Иван Александрович Раевский

Раевские в Чебоксарах.
Иван Александрович Раевский - брат моего прадедушки


        Иван Александрович Раевский, брат моего прадедушки Николая Александровича, был кадровым военным, царским офицером, полковником. В молодости он был хорош собою, был влюблён в актрису и хотел на ней жениться. Но мать его Александра Николаевна запретила ему жениться на актрисе. Он сказал: "Воля Ваша, маменька, тогда я вообще не женюсь". И он действительно не женился и не оставил детей.

        Иван Александрович был крёстным отцом у своих племянниц - детей своего брата Николая Александровича Раевского, в том числе у моей бабуси Веры Николаевны Раевской. Девочки очень любили своего крёстного и звали его Кокочкой.
        Иван Александрович Раевский участвовал в первой мировой войне. За храбрость он был награждён золотым оружием. Не знаю его военной специальности, был он человеком безупречной честности и работал казначеем полка. У нас сохранилось довольно много его фотографий в молодости и в зрелости, армейских фотографий. Ещё сохранилась открыточка, которую он прислал из армии моей бабусе, когда она была ещё девочкой, бабуся моя хранила эту открыточку, как святыню. Жил он в Архангельске, там у него был то ли дом, то ли квартира.

        Вроде бы он писал стихи, тетрадка с его стихами хранилась у его племянницы тёти Сони, бабусиной сестрёнки, которая жила в доме отца Николая Александровича Раевского, брата Ивана Александровича. В конце жизни тётя Соня предлагала взять эту тетрадку моей маме Римме Леонидовне Раевской, но мама отказалась, и тетрадка с его стихами не сохранилась.

        После окончания войны Иван Александрович вернулся в Чебоксары к своей матери Александре Николаевне. Ночью к дому подъехала машина, приехавшие забрали Ивана Александровича и увезли. Его мать Александра Николаевна бросилась за машиной, и всю дорогу бежала за ней. Машина приехала к Волге, Ивана Александровича вывели, посадили на трамвайчик и увезли за Волгу. Больше его никто никогда не видел. Мать его и брат (Николай Александрович) полагали, что его где-то за Волгой расстреляли.

        Мой прадедушка бабусин папа Николай Александрович был очень умным человеком. Он сказал своей матери: "Детям при этой власти жить, и не надо, чтобы они знали".  Девочкам сказали, что горячо любимый ими крёстный Иван Александрович умер от тифа. Знала эту историю только моя бабуся, которая была ей свидетельницей. Тогда она была девочкой-подростком. Всю жизнь она молчала, не говорила никому из своих сестёр, и лишь незадолго до смерти, уже чувствуя приближение конца, рассказала это моей маме Римме Леонидовне Раевской.


Рецензии