Без соборных клише

 
Львовские писатели к своим коллегам, допустим, из Харькова относятся как к недоукраинцам и слово их считают неполноценным, зараженным российской ментальностью, проникнутым враждебной духовностью, чуждым лексическим строем и т. д. Терпят, пока так надо, пока вынуждают обстоятельства, но потом будут вышвыривать вас из литературы, братове, без церемоний. Да вы и сейчас в загоне. Двух-трех персонажей такой огромный город не может достойно представить на литературном небосклоне именно украиноязычной Украины. Какой рецепт? Придут другие поколения — и будут более естественно и широко врастать в контекст, где доминирует Львов, даже не Киев. Однако — вряд ли безболезненно будут врастать, то есть не без вот этого нашего чувства второсортности, униженности и угнетенности. Тогда что, какой выход видится уже сейчас? Готовить намордники для особо отличающихся с полонин и груней? Нет, общей атмосферы это тоже не изменит. Все равно будем купаться в их самодовольном суржике, употреблять слова, которых на Слобожанщине днем с огнем не сыщешь и на которые наталкиваешься почти в каждом их абзаце, — так и хочется сразу отложить книжку в сторону.
Хорошая, перспективная правда? Но мне представляется, что она именно такова, если говорить начистоту и без идеологических, скажем соборных там и прочих, табу, клише и передергиваний.
Кручинюсь и соболезную родному полтавско-надднепрянскому наречию, вынужденно принимаю эту данность, а не восстаю по-донбасски или злорадствую — пусть поймут меня правильно.

(Из книги "Порох и метан", 2017)


Рецензии