Второй брак Николая Александровича

Раевские в Чебоксарах.
Второй брак Николая Александровича


        После семи лет вдовства Николай Александрович женился на Наталье Васильевне - вдове, единственный ребёнок которой умер маленьким. Наталья Васильевна умерла весной 1961 года, я ещё не ходила в школу, но очень хорошо её помню. Николая Александровича уже не было в живых. Наталья Васильевна, красивая, величественная женщина сидела во главе стола у самовара. Бабуся моя и все сёстры звали её исключительно мамочкой, и никак иначе, и в глаза, и за глаза. Мне даже по детским моим годам какое-то время казалось, что мамочка - это имя Натальи Васильевны. Никогда ни от бабуси, ни от её сестёр я не слышала упоминания об их родной маме. Возможно потому, что двух старших - тёти Лиды и тёти Нади уже не было в живых, а моя бабуся Вера Николаевна считала долгом никому не показывать того, что у неё на душе. Остальные девочки в то время, когда была жива их родная мама Елизавета Семёновна, были ещё малы, и помнили её смутно. Когда они вошли в мало-мальски сознательный возраст, Елизавета Семёновна уже была очень больна. У Натальи Васильевны детей, кроме умершего ребёнка от первого брака, не было.

        Когда Николай Александрович женился второй раз, младшей из сестёр тёте Зине было лет 10. Как-то она провинилась, и Наталья Васильевна очень сильно её побила, так сильно, что тётя