Ленинский призыв, его состав и запросы. Ч. 1

Наверное, многие слышали про так называемый "ленинский призыв" - призыв Центрального Комитета партии к рабочим для вступления в ряды РКП(б) после смерти В. И. Ленина. Сегодня некоторые "эксперты" склонны рассматривать этот набор людей как простой инструмент в политической игре Сталина против Троцкого, указывая на снижение качественного состава партии за счет наращивания количества малообразованных членов, но мы не согласны с такой оценкой причин данного события, не отрицая в том числе и негативных последствий.

Ленин всегда говорил о необходимости установления тесной смычки партии с рабочим классом, о том, что самые сознательные рабочие поведут за собой менее сознательных, а сам рабочий класс поведёт за собой все остальные слои общества. Известно, что на момент смерти Ленина в партии действительно существовало определенное фракционное противостояние, но это противостояние вовсе не являлось чем-то новым, оно существовало и при жизни вождя, при этом большие массы людей зачастую плохо разбирались в причинах разногласий. Ленинскому призыву предшествовала небезызвестная партийная дискуссия, а параллельно проходил XIII Съезд партии, они-то и вынесли свой вердикт фракционному противостоянию, и вердикт этот был не в пользу оппозиции. Партия приняла сторону Сталина.

Можно ли говорить о том, что "просталинская" часть партии нуждалась в поддержке малограмотных масс? Нет, нельзя, потому что малограмотные люди, ещё и не знавшие предыстории противостояния с оппозицией, не были заведомой опорой для той или иной стороны. Но несомненно то, что приток рабочих от станка помогал усиливать позиции партии в рабочих коллективах, укреплять ту самую смычку партии и класса, которая была необходима для воплощения грандиозных коммунистических идей в жизнь.

Кроме того, набор не был стихийным в полном смысле этого слова - его состав по мере сил просеивался местными партийными организациями, ленинские призывники проходили полугодовой испытательный срок и дополнительно обучались, прежде чем стать полноправными членами партии. Вызванные притоком новых кадров изменения на местах фиксировались, анализировались и контролировались центром для оперативного принятия взвешенных решений.

Об этом и пойдет речь в статье "Ленинский призыв, его состав и запросы" из №10 журнала "Большевик". В первой части мы рассмотрим количественные и классовые показатели призыва.

* * *

Ленинский призыв, его состав и запросы

I.

Прошло уже полгода с тех пор, как январский пленум ЦК РКП(б), первый после смерти Ленина, предложил всем организациям начать кампанию по вербовке в партию 100.000 рабочих от станка. Первоначально намеченная ориентировочная цифра — 100.000 — в ходе кампании была значительно превзойдена и, по данным статотдела ЦК РКП(б), к концу кампании оказалось принятыми в партию кандидатами всего 179.653 товарища. Если до ленинского призыва общее количество членов и кандидатов нашей партии было 450.000, то новый состав кандидатов, влившихся в партию по ленинскому призыву, составляет 28,3% всей партии. Это настолько высокая цифра новых членов, что в состоянии глубоко изменить внутрипартийную жизнь и повлиять на партийную работу. Чтобы эти изменения и влияния были направлены в сторону укрепления старых ленинских принципов партийной политики, партия должна была в течение первой половины текущего года сосредоточить все свое внимание на политическом воспитании и втягивании в активную работу ленинского призыва. Теперь для первых групп ленинцев уже истекает шестимесячный кандидатский срок. В течение ближайших 3 — 4 месяцев весь ленинский призыв должен будет перейти из кандидатов в действительные члены партии и сравниться в партийных правах и обязанностях со старым составом партии. Это возлагает величайшую ответственность на старый состав партии, на обязанности которого лежит их политическое воспитание. Необходимо серьезнейшее изучение состава, запросов, нужд и склонностей всей массы ленинцев, от самых отсталых до наиболее передовых, ибо через них мы вплотную подходим к детальному изучению запросов, нужд и склонностей рабочих масс и к углубленной постановке партийной работы в фабрично-заводской ячейке, как это необходимо в теперешних условиях, при все еще продолжающихся экономических затруднениях, с одной стороны, и роста политической активности и общественной самодеятельности, с другой стороны.

Ленинский призыв далеко не равномерно распределяется по всей нашей партии. Из принятых 179.653 товарищей кандидатов-ленинцев больше половины (90.733) падает на 10 крупнейших промышленных центров, а другая половина распределяется по остальным организациям партии. Если во всей партии ленинцы составляют 28.3%, то по этим 10 промышленным районам они составляют 40%, а по отношению к старому составу партии — 53,2%. Столь же радикально ленинский призыв изменяет соотношение нашей партии со всем рабочим классом. Мы почти повсеместно уже имеем на каждых 10 рабочих одного коммуниста, а по некоторым организациям даже на каждых 5 — одного. Наглядно это показывает следующая таблица:

https://d.radikal.ru/d33/2011/14/acf6f179796e.png

По земледельческим губерниям и окраинам вес и значение ленинского призыва в составе партии и, следовательно, и в партийной работе значительно меньше. Так, по 9-ти типичным крестьянским губерниям ленинский призыв составляет только 23,3% общего числа коммунистов до ленинского призыва, по Туркестану — 24.9% (данные неполные), по Дальнему Востоку, тоже по неполным данным, — 22,6%. Но зато и в этих губерниях и областях ленинский призыв производит самый радикальный переворот в отношениях партии к беспартийным рабочим. Так, по Енисейской и Кубано-Черноморской губерниям после ленинского призыва почти половина всех промышленных рабочих оказываются членами или кандидатами партии. Наглядно это показывает следующая таблица:

