Слабость идеологии или искусство на продажу

«Мя;гкая си;ла (англ. soft power: чаще встречающийся перевод — «мягкая сила», хотя автор этого термина Дж. Най, введший его во второй половине 1980-х годов, имел в виду в первую очередь «мягкую власть») — форма политической власти, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.
По словам введшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи…»        Из Википедии.


…Эта статья, о "художественной"выставке в Лондоне обнажившей отсутствие идеологии «мягкой силы» в России, написана почти десять лет назад. Но и сегодня очевидно, что влияние мягкой силы русского мира, заметно уступает тому что делает в России Запад, но и тому, что было ещё во времена Горбачёва.                В Англии например, были факультеты русского языка в нескольких университетах и мне довелось выступать перед студентами такого факультета - там преподавала моя знакомая англичанка говорящая по-русски и жившая какое-то время в России. И меня слушали внимательно, хотя я говорил по-русски!               
 Были клубы русского балета и классической музыки, состоящие из английских поклонников. Была русская библиотека с библиотекарями англичанами. Многие англичане изучали русский язык, чтобы ближе знакомится с русской культурой и русским искусством.
Сегодня, этого категорически нет и это обусловлено отсутствие всеобъемлющей концепции работы русской мягкой силы. Ещё один малозаметный пример. В Лондоне есть «Пушкинский дом», который сегодня превратился по сути в «антирусский», потому что на встречах там говорят по английски и встречаются там с диссидентами или российскими закоренелыми либералами. Одним словом, ни о какой работе мягкой силы с российским акцентом в Англии и речи не идёт! 
Одно время я задумывался о создании русского музея в Лондоне, встречался с музейщиками, съездил в Русский музей в Питере, всё это как частное лицо, чтобы заручится их поддержкой на первое время. Писал программу создания этого музея, в которой главным пунктом был параллельное создание Русского музея в Лондоне и Английского, допустим в Питере. Тогда не надо было бы ничего покупать в дорогом Лондоне, а просто сделать всё по обмену.               
Но потом, я понял, что без государства создать такое невозможно, будь ты хоть трижды энтузиастом, тем более, что у меня и без этого дел хватало. Пытался заговаривать об этом в Россотрудничестве и даже с атташе по культуре. Но на меня смотрели как на городского сумасшедшего. Странно, что никто даже не подхватил эту идею, выдавая её за свою, сколько я не подталкивал к этому чиновников они на это не откликнулись…                Не секрет, что в России сегодня «вся чиновная рать» ревниво относится к любым проявлениям инициативы снизу, и стараются её просто не замечать, не делая того, что входит в их прямые обязанности. Часто это происходит из нежелания «подставляться» или просто из интеллектуальной лени и непонимания требований современности. Поэтому на любые предложения со стороны, чиновники относятся равнодушно, если не насмешливо.
Примерно в то же время мы, совместно с английским фотографом Продиптой Дас, создали книгу на английском для английских школьников – называлась она “R is for Russia”. Мы дважды, подолгу бывали в России, проехали и пролетели по всей стране около двадцати пяти тысяч километров. Были в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Иркутске.            
Книга получилась хорошей, вышла в известном английском издательстве, книгу хвалят и по сию пору продают во многих англоязычных странах, по интернету в том числе, Но в России её нет, а ведь могли бы использовать в русской школе, как пособие для изучающих английский! Но кому из российских чиновников в министерстве образования это сегодня интересно?
 
…После открытия Россотрудничества в Лондоне, я обрадовался, что наконец-то появились представители мягкой силы из России. Но моя радость была преждевременной - работа в этом очаге русскую культуры, свелась к сообщению с русскоговорящими, которые к тому же не всегда лояльны к «режиму Путина».
 Тогда я написал письмо в центральный офис Россотрудничества в Москву, предлагая создавать курсы для будущих сотрудников, где их бы обучали приёмам работы с «туземцами», и приучали быть напористыми публичными людьми, умеющими работать с иностранцами. Конечно, никто мне на это не ответил, да я и не особо ожидал, зная систему работы российских чиновников.
Сегодня краем уха я слышу, что в Россотрудничество пришёл новый заведующий, некто Примаков, который «может и умеет организовать работу». Конечно было бы хорошо, чтобы в работе мягкой силы что то изменилось, но трудно рассчитывать на быстрое улучшение и поэтому остаётся говорить - «будем посмотреть».
Пока же, все российские гастролёры, в лице либеральной тусовки, приезжают в Англию чтобы «срубить бабок» – действительно, билеты на их «концерты» стоят запредельно дорого и поэтому, ходят встречаться с ними их богатенькие поклонники - сторонники, которые на Россию смотрят сверху вниз и конечно, ни в каких мероприятия Россотрудничества не участвуют.
 
