Язык и мышление. Глава 10

Глава 10.

Поговорим о делимитировании языка в сознании. О чем здесь нужно сказать?
Очевидно, что утверждения о том, что человек думает на том или ином языке, безосновательно: человек думает на образно-эмоциональном протоязыке. Этот язык составляет основу и личностную стихию сознания. Однако память неминуемо снабжается словознаками языка коммуникации, и делимитация в памяти, непосредственно участвующей в мышлении – вопрос актуальный.
Всякая монада знания снабжена обозначениями как протоязыка, так и языка общения – коммуникации. Первое характеризует обладание, второе – существование «предмета» в сознании. Первое – личностная аннотация книги, второе –выходные данные каталожной карточки. Воспринятый душевно образ-содержание, облепленный двумя этими «ярлыками», представляет собой активное знание, готовое к мыслительным операциям в отличие от  информации в «доспехах» чужих оценок. Мыслить такими «знаниями» - всё равно, что есть сосиски в оболочке.
Главная беда современного сознания – информатизация сознания. «Зеваки» в том числе и в науке – явление повсеместное. Плоды этого явления пугающи:  тупость, комбинирование вместо мышления, неразвитие или дегенерация личности.
Но мы отошли от поставленного вопроса: какой случается и ожидается языковая делимитация в сознании?
Кроме того, что знание языка предполагает тесную связь обеих языковых систем, их нераздельность, существует проблема разграничения явлений языков в знаниях. Конечно, название вызывает «на стол» оценку, а воссоздание в памяти оценки высвечивает название, восприятие такого образа происходит то под знаком названия, то под знаком оценки, но в процессе мышления происходит их субординация и некое «чередование», как было рассмотрено в предыдущей главе.
Двуединство, функциональная  самостоятельность частей, конфликт в информатизированности – вот субординация языков в сознании. По понятие делимитации к этим свойствам относится постольку поскольку.


Рецензии