Фактор Пашиняна в карабахской войне

Фактор Пашиняна в карабахской войне
Большинство аналитиков одной из причин начала карабахской войны считают «похолодание» отношений между Арменией и Россией. Пришедший во власть два года назад по итогам «бархатной революции» Никол Пашинян в качестве премьер-министра, по полной программе использовал недовольство и возмущение населения высоким уровнем коррупции в стране, кланово-олигархическим укладом экономики, отчетливо проявляющиеся признаки плутократии.
В последние годы пребывания у власти рейтинг президента Сержа Саргсяна, убежденного пророссийского политика, снизился до 7%. И для того, чтобы как то повысить рейтинг, привлечь электорат, необходимо было навести порядок в своем окружении, которое каким-то образом обзавелось солидными состояниями, для обретения которых в обычных условиях понадобились бы десятилетия.
Однако приводить в порядок он не стал, не смог урезонить своего брата Сашика, взявшего под контроль большую часть поступающего в Армению импорта, и не подпускающего к импортным закупкам кого-либо другого.
Было заведено уголовное дело против экс-президента Роберта Кочаряна, который внес большой вклад в российско-армянские отношения. С его согласия и одобрения на территории Армении появилась 102 российская военная база, заключен договор о стратегическом партнерстве между Россией и Армений.
Через пару лет работа договора была продлена на 49 лет. Проще говоря, выходцы из Карабаха экс-президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян решение проблемы национальной безопасности Армении видели в военном присутствии России в Армении. При Роберте Кочаряне Армения стала также членом ОДКБ, а в 2015 Армения вошла в ЕАЭС - Евразийское экономическое сообщество, инициированное Россией. Было возбуждено уголовное дело против Роберта Кочаряна по обвинению в нарушении конституционных норм, применение насилия, приведших к гибели 10 участников протестов против фальсификации итогов президентских выборов 2008 года.
Один из участников и организаторов беспорядков - журналист Никол Пашинян, яростный оппозиционер, был осужден судом на 7 лет лишения свободы. Придя к власти, Никол Пашинян, вместе с развернутой борьбой с коррупцией, возвращением в госказну украденных у государства денег, наведением порядка в области госзакупок, что, кстати, дало хороший эффект, оздоровило экономику, стал привлекать к ответственности всех причастных тем далеким событиям лиц.
Генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров в 2008 году был начальником ереванского гарнизона, чьи подразделения принимали участие наведении порядки и подавлении беспорядков. Без проведения процедуры отзыва генерального секретаря ОДКБ и назначении нового от армянской стороны, во время поездки в Ереван генерал Юрий Хачатуров был арестован. Арестован, несмотря на то, что обладал в силу своей должности дипломатическим иммунитетом. Этот шаг со стороны армянских властей был расценен среди стран-членов ОДКБ не как торжество справедливости, а как акцию, подрывающую работу и авторитет ОДКБ, грубейшее нарушение внутреннего распорядка межгосударственного органа.
Поскольку должность генерального секретаря оставалась за Арменией, она предложила свою кандидатуру, но уже члены ОДКБ не дали на замену согласия. Почти 8 месяцев ОДКБ оставалась без руководства, а точнее эти функции были возложены на заместителя генерального секретаря. Кроме неграмотных и вызывающих мер, получивших негативную оценку, Пашинян заработал себе крайнее недовольство генералитета стран-членов ОДКБ преследованием ряда бывших высокопоставленных военных Армении. Какие бы цели не преследовал Пашинян в отношении нарушителей конституционных норм, много высокопрофессиональных военных, участников карабахской войны, были вынуждены покинуть Армению. До сих пор в розыске находится генерал-лейтенант Микаэл Арутюнян, бывший заместитель министра обороны Армении.
Особую настороженность и обеспокоенность в России вызвало назначение на ключевые правительственные должности лиц, пользовавшихся грантами неправительственных организаций, получающих финансирование из-за рубежа, выпускников американских университетов, привлечение к работе правительства иностранных специалистов – этнических армян. Крен в сторону запада стал ощущаться все больше.
Пожалуй, единственным ведомством, сохранившим адекватное отношение к реальности и продолжающем расширять сотрудничество с Россией оставалось министерство обороны Армении во главе с министром Давидом Тонояном. Судя по тому, что он отстоял все совместные российско-армянские программы по оснащению армии современным вооружением, обеспечил дополнительные поставки ОТРК «Искандер», ударные истребители СУ-30СМ, РСЗО «Смерч», и другие виды современных вооружений, ему удалось убедить премьера в необходимости продолжения сотрудничества с Россией. По утверждению противников Пашиняна, одной из его задач является выход Армении из ОДКБ, ЕАЭС, и как заключительный аккорд – аннулирование договора о размещении российской военной базы на территории Армении. Насколько это верно, сказать трудно. Поскольку договор о присутствии российской военной базы Армении не предполагает единоличного решения премьера. Тем более, что с Пашиняном происходит явная трансформация в сторону осознания необходимости военно-технического сотрудничества с Россией. В последнюю крупную партию оружия в рамках 200 миллионного кредита со стороны России, лично сам Пашинян просил Путина внести коррективы в пользу очень необходимых видов современного вооружения.
Происходит процесс осознания того, что какой бы крен в сторону не происходил, Армения и Россия объективно остаются естественными союзниками. Ошибки и упущения новой армянской власти были истолкованы в России и раздуты пропагандой как антироссийский курс Армении во главе с Пашиняном. В качестве примера приводится запрет вещания на армянском национальном мультиплексе российских телевизионных каналов. В то время, когда им предлагается заключить межгосударственный договор для дальнейшего вещания.
В целом же, «антироссийский» характер деятельности Пашиняна притянут за уши. Другое дело, ошибки дилетантов во власти дорого обходятся государству. Одним из факторов начала войны в Карабахе стало кроме пандемии коронавируса, «похолодание» отношений между Москвой и Ереваном. Пашинян упорно не замечал мессенджи со стороны Путина, демонстративно поздравлявшего с Днем рождения находящегося в заключении Роберта Кочаряна. Возможно, желание отомстить у Пашиняна оказалось сильнее, чем дипломатическое чутье. Похоже на типичное поведение капризного малолетки, далекого от высоких понятий прощение и великодушие в области межгосударственных отношений. Доигрался до того, что после начала карабахской войны, Путин в какой-то момент просто не отвечал на его звонки. ОДКБ заявило, что участия в конфликте организации не будет, поскольку боевые действия ведутся не на территории Армении.
Проще говоря, в условиях войны фигура Пашиняна мешает оказанию поддержки и помощи со стороны России Армении. Конечно же, Россия вмешается и остановит конфликт, но не по призыву Пашиняна, а во имя отстаивания собственных интересов, в рамках выполнения союзнического долга. Поможет не Пашиняну,  главе карабахских сепаратистов Арутюняну, который также  обратился к Путину с просьбой остановить войну. Потери, гибель нескольких сотен армянских солдат, которых могло не быть, во многом на совести Пашиняна. Карабахская война приведет к серьезным изменениям в государственном устройстве, месте в мире Армении. И продолжать свою политику по игнорированию интересов России Пашинян уже не сможет. Будущее Армении решается сегодня, на полях войны. Альянс Азербайджана с Турцией рисует только одну перспективу – существование  только одной территории проживания армян на Южном Кавказе. И с этим шутить нельзя. Зачем идти на такой риск, если Россия имеет все возможности спасти Армению. Но без замарочек Пашиняна, они ей надоели.

Эдвард Сахинов
Яндекс


Рецензии