Поэтому я уверен, что надо менять концепцию работы Россотрудничества, заставляя их работать не только с русскими, но прежде всего с «туземцами», да простят меня англичане за такие шутки. А работой с русской диаспорой, которая в Англии уже достигает нескольких сотен тысяч наших соотечественников, нужно вменить российскому консульству и атташе по культуре, может быть увеличив штат отдела…

Заканчивая это длинное предисловие, надеюсь, что эту статью в российском чиновном мире будут воспринимать как конструктивную критику, а не как желание просто покритиковать, тем более если это поможет сдвинуть проблему действия российской силы с мёртвой точки!
 



            О русской выставке в Лондоне


Эпиграф: «Сегодня, художник - это социальный статус, а не профессия».

…Я был в Сатчи — галлери первый раз. Мы с женой приехали туда на автобусе, по дороге любуясь в окно на витрины больших, модных магазинов, оформленных к Новому Году. Особенно понравился дизайн в большом магазине на Найтсбридж. Витрины сияющие блестящими красками и искусной подсветкой, выглядели как шкатулки с драгоценностями. Да наверное так и задумывались декораторами.
Выйдя из автобуса, попали под моросящий дождь, и торопясь зашагали в сторону галереи. Перед входом толпились люди и проверяли пригласительные, а войдя внутрь, были оглушены шумным говором толпы, стоящей в зале, слева от входа. Казалось, весь артистический Лондон был здесь. Я немного растерялся не ожидая такого многолюдья на выставке российских художников и начал спрашивать, где эта экспозиция размещена. На меня смотрели не понимая - только чуть позже, я понял что вся большая галерея, это и есть российская выставка!

Но обо всём по порядку. Протискиваясь к большим фото с татуированными мужчинами, я по пути взял с подноса бокал с шампанским — было официальное открытие выставки - и отхлёбывая шампанское небольшими глотками, во все глаза смотрел на «искусство» российской уголовной татуировки, которое демонстрировали на постановочных фото, немного смущённые зэки-модели.
Татуировки интересные, с голыми девушками, ангелами и надписями вроде «не забуду мать родную» На одной фотографии было крупно показано лицо с закрытыми глазами, а на веках виднелась надпись, «не спи».
Эти фото вполне соответствовали сегодняшней европейской моде — на пляжах, на руках спинах и груди молодых можно часто увидеть, даже у девушек, разного рода фривольные картинки в виде бабочек, орнаментов и даже кокетливых мышек, которые видны на филейных частях тела и при ходьбе забавно прячутся в потайные промежутки.                Таков сегодня культовый культурный тренд : «назад, к прачеловеку». Конечно, вырождение и утрата профессионализма, заметна и в других искусствах, но особенно это бросается в глаза у художников — полная деградация профессии и попытка через идеологию, привлечь внимание и продать, главное продать такое «творчество».
Ну, а в России, уголовники давно освоили этот язык символов и нынешние русские "художники", с энтузиазмом эксплуатируют эту тему...

Но большинство зрителей, в галерее, фото эти не смотрели а просто стояли с бокалами в руках и разговаривали. Через время я начал различать и русскую речь и потому, стал спрашивать мнение о выставке некоторых знакомых и незнакомых посетителей.
Для русскоязычной диаспоры, эта выставка была большим событием культурной жизни. Но и для англичан, не избалованных таким откровенным показом ничтожества и бытовых обстоятельств жизни дна российского общества, экспозиция тоже было «зеркалом», в которое страшно, но хочется заглянуть, чтобы увидеть своё будущее.
В определённом смысле, это всё выглядело как пощёчина буржуазному общественному вкусу, хотя совсем не это наверное задумывалось организаторами.
Сегодня такое «самораздевание» и откровенное издевательство, над образом страны в которой вы родились и живёте, обусловлено идеологией «продажности» искусства, то есть желания идти в сторону того, что требует мода. А идеологическая мода, сегодня, требует шельмование России во всех смыслах и прежде всего в идеологическом. Этим наверное обусловлено самое коренное направление в российской идеологической эстетике — «чернуха». Чернуха сегодня присутствует во всех жанрах, начиная от кино, театра и заканчивая литературой и даже музыкой. Вспомните пьесы и фильмы Сигарева или военные кинополотна Михалкова, или даже постановку Бориса Годунова, в Мариинском театре. Всюду испитые лица, серые зэковские бушлаты, грязь, матерщина, цинизм и скотский разврат.
И это всё вываливают на западного зрителя, в надежде что это «искусство», оценят прежде всего с идеологической стороны, а потом уже купят и будут выставлять у себя, показывая до чего людей довели большевики и соцреализм.

