Магический портал

 (Из серии "Азбука Рима")
     Замок маркизов Паломбара стоял на самом высоком и самом большом    из семи холмов Рима.  В стародавние  времена жителей, проживающих внутри  оборонительных стен Вечного города,  именовали инквилинами. А обитателей соседнего холма, находившегося за пределами  надежных стен, называли   эсквилинами. Потому и холм   окрестили  Эсквилином.
      Гораций  ещё в I веке до Р.Х. изображал Эсквилин как приют ведьм, некромантов и колдуний, которые выращивали  на плодородной земле холма  чудодейственные травы, совершали магические, таинственные  обряды   и  практиковали  чародейство. Легенды Вечного города говорят, что даже  в средние века ведьмы устраивали здесь шабаш.  Поэтому на склонах Эсквилина нередко пылали костры, на которых сжигали  поклонников  нечистой силы.
     В древнем Риме  в соответствии с Законами 12 таблиц от 450 года  до Р.Х. запрещалось  хоронить  тела  и даже прах усопших  внутри стен города.  Зажиточные люди  для своих захоронений  покупали  участки земли  у больших дорог,  чтобы  как можно больше людей,  проходя мимо,  вспоминали  об умерших.  А  бедные грешники обретали вечный покой  на склонах близлежащего  холма Эсквилин.  Чаще  всего здесь хоронили  останки людей самого непотребного свойства: рабов,  жриц любви, а также  самоубийц и казненных.
    Несмотря на дурную славу холма, в XV веке землю на вершине Эсквилина  приобрёл   маркиз Паломбара.  Многие  предупреждали его, что негоже строить жилище  вблизи  захоронений. На это  маркиз  возражал, что  возводимый им замок будет соседствовать не только с убогим кладбищем, но и с руинами императорских терм Тита, Траяна и даже с самим Домус Ауреа,   Золотым домом Нерона.  Но всё-таки, для большей безопасности  маркиз призвал священника. Тот  освятил грешную землю, и маркиз Паломбара  построил на ней великолепный замок.
  14 декабря 1614 года в замке родился наследник, Максимильян Паломбара. Как представитель аристократического рода он получил  достойное образование, позволившее ему пару раз   исполнять должность магистратора на Капитолии. Он дважды был женат, и имел 12 детей от двух браков. Но, ни семейная жизнь, ни государственная служба не давали внутреннего удовлетворения и душевного покоя ищущей душе маркиза.  Он пытался найти ответ  на свои вопросы в книгах, на которые не жалел денег, и которые ему привозили отовсюду.   
   Среди многочисленных сочинений, он обнаружил старинные манускрипты по герменевтике, эзотерике и алхимии.  Поисками «философского камня», обращающего  металлы в золото, в ту пору увлекались многие просвещенные люди в Европе и за её пределами. Маркиз оборудовал в дальнем крыле замка лабораторию, где стал изучать магические свойства минералов, камней и трав. Нередко в стенах его лаборатории появлялась и Кристина, бывшая королева Шведская, в широкий круг интересов которой входили и оккультные науки.
    Однажды в запыленной древней книге по алхимии маркиз Паломбара  отыскал рецепт  получения золота.  Призвав на помощь ученых, и используя все доступные ему средства,  маркиз долгое время пытался  расшифровать  астрологические  и каббалистические знаки, составляющие формулу.  Но все усилия были тщетны.     Маркиз загрустил, стал редко выходить из дому и большую часть времени проводил на верхней лоджии замка,  откуда ему были видны две базилики: Сан Джованни ин Латерано и Санта Мария Маджоре. Осенью порывистый ветер доносил сюда даже запах моря.  Однажды, сидя под сенью лоджии, маркиз увидел  подходящего к замку пилигрима.  Не спрашивая позволения, тот прошел в ворота и стал ходить по парку, сосредоточенно глядя под ноги, словно ища чего-то. 
     Маркиз попросил  привести  странного  посетителя к себе.  Не снимая плаща, седовласый путник приблизился к хозяину замка, сжимая в руке пучок странных серебристых растений.
- Добрый день! Кто вы? Как ваше имя? - спросил маркиз Паломбара.
- Что в имени тебе моем?! - ответил седовласый старец. И взглянул на маркиза странными, светло изумрудного цвета глазами, которые словно пронизывали человека насквозь.
- Но что вы ищете на моей вилле? -  обеспокоился маркиз.
- Ищу я то,  что ищешь и не находишь ты.
- О чем вы? - насторожился маркиз.
