Роман Виктюк

Меня горько осенило: наша общая жизнь, я всех моих сосмертников имею ввиду, похожа на грандиозный великий музей, откуда рок, теперь практически ежедневно, крадет потрясающие шедевры Бога - личности, создававшие нашу Культуру.
Этот год стал просто рекордным. Видя, как пустеют наши стены, сцены и целые залы, становится страшно. И ощущение, что нечем дышать, причем вне ковида, пугает. Я не буду перечислять все потери. Ведь за этот нескончаемый високонегод у многих из нас ушли родные и близкие люди, и ничего, кроме помолчать, тут молвить не стану. Но какие дыры в экспозиции нашей культуры уже зияют, сливаясь в огромную черную дыру, ужасает.
Сегодня не стало Романа Виктюка.
Он умер в больнице от ковида. Говорить о нем я могла бы долго, поскольку он того заслуживает. Сложнейший, умнейший и талантливейший, этот человек оставил след и в моей жизни.
К его сценическим кометным постановкам можно относиться по-разному. Но равнодушно - никогда. Мне самой не все было близко, но шедевры им созданные - я вижу, закрыв глаза, до сих пор. Если сказать, сколько лет мы были знакомы - то мне становится страшно. В этих почти четырех десятках лет - огромный кусок жизни.
Его украинское происхождение и отношение Романа к этой теме муссировались в разных интервью, хотя Львов в Украине, на мой взгляд, напоминает Санкт-Петербург в РФ. Но эти вопросы, опять же, по моему мнению, должны быть табуированы, как и любая интимная область жизни. Собственно, личная жизнь режиссера никогда публично, к его чести, не перемывалась "сми-мусорщиками".
А что касается "украинской" темы, то очень характерен ответ Романа на этот вопрос в одном из его последних интервью:
"Однажды во Львове был забавный случай, связанный с Виктором Ющенко. Мама положила трубку, услышав: «С вами будет говорить президент Украины Виктор Ющенко». Через несколько минут перезвонил сам Ющенко, и уже я взял трубку, и президент сказал, что его мама поступила бы так же, как и моя мама. На что я ответил: «Но моя мама ни за что на свете не пустила бы меня в президенты страны".
Когда я написала пьесу "Душечка" и через какое-то время принесла ее Роману, он позвонил мне и сказал, что пьеса хороша, он ее обязательно поставит и взял с меня слово никому ее больше не показывать. Так незаметно пролетело несколько годков, и Роман в процессе продолжал говорить, что обязательно поставит, как только "найдет деньги". Я однажды его спросила, может мне их поискать? На что услышала: "ты с ума сошла? Мы с Галей Волчек топчем ковры в кабинетах, ищем..."
При этом он ставил другие пьесы, я ходила на премьеры... А когда попросила вернуть, поскольку решила ее отдать другому режиссеру, он произнес свое любимое слово: "ТИШЕ! Не неси, жди". Кстати, это слово стало моим, и в нервные и прочие напряженные минуты я всегда его произношу. И успокаиваюсь.
У меня нет обиды. Только грусть. Я точно знаю, что пьесу поставят, но так, как это мог сделать Роман Виктюк, мне уже не увидеть. Как и нам всем. А мы обсуждали некоторых персонажей и даже с прикидкой на конкретных актрис...
Роман Виктюк был очень закрыт. Его внешняя эксцентричность, ирония и эпато-шуточная манера общения, как холст с очагом на стене, в сказке про Буратино, закрывала вход туда, где было глубоко и интересно. А золотой ключ он, сам себе Тортилла, хранил в недоступном месте. Мы с ним много и интересно разговаривали. Могу сказать, что мне удалось войти в "прихожую" за потайной дверцей. Однажды он мне подарил книгу Г.Гачева с его, Виктюка, комментариями на полях и закладками. И сделал Роман это намеренно. Я потом поняла, когда прочитала. Именно после этого для меня стаои открываться другие "закладки", сделанные им в его постановках.
Мой самый любимый спектакль - "Нездешний сад". Внутреннее родство гениального режиссера с гениальным Рудольфом Нуриевым пульсирует в каждой мизансцене "поэмы"о великом танцовщике, созданной Виктюком.
Акропортрет, Романа который я написала в своем проекте "Акропланетарий", ему понравился. Он не рассыпался в восторгах, но прочел его вслух со своими акцентами. Это было здорово. Вообще мне очень жаль, что наши с ним разговоры не были записаны. Мы вели их вечером, по городским телефонам...
Очень горько на душе.
Сравнение жизни с музеем мне кажется удачным. Дай Бог, чтобы в нем остались великие произведения, созданные теми, о ком я уже несколько лет пишу в своих прощальных монологах. Они улетели отсюда к нашему Создателю, оставив нас, носителей живой, трепещущей на все более колючем ветру, памяти.
Прими, Господи, нежно душу его...
РОМАН ВИКТЮК
Р адикально-эпохально-филигранно.
О ткровенно-опыленно-окрыленно.
М ного выстрадано. Боле, как ни странно,
А нгел в схрон припрячет до времен до оных.
Н о Всевышний лишних граммов не отвесит.
В сех детей своих он любит, но отдельных
И скро-жгуче-сокровенной метой метит -
К рап, тавро, но бережет, как крест нательный.
Т олько требует отдачи постоянной.
Ю зом проползти не даст – а только стоя.
К рестный путь. Но свет над сценой не погаснет.


Рецензии