Сволочь

или "пара слов" о защите молодых талантов

(быль, литературно обработанная, изложенная без употребления ненормативной лексики)
 
Я не понимал, что происходит? На семинар для начинающих авторов молодые поэты и прозаики прийти отказывались. Учеба была «под угрозой срыва», а между тем два именитых автора, приглашенные в качестве ведущих, были уже в пути. Добираться же до нашего северного городка и в нынешнее время не очень легко, и невозможно было отменить их приезд.
Несколько человек «из начинающих авторов» я знал лично, читал их произведения, искренне полагал, что им нужна «встреча с мэтрами», разбор стихов и прозы. Другие были мне не знакомы, их произведения я еще не получил, и соответственно не мог знать каков их уровень. Но начинающий, он и есть «начинающий»…
Сам всю жизнь учусь и надеюсь, что еще буду учится – процесс этот, на мой взгляд, не должен прекращаться до последнего вздоха… Ибо не известно, где потом пригодятся полученные знания. Но позиция начинающих авторов, была непонятна… И семинар надо было «спасать»… и мы его спасли, хотя собрание было не таким многочисленным, как хотелось бы. На мой взгляд, у многих участников были зачатки литературного таланта, надо было их развивать и поддерживать.
Позднее выяснилась и причины нежелания начинающих авторов приходить на семинар. «А ларчик просто открывался»… Оказалось, что до нашего мероприятия, года за полтора-два представители некой литературной организации тоже организовали аналогичный семинар и тоже пригласили в качестве ведущего некого «стихотворца, мэтра, классика, академика и прочее, прочее, прочее».
На семинаре «мэтр», приехавший «за полтыщи верст», быстро объяснил начинающим авторам, что все они - без исключения - «никто и звать никак», всё их творчество – «дерьмо собачье», никуда не годное… А потом он долго и самозабвенно читал присутствовавшим свои стихи…
- «Мордой об стол» получили все, мы чувствовали себя униженными и растоптанными, - закончила свой рассказ она из участниц двух семинаров, - многие вообще после этого бросили писать, - голос молодой поэтессы дрожал после этих воспоминаний.
- Да он хотя бы читал, то что люди приготовили к семинару? - спросил я, подавляя возмущение.
- Очень сомневаюсь - он даже то, что начинали на семинаре читать, слушать не желал. Поэтому и на Ваш семинар, народ идти не хотел, чтобы не подвергаться новым унижениям…
Ну, вот скажите мне, как такого «мэтра» обозвать, оставаясь в сфере нормативной лексики? Сволочь! Я его лично знаю – старческий маразм бродит где-то недалеко, «мэтр» коллекционирует награды, дипломы, грамоты и прочие «признаки признания», выжимает из бюджета деньги на свое собрание сочинений, на годы вперед «обездоливая» других… Общеизвестно, что «бюджет не резиновый».
Знающие люди говорят, что в молодости он «хорошие стихи писал и подавал большие надежды». Может быть, может быть – спорить не буду. Но сейчас явно само утверждается за счет «начинающих» и топчет неокрепшие таланты.
Вы видели могучие кедры, сосны, березы? Они стали такими, потому, что ростки никто не затоптал. Но начинающие таланты – слабее ростков. Чтобы их загубить – даже ногами топтаться не надо… Хватит злого слова, презрительного или равнодушного молчания… И не известно, как защитить «молодую литературную поросль» от губительного воздействия стареющих «мэтров»?
Да, я знаю, что есть другая точка зрения. Ее можно выразить фразой Стендаля: «Если Жюльен только тростник колеблющийся, пусть погибает, а если это человек мужественный, пусть пробивается сам». Знаю, что есть графоманы и это тоже проблема. Но о графоманах я напишу в следующий раз.
Пока же – вопрос о защите начинающих талантов…

Олег Яненагорский, член «Союза писателей России», лауреат Международного литературного конкурса «Золотой витязь» 2020 года за сборник «Отблески жизни на грешной земле».
 
*Книги Олега Яненагорского продаются в интернет-магазинах и на сайте РИДЕРО.


Рецензии