Есть среди российской образованщины такой миф, что на Западе любят видеть Россию грязной, заплёванной и дурно пахнущей, как следствие крушения социалистической идеи. И поэтому, своеобразное спонтанное лакейство очень распространено сегодня в кругу либеральных российских образованцев и прозападного чиновничества, которые стараются делать деньги на всём, что может продаваться.
Но на Западе, на самом деле это  в культурном смысле никому не нужно, а нужно здешним идеологическим работникам пера и пропаганды, которые указывая пальцем на эти русские страшилки-инсталляции, говорят: «Вот видите до чего довела Россию приверженность большевизму и теориям Маркса, Ленина, Сталина...»
Конечно такой идеологией занимаются и в России, совсем небольшое количество «либералов»-бюрократов. А остальные, «творцы искусства», просто и банально продают, как им кажется, «ходовую» тему...

Уже во втором зале обширной галереи, рассматривая жуткие картинки социального, пьяно-развратного дна российского общества, я и там начал замечал моменты «постановочного искусства», когда фотограф даёт бомжам небольшие деньги и просит их показывать «писи и попы», а те, в пьяном угаре, про себя называя его придурком исполняют эти примитивные фантазии, вовсе не подозревая, что этот «работник идеологического фронта» очень прилично заработает на смаковании «российских реалий» заграницей...
А мне вспомнился столетний юбилей Дягилевской антрепризы. Я был в Париже в те дни и сходил на выставку, посвящённую этому юбилею триумфа русского искусства. Тогда, сто лет назад, Запад был поражён самобытностью и красочностью русского народного искусства, на почве которого артисты балета, художники и музыканты создали замечательные шедевры потрясшие весть мир и заставившие уважать и восхищаться не только российским балетом, но и всей культурой России в целом.

Сегодня времена изменились и русской народной культуры не существует, а на её месте появилась суррогатная западная культура, в российском преломлении. И этот процесс зашёл уже так далеко, что такой суррогат, недруги нашей страны используют как идеологическое оружие, совращая и развращая подачками «с барского стола» художников, писателей и музыкантов, за что те отрабатывают и выдают на гора «чернуху», никому не нужную ни здесь на Западе, ни тем более в самой России...

В одном из следующих залов, была любопытная инсталляция под названием «Принципы сдачи» И эта инсталляция, как нельзя кстати раскрывала смысл и суть этой экспозиции «советского искусства» насмешливо названной «весёлость советского искусства в шестидесятые — восьмидесятые» (перевод мой).
Но и это оказалось ложью - на этой выставке присутствовало только антисоветское «искусство», потому что эта «мрачная весёлость» была сделана и датирована в основном девяностыми годами, когда СССР уже не было на карте мира - вся эта выставка отражала развал и распад в послеперестроечной России, всех человеческих связей и принципов гуманного искусства...

Конечно, всё зафиксированное фотокамерами этих «фотохудожников», присутствует в российской жизни, но это бытует на грязных задворках, а точнее было уделом нашей страны в лихие девяностые годы, как следствие разрушительности «перестройки» затеянной партийными номенклатурщиками совсем не ожидавшими, что на месте неуютного «застоя» и шедевров соцреализма, вдруг вырастет эта безутешная и страшная своей животной сущностью, драма миллионов человеческих судеб.
Не ожидали эти "прорабы перестройки" и того, что в искусстве вырастет монстр «чернухи», подмявший под себя всё подлинно человеческое в современной  российской культуре.

Конечно, есть примеры такого рода «реализма» и в Англии, и в самом Лондоне. Сотни и тысячи бездомных, бродят днём по городу, а на ночь, забившись в обогреваемые щели или спрятавшись в картонные коробки, в полусне проклиная и себя и такую жизнь, ждут рассвета и наступления нового безрадостного дня. Я видел в центре Лондона такого бродягу, который летом, сидел на тротуаре босиком и на ногах у него были чудовищные, отвратительно пахнущие пузыри, которые были похожи на гниющие отходы найденные на помойке мясокомбината.
Видел я и умирающего бомжа лежащего на какой-то бетонной плите и задыхающегося от душащего его, внутреннего жара. Он был простужен и буквально сгорал от температуры в его больном теле.                А мимо него спешили по работе или на обед, десятки и сотни благообразных обывателей-чиновников, боявшихся даже взглянуть в его сторону...

Эта сторона жизни тоже знакома всем англичанам, хотя не становится предметом искусства, тем более на продажу - англичане себя уважают, может быть ещё потому, что они не переживали тех драматических событий, которые обрушились на голову многострадальной России в двадцатом веке.
В течении двух мировых войн, в которых Россия была союзником Англии, наша страна потеряла более тридцати миллионов самых сильных и самых умных молодых людей. И этот демографический шок, продолжает действовать на генофонд России, а может быть и привёл к этому болезненному самоуничижению и самоуничтожению, которым Россия отметилась во времена перестройки и от которого продолжает мучиться и сегодня. Эта экспозиция, тому ещё одно доказательство...

