамалыги – лишь бы выйти «из-под российского сапога». Показательно, что созданием Приднестровской республики были возмущены не только кишинёвские власти (что было хоть логично), но и президент СССР Горбачев!»
Столкновения на межнациональной почве начались ещё в ноябре 1990 г. в Дубоссарах. Своего апогея конфликт достиг в начале 1992 г., когда в Кишинёве этот осколок Советского Союза, как националисты его там называли, решили привести к полному повиновению, что ещё больше усугубило и усилило межнациональный разрыв. На Дубоссары и Бендеры двинулись верные Кишинёву войска и полиция. И снова из Википедии: «В ходе вооружённых столкновений Молдова применила автоматическое и стрелковое оружие, военную технику, артиллерию, в частности, противоградовые установки «Алазань» (начиняя их горючими смолами) против плохо вооружённых приднестровских гвардейцев и казаков, состоящих их местных дубоссарских ополченцев: русских, молдаван, украинцев, поднявшихся на защиту своего родного города Дубоссары». Как всегда, не обошлось без провокаций. Около полугода длилось вооружённое противостояние, пока его не удалось потушить с помощью 14-й российской армии и не ввести миротворцев. Приднестровцам помогали противостоять казаки. По официальной версии погибло около тысячи человек с обеих сторон, ещё больше было ранено, что было дико для многих из нас, однако эксперты считают, что реальные потери больше. В советское время мы не знали никаких межнациональных конфликтов. Мы были все одной национальности, жили одной семьёй. Мы были все советскими, чем и гордились. Чем нам можно было гордиться теперь?
Героем дня стал командующий 14-й армии Александр Лебедь, попытавшийся сделать впоследствии политическую карьеру и даже стать президентом России после подписания Хасавюртовских соглашений, что чуть не привело к расколу уже России. А в то время ему все аплодировали. Временно было прервано железнодорожное и автобусное сообщение. Поезда шли окружным путём. Оружие, попавшее в руки ополченцев, ещё долго стреляло и взрывалось, убивая невинных людей. Не раз докатывалось эхо приднестровской войны и до нашего городка. Так, один мой одноклассник повздорил с каким-то приезжим в центральном парке. Тот, недолго думая, кинул ему вдогонку гранату Ф-1, которую ещё называют «лимонкой». К счастью, одноклассник остался жив, только вся спина его была иссечена мелкими осколками.
Недвижимость в Приднестровье резко упала в цене. Многие, боясь продолжения конфликта, всё распродавали и уезжали к родственникам или знакомым, а то и просто куда глаза глядят. Остальные жили в страхе, проклиная постперестроечные перемены. Но, слава богу, вооружённый конфликт вовремя потушили, зато постоянно велась экономическая война между соседями на разных берегах Днестра, и поднял голову обыкновенный бандитизм. Кому нужна была такая перестройка, когда мирные соседи вмиг стали врагами?


Рецензии