- Магический камень, поисками которого ты занимаешься, сокрыт в каждом человеке,  в земле,  в воде и в воздухе, и во всякой твари, сотворенной Господом. Однако, соседствуя со скверной, заполонившей  мир,  камень теряет свою силу.  Потому человек должен стремиться очистить себя и всё вокруг от грязи и мерзости. Оставь изыскания свои, заботься о душе. А теперь  позволь мне немного отдохнуть. Всё разъяснится завтра.
     Маркиз провел  таинственного странника на третий этаж замка, в лучшую комнату для гостей и удалился, приказав слугам не беспокоить незнакомца. Вечером маркиз нетерпеливо ждал старца, чтобы продолжить высокомудрые беседы,  но тот так и не вышел к ужину. Проснувшись,  хозяин замка первым делом осведомился о  своем  необычном  посетителе. Слуги ответили,  что тот всё ещё не выходил из комнаты.  Напрасно прождав за накрытым к завтраку столом,  маркиз  отправился в библиотеку,  наказав слугам привести к нему гостя,  как только тот встанет. Но учёные тексты на этот раз не шли в голову маркизу,  и когда часы на колокольне  Санта Мария Маджоре пробили полдень,  потерявший терпение хозяин  поднялся к покоям, где отдыхал незнакомец, и тихо постучал.  Ему никто  не ответил.  Открыв дверь, маркиз увидел нетронутую постель.  Окно спальни было распахнуто настежь,  а на ночном столике  сверкала,  переливаясь,  золотая пыль  и лунным блеском светился  пучок странных растений. Сбоку лежала оставленная гостем записка, испещренная странными знаками.  Заканчивалось послание словами: « Рецепт, составленный мною, выгравируй в мраморе вместе с истиной, что я открыл тебе». 

    Взволнованный маркиз, не находя покоя, заметался по комнате, разглядывая послание и пытаясь расшифровать его. Потом он  прошёл в кабинет  и, написав письмо,  позвал слугу:
- Поезжай в Трастевере, в палаццо Корсини и передай конверт её Высочеству Кристине Шведской.
      В ожидании ответа маркиз  невольно обратился мыслями к  этой необыкновенной женщине, с которой они сразу нашли общий язык.
- Впрочем,  с ней трудно не найти общего языка. Ведь она знает семь языков, в том   числе,  итальянский и латынь. Она читает в подлиннике  Вергилия, Цезаря. Рассказывают, что она по примеру английской королевы Елизаветы решила остаться девственницей.
- Ну, насчёт девственницы…- нечаянно мелькнуло сомнение у маркиза.
- Но замуж она, действительно, так и не вышла.  А в 1654 году вообще отреклась от престола в пользу своего двоюродного брата Карла Густава и покинула родную Швецию. Сначала  Кристина  путешествовала по Европе, а потом обосновалась в Риме. Она перешла в католичество, и крестивший её папа Александр VII дал ей имя Мария Александра, но все по привычке по-прежнему величают её Кристиной и королевой.
 - А как она образована! Уроки ей давал сам Декарт. Который, кстати сказать, и умер в её владениях. А что за библиотеку она привезла с собой! Ей цены нет. Немудрено, что вокруг Кристины  сразу собрались   лучшие, просвещённые умы Вечного города. Подумать только, она, женщина… основала великолепную Академию Аркадия на склонах Джаниколо, рядом с дворцом Корсини.
 - Каких замечательных людей я там встретил! Сколько интересного узнал от образованнейшего иезуита Атанасиуса Кирхера, с   которым мы  сошлись на почве увлечения  древнеегипетскими   теориями по алхимии. Познакомился с известным алхимиком Джузеппе Франческо Борри, с  выдающимся учёным и медиком  Габриэле Фалоппьо. А именитый болонский  алхимик Пьетро Антонио Бандьера согласился пожить у меня, и теперь мы вместе проводим всевозможные эксперименты.
- Я там даже стихи научился писать. И, по-моему, вполне удачный сонет посвятил Кристине.
    Через час слуга вернулся в сопровождении всадницы, в которой маркиз уже издали с удовольствием узнал Кристину. Спрыгнув  с лошади,  она взбежала по ступеням дворца  навстречу   маркизу.
- Добрый день! Что случилось, дорогой маркиз?
- Добрый день, мадам. Пойдемте поскорее. Сейчас я вам всё расскажу и …главное, покажу нечто необыкновенное. Маркиз препроводил  высокую гостью сначала в гостиную, где он рассказал о вчерашнем визите таинственного незнакомца. Потом провел её в гостевую комнату, где тот провел ночь, и непостижимо   исчез, оставив послание с загадочными  знаками. Вернувшись в гостиную,  маркиз с высокой гостьей  погрузились в изучение записки,  пытаясь расшифровать странную головоломку.
