От беды не зарекайся, от снохи не отрекайся
Свадьбу играли в ее городке на Украине. Родители Саши на свадьбу с севера не поехали. Только написали: «Нам не нужна хохлушка – своих девок полно. Вон Верка чем тебе не жена? Сколько лет за тобой бегает! И не вздумай привозить, не будет тебе родительского благословения!» Деньги на кольца Александр занял у будущей тещи с обещанием вернуть с первой получки. А парень был работящий, с пятнадцати лет на заводе вкалывал.
Ехали в Северодвинск, даже не сообщив об этом родителям. Когда перед глазами свекрови со свекром предстала накрашенная, в короткой юбчонке невестка, они неодобрительно осмотрели ее и вместо поздравления спросили: «Что же ты, сынок, не предупредил, что с молодой женой едешь? А мы тут тебе невесту нашли». Надя залилась краской от смущения и обиды…
Александр сразу же пошел работать. Зарабатывал хорошо. Они встали в очередь на кооператив и уже через три года жили в своей квартире. Надя была хозяйственной, работящей - дома родителям с малых лет привыкла помогать. И кулинарному искусству мать ее обучила. Так что сердце свекрови немного оттаяло. А когда свекор поедал вареники, приготовленные невесткой, казалось, и вовсе был доволен выбором сына.
У Нади с Сашей родилась дочка. Жили они душа в душу, материально были обеспечены. И когда Надя поняла, что опять беременна, муж очень обрадовался: «Ну вот, теперь давай сына! А у Надежды ни с того ни с сего появилось какое-то нехорошее предчувствие. Она и сама не могла объяснить, что это и откуда. Но точно знала, что рожать ей не следует. Хотя старшей, Маринке, уже было пять лет. Но Саша все же настоял на своем: уж очень сына хотел. Родилась опять дочка, правда, копия папы. Александр был очень доволен этим, баловал и жену, и малышку.
Отпуск ему летом не дали. Поэтому на Украину к маме он отправлял Надю одну с дочками. Уже в аэропорту у нее как-то нехорошо сдавило сердце. Внутренний голос опять потребовал: « Не уезжай!» «Саша, мы с тобой видимся в последний раз, -- вдруг расплакалась она. -- Или с самолетом что-то сейчас произойдет, и мы не долетим, или с тобой. Но мы больше не увидимся». Он отругал ее, как мог, успокоил. Надя долетела хорошо…
Через несколько дней ее разбудил телефонный звонок. Звонила свекровь. Сквозь рыдания прорвалось: «У тебя больше нет мужа... Выезжай. Похороны через четыре дня…» На Надеждин крик «что случилось?!» ответила: «На мотоцикле разбился». А утром от Саши пришла телеграмма: «Любимая, все хорошо. Отдыхайте, не волнуйтесь. Люблю. Целую. Скучаю. Александр». Телеграмма-то пришла накануне вечером, но доставили ее только утром…
На руках у Нади осталось двое детей. Младшей Кате исполнилось четыре месяца. Деньги таяли. Хорошо еще, что был небольшой запас на сберкнижке. А то бы, пока не начали платить пенсию за мужа на детей, можно было и с голоду умереть. На просьбу о помощи свекровь, поджав губы, ответила: « У тебя есть родители на это». И больше не появилась у них ни разу. Надя плакала: «Ну ладно, меня не любят. Но чем же внучки виноваты?!» Хорошо, что были подруги к тому времени, они и помогали по мере сил.
В семь месяцев младшую дочку Надежда отдала в ясли, а сама вышла на работу. Очень тяжело было одной поднимать детей: и болели, и денег не хватало. И раннее одиночество седой прядкой отозвалось в волосах. Не одну подушку по ночам смочила молодая женщина слезами. К маме Надя решила не возвращаться: здесь были квартира и могилка мужа. Но, видимо, счастье не навсегда отвернулось от Надежды. Через три года она встретила Николая. Добрый, чуткий, отзывчивый. Сам выросший без отца, Николай заменил ее девочкам так рано ушедшего папу.
Не всякий родной отец столько внимания и любви дарит своим детям, сколько он отдает дочкам. Я долго не знала, что Николай не родной отец девчонкам. Да и Надежде можно позавидовать. Такого работящего и заботливого мужа стоит поискать. Кажется, он никогда не сидит без дела. Квартира как игрушка. И иначе как «лапушкой» да «птичкой» он жену не величает. Вероятно, Бог наградил Надежду за все страдания таким мужем.
За все эти годы бабушка с дедушкой ни разу не навестили своих внучек и не предложили помощь. А она была бы кстати – не только моральная, но и материальная. Бог им судья, давно уже решила Надежда. Но обида затаилась где-то в уголке души. Когда умер свекор, она все же пошла на похороны. Свекровь тогда сказала: «Ты не ходи сюда, не думай, что тебе что-то перепадет. Я все завещала Вите (младшему сыну) и его детям». После этого Надежда решила, что ноги ее больше в этом доме не будет.
Но жизнь иногда преподносит такие сюрпризы, что и во сне не приснится. Когда позвонила соседка бывшей свекрови и, извиняясь, попросила приехать, Надя не сразу поняла, зачем. А когда поняла, задохнулась от возмущения. Но вечером, дождавшись мужа, поехали вместе. Оказалось, что Лидия Никаноровна (так зовут свекровь) лежит парализованная уже полгода, а сын ее не забирает к себе: невестка не хочет. Вот и решила соседка разыскать Надю.
Надежда категорически отказалась даже говорить на эту тему. Но младшая дочь сказала: « Мама, ведь это же моя бабушка, я сама буду за ней ухаживать». Жалкая и беспомощная, свекровь теперь только плакала, виновато глядя на Надежду. Сначала они ездили к ней, а через месяц забрали к себе. Теперь оформляют квартирный обмен. Поистине чудны дела твои, Господи! «Видно, не все еще испытания выпали на твою долю», - только и смогла сказать я Наде.
Свидетельство о публикации №220111901109
А внучка молодец - по-христиански поступила, да и Надежда тоже.
Спасибо, Татьяна.
С уважением, Людмила
Людмила Колбасова 30.11.2020 22:07 Заявить о нарушении