Мне кажется, на этой выставке были представлены художники, которые не обладают минимальным уровнем профессионализма, но являются ловкими идеологическими конъюнктурщиками, как впрочем наверное и организаторы и устроители этого зрелища.

Я спросил у своего знакомого русского, талантливого хореографа и балетмейстера, что он думает обо всём увиденном здесь. И он подтвердил моё собственное мнение, что все это создано с расчётом на скандал и как следствие, на выгодную продажу этих «произведений искусства», о которых забудут завтра же, если идеологическая конъюнктура поменяет своё направление.
Спросил я и свою жену англичанку, что она думает обо всем этом и она сказала, что не хотела бы видеть у себя в квартире такого рода бездарные новации. А простой россиянин, мой знакомый, взрослый человек, который далёк от искусства и случайно попал на выставку, делая круглые глаза шептал: - Это ужас! Ужас! - и возмущённо разводил руками.
Зато англичанин - благообразный и хорошо одетый экономист, которого я пытался расспрашивать говорил, что это последствия соцреализма искусства советского периода.
Он это так понял, но так и пытались выставить Россию организаторы и участники этого «действа»...
Я читал рецензию на эту выставку в «Ивнинг Стандарт», кстати, принадлежащей русскому олигарху. Эта статья называлась «Сатирический взгляд на советскую власть» - то есть не только я воспринял эту выставку как пасквиль.
Но рецензент не понял, что основная «чернуха», показывает и издевается уже не над СССР, а над современной Россией. Видимо этого не понимают ни организаторы, ни спонсоры выставки, в число которых почему-то вошёл «Росатом».
И это ещё одна деталь абсурда культурной политики нынешней власти.
В рецензии, тоже говорится о репрессивной советской власти, о подражании западным аналогам, о свирепой, цензуре породившей эти героические идеологические «возражения». И, как я и ожидал, автор рецензии, очень скептически отнёсся к нынешнему российскому «авангарду», но отметил хорошо подобранную экспозицию собственно советских художников-модернистов, вполне справедливо протестовавших против засилья «соцарта».
И рецензент был по своему прав, потому что когда мы начинаем врать себе и окружающим, либо приукрашивая, либо очерняя действительность, то мы в итоге получаем «сумбур вместо музыки» и скатываемся в болото самовосхваления или самооплёвывания.

Эта выставка, на мой взгляд, является примером подобной «идеологической чернухи» и патологического самоуничижения...
Как и отмечал английский рецензент, были здесь и советские художники-диссиденты — Рабин, с его «селёдками», бутылками водки и газетами «Правда» и «Сельская жизнь». Был и Илья Кабаков с его инсталляциями. Были Комар и Меламед с их сарказмом и издевательством над советским буржуа и обывателем.
Но это было уже другое явление, в котором просматривался не только идеологический талант, но и профессионализм. Хотя уже в их творчестве, чувствовалась политическая составляющая и желание понравится «Западу». Именно они начали работать на потребу западному зрителю, издеваясь над советской действительностью, а продолжателями этой линии стали нынешние «художники», изображающие голые задницы, пьяных женщины с полуспущенными трусами на фоне после перестроечной разрухи, бессмысленные бледные инсталляции, которые может делать любой профессиональный столяр или маляр по несколько штук в день.
И если на «чернушных» фотографиях ещё видны хоть какие-то мыслительные усилия и работа воображения, пусть и похабного, то от просмотра подобных инсталляций, в голове остаётся какое — то бледное пустое место, «ничто», которое нельзя назвать ни искусством, ни даже просто работой художника - это анемичная мазня и дилетантские повторения уже давно пройденного и забытого западного эксперимента с доверчивым сознанием провинциального зрителя…
На фоне такого «искусства», работы декораторов делающих оформление праздничных витрин в магазинах Лондона, воспринимаются как шедевры мастерства и изобретательного художественного профессионализма...

… Уходя из Сатчи-галлери, я думал, что при всём негативе увиденного, можно сделать и позитивные выводы - важно осознать, что в современном мире идёт война культур и подобное псевдоискусство, может появиться в любой национальной культуре и потеря самобытности и независимости культуры происходящей в России, характерна для стран, которые перестали бороться с хаосом в душах и обществе, молча согласившись на поражение...
И ещё я сделал оптимистический вывод, что если эту выставку увидят российские власть имущие, то они ужаснуться и поймут, что надо делать всё зависящее от людей во власти и в российском обществе, чтобы такое самораздевание и самоуничижение громадной страны, с трагической и часто самоотверженной историей, никогда впредь не повторилось!



Конец ноября 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков.

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal


Рецензии