- Так, вверху звезда Давида, крест, надписи на латыни. Они нам вполне понятны. А вот эта надпись на иудейском… Знаете, что маркиз?! У меня  есть знакомый ученый  медик  в гетто. Я  завтра приеду с ним,  он поможет расшифровать иудейские символы, и мы ещё раз обратимся к изучению послания.  А пока, давайте пройдемся. Я так разволновалась. У меня от этих неожиданных и диковинных впечатлений даже голова разболелась. Я скажу конюшему, чтобы он  подвел  лошадь к Колизею, а мы отправимся туда пешком. Надо непременно отвлечься.
-  Я полагаю, мадам, чтобы отойти от будничной  повседневности  нашего быстро текущего времени, лучше всего обратиться к прошлому.
- С удовольствием. Тем более,  что вы так много знаете об истории Рима  и  умеете интересно о ней  рассказать.
- Если не возражаете, мы можем с вами осмотреть руины Золотого дома Нерона. Обувь у вас подходящая? Там, правда, не так чисто и темно. Но слуга возьмёт факел.
- С превеликим удовольствием. Рассказывайте,  я слушаю вас  с чрезвычайным вниманием и наслаждением.
-  Эсквилин - это таинственный холм. С ним связано много нераскрытых ещё тайн, непостижимых загадок. В нём сокрыт потаенный дух прошлого,  дух Вечного города. Вообразите, когда мой отец строил замок, здесь нашли так называемые трофеи Мария, военачальника времен императора Домициана. Теперь они  украшают балюстраду Капитолийского холма. Знаменитую  статую  Дискобола,  великолепную римскую копию с древнегреческой работы  Мирона (V век до н.э.), тоже раскопали на Эсквилине. Уместно будет заметить, что работы греческих  мастеров сохранились в основном в римских копиях. И их в Риме, почти столько же, сколько в самой Греции. А египетских обелисков в Риме наверняка больше, чем в Египте. Но вернемся к Эсквилину.
- В 64 году, после знаменитого пожара Рима,  все строения на Эсквилине сравняли с землей, дабы построить  дом для Нерона. В истории он получил название Домус Аурея или Золотой дом,  потому  что его, словно храм, венчал покрытый золотом купол. Сам дворец был огромным и великолепным, никак не хуже храма. Великие зодчие Целер  и Север украсили мозаикой не только стены, но и потолки строения. Мозаики  эти, к сожалению, почти не уцелели. Представьте, что в главном зале внутренний купол вращался и через отверстия на гостей падали лепестки роз.  Как вы читали у Светония, принимая постройку, Нерон воскликнул, «Наконец-то я буду жить по-человечески».
- У Плиния Старшего, современника Нерона, я  узнала, что он держал здесь затворником   удивительно талантливого художника Фабула.
- Действительно, Нерон запретил ему покидать дом, покуда он не завершит всех работ. А конца этим работам не было видно.  Ведь Фабулу предстояло украсить более 150 комнат,  коридоров и всяких вспомогательных помещений.  А легендарный Фабул   работал всего по нескольку часов в день, только  когда освещение было подходящим.
- Как великий Леонардо…
- Да. Работа шла медленно, но в итоге …Фабул оставил нам в наследство такие  своеобразные фрески, что Рафаэль, Пинтурикио и Микельанжело, стремясь скопировать и сохранить их для истории, пробирались с опасностью для жизни  в эти гроты. Потому-то рисунки такого рода и получили впоследствии название гротесков. 
- Посмотрите, тут ещё кое-что осталось. Паоло, поднеси факел поближе. Смотрите, какие великолепные изображения,   причудливые орнаменты из мифологических  животных,  сказочных купидонов, фантастических  цветов, растений,  удивительных карнавальных масок и...  Правда,  даже слов не  сыщешь, чтобы описать восторг при виде этой красоты.
- А как вообще от этого... что-то осталось?
-  Видите ли,  во времена правления  покорителя Иудеи, Тита  Флавия, в доме Нерона случился жуткий пожар, который бушевал три дня и три ночи. Денег на ремонт и разборку дворца  тратить не стали. Просто выровняли почву и поверх возвели новый форум. Ведь прежде склоны Капитолия и Эсквилина смыкались.  А когда Апполодор Дамасский во II веке  стал возводить здесь форум и знаменитый рынок Траяна, то он перекопал всю землю, и устроил   на склоне холма террасы, чтобы разместить на них  колоссальный пятиэтажный комплекс строений Меркато. Взгляните на колонну Траяна! Слой выбранной земли равен высоте этой колонны.