https://d.radikal.ru/d16/2011/46/c9be9d7866d7.png

Однако наше влияние на рабочую массу определяется не только количественным соотношением членов партии и беспартийных рабочих, но также и ролью и значением находящихся у станка членов партии в производстве, их производственным стажем и социальным составом. Данные (неполные), имеющиеся в нашем распоряжении, показывают, что ленинский призыв состоит в своей массе из наиболее квалифицированной части нашего пролетариата, пожилых, «серьезных» рабочих, имеющих большой вес в беспартийной рабочей массе и являющихся авторитетом в производстве. В сообщениях из ряда организаций отмечается, что процент квалифицированных рабочих достигает 60 — 80%, что, в среднем, производственный стаж ленинцев не меньше 10-ти лет. Для иллюстрации мы берем Краснопресненский район Московской организации, Бакинскую и Одесскую организации.

По Краснопресненскому району Московской организации принято всего 6.128 человек, из них рабочих — 5.806, служащих — 159, крестьян — 87 и прочих — 76. Положение рабочих в производстве и их социальные связи показывает следующая таблица:

https://d.radikal.ru/d00/2011/18/8cb91ad9ebeb.png

Из этой таблицы мы делаем тот вывод, что хотя ленинский призыв и состоит из наиболее квалифицированной части нашего пролетариата, однако наполовину он является пролетарским только в первом поколении. Половина всех ленинцев — сыновья крестьян, а 4/5 — внуки крестьян. Крестьянская кровь течет в их жилах и крестьянские нужды, радости и горести, естественно, близки их сердцу. Больше того, 28% из них еще сохраняют связь с деревней и, следовательно, являются полукрестьянами-полурабочими, иначе сказать, закоптевшими в фабричном дыму крестьянами. Такова картина по лучшему пролетарскому району г. Москвы. Мы уверены, что данные по другим районам и городам эту картину не изменяют. Могут быть только незначительные отклонения в ту или другую сторону.

По Бакинской организации в настоящее время из всех принятых по ленинскому призыву находится у станка — 96,5%, из которых до 1917 г. были рабочими — 6.254 чел., или 87% всего приема, крестьянами — 592 чел., или 8%, служащими — 165 чел., или 2%, и прочими — 190 чел., или 3%. Сопоставляя общую цифру находящихся теперь у станка с цифрой рабочих до 1917 г., мы приходим к выводу, что бакинские ленинцы — это рабочие, находившиеся у станка в течение всей революции, плюс незначительный процент (7,92%) опролетаризировавшихся во время революции крестьян (землепашцев в настоящее время — 0,8%), служащие и прочие в Бакинской организации среди ленинцев никакой роли не играют.

По Одесской организации средний производственный стаж — 10 лет. Процент рабочих-ленинцев, находящихся у станка свыше 20-ти лет, достигает 10 — 15%. Та активность, которую одесские ленинцы проявили на происходивших производственных совещаниях, говорит, что в партию вошла не только технически наиболее квалифицированная, но и политически наиболее квалифицированная и активная часть рабочих.

Мы взяли Одесскую и Бакинскую организации, которые менее всего связаны с деревней. Они не являются типичными. Гораздо более типична Москва. Но если мы перейдем от нее к менее промышленным и более отсталым городам северной и средней части нашей республики, то получим значительно менее квалифицированный и более связанный с деревней состав ленинцев. Из Вологодской губ. сообщают нам, что ленинцы, в большинстве своем, состоят из чернорабочих, а вологодский чернорабочий - это полу-крестьянин, еще не порвавший связи с землей и находящийся на отхожих промыслах. Он так себя и считает находящимся временно в отлучке от деревни. Даже в Москве есть ячейки, которые по своим социальным связям делятся на две части: рабочих, уже связавших навсегда свою судьбу с фабрикой, и крестьян, все время оглядывающихся на свою деревню. Наиболее характерна Череповецкая губерния, в которой только по одному предприятию, в котором был значительный прилив ленинцев, отмечается 85% рабочих. На остальных же из всего состава работающих — только 30 — 40% рабочих, а остальные — крестьяне окрестных деревень, временно работающие по найму (напр., Андокская и Сойволовская бумажно-картонажные фабрики, Белозерский водный транспорт и т. д.).

Приведенные мною данные говорят, что в ленинском призыве мы имеем лучшую часть наших промышленных рабочих, наиболее авторитетных в производстве и целиком отражающих наш рабочий класс, но в то же время тысячью нитями связанных с деревней и с деревенским крестьянским хозяйством. Наш рабочий-ленинец имеет два лица: одно обращено к нашей социалистической промышленности, над поднятием которой он работает и которая является его завтрашним днем, а другое обращено к деревне, к отцовскому или дедовскому хозяйству, которое является его вчерашним днем, над которым он уже не работает, от которого он ушел под давлением экономической нужды. На первом месте для него фабрика, вопросы о зарплате, элементарных удобствах рабочего быта, а когда эти его потребности удовлетворены, тогда он задается вопросом о деревенском хозяйстве, о мужицком быте. И если партия недостаточна чувствительна к деревенской неурядице, если он не находит достаточного разъяснения партийной политики по отношению к крестьянству, он ищет сам выхода и иногда приходит к ложным заключениям.

Партия должна учесть этот двуликий характер русского пролетариата, нашедший полное отражение в ленинцах, а через них - в нашей партии.

Продолжение следует...

В.Кнорин


Рецензии