(Р.S. В ХХ веке такую же колоссальную работу, но уже с современными средствами,  проделал Муссолини, проложив рядом улицу Фори Империали, которая напрямую соединила площадь Венеции с Колизеем. Дорогу проложили для проведения военных парадов в центре Города. И в наше время, 2 июня, в День празднования Республики, здесь также проводят парады. При прокладке проспекта пришлось  снести целый квартал древнего Форума, который теперь тщательно и кропотливо раскапывают археологи).
- Так вот. Лишнюю землю вывезли и распределили по  Эсквилину, устраняя  заодно неровности почвы. А поверх, прямо над Золотым домом Нерона,   построили Термы Траяна. Благодаря этому  под завалами и сохранилась эта необыкновенная, историческая постройка. Открыли  её случайно уже в XV веке. Стекающие с вершины холма потоки дождей размыли почву,  и открылся  ход в подземелья... Кто-то из любопытных проник туда, а вскоре весть об уникальной находке разнеслась по всему Риму. Сюда потянулись не только любопытные, но и художники, учёные, поэты.  Печалью видеть, однако, что  от проникающей влаги мозаики и фрески стали разрушаться. Память о них уцелела только благодаря  художникам. Они почти со всех уцелевших изображений сняли   копии и, более того, использовали мотивы гротесков при строительстве Ватикана и многих других дворцов.
    На другой день Кристина привела в лабораторию маркиза Паломбара чернобородого  человека с живыми  и внимательными глазами.
- Ребе Иосиф, - представила она нового гостя. Маркиз с друзьями сердечно поприветствовали  вновь пришедшего. Устроившись  у большого стола в гостиной, они склонились над таинственными магическими знаками.
- Ребе, латынь, сами понимаете, не составляет для нас никакого труда. Но вот эта надпись. Она, кажется,  на иудейском? Помогите  перевести её.
- Да, конечно. Руах Элохим - значит Дух Господен.  Выше печать или звезда Давида из двух треугольников. Треугольник, обращенный острием вверх, означает огонь,  а обращенный остриём вниз - воду. Знак символизирует космическое равновесие, союз огня и воды. Это своеобразный   защитный талисман для  алхимиков.
     Все с удовольствием принялись разглядывать и разгадывать магические символы.
- По краю маленького круга внизу треугольника идёт надпись, - указала Кристина. - «Центр в треугольнике центра».  Что бы это значило?
- Сморите по большому кругу идёт надпись: «Три существуют тайны : Бог и Человек, Мать и Дева,  Троица и Единство.
- Так это же  христианские догмы!
- А маленький кружок с точкой в центре - это Окулус, алхимический символ солнца и золота, - заметил маркиз.
- А тут знаки шести планет  с символами соответствующих  им металлов … К примеру, вот этот:  « Сатурн – свинец.  Когда в доме твоём черные вороны родят белых голубей, тогда назовут тебя мудрецом».
    В этот вечер свет долго горел в окнах замка Паломбара. Гости  разъехались лишь под утро.
    Маркиз снова принялся за опыты, но они не давали никаких результатов. И тогда, исполняя данный старцем наказ,  маркиз  Паломбара призвал искусного каменщика и попросил тщательно воспроизвести на  мраморном портале магическую  формулу получения золота.
    Умер маркиз 16 июля 1685 года в своём замке на Эсквилине. Похоронили его в родовой капелле в церкви Сан Сильвестро ин Капите.
                *******
    Время почти полностью разрушило замок Паломбара. Руины его можно видеть в парке на современной площади Витторио Эммануэле.  Магический портал, который прежде был включен в ограду замка, отнесли в сторону.  В 1888 году его огородили решеткой и поставили по бокам статуи Беса, египетского божества из храма Серапида,  найденного  в садах квиринальского дворца.
   Любители алхимии, если таковые найдутся в наши дни, могут ознакомиться с оставленной таинственным старцем формулой преобразования металла в золото.  Она до сих пор сохранилась  Её по сию пору можно распознать  на фронтоне и по бокам Магического портала. А на порожке сохранилась забавная  фраза-палиндром - «Тот, кто сидит, тот не идёт». Как и положено палиндромам,  она одинаково  читается как слева направо, так и справа налево.
   Вспоминая известную поговорку «Все дороги ведут в Рим»,  уместно будет вспомнить палиндром: «Город дорог».
   И выражение-заклинание  «Миру-мир», который справа налево читается как «Риму-Рим». 
   (P.S. Документ с пояснениями, сделанными маркизом Паломбара,  сохранился, и любопытствующие могут с ним ознакомиться).

 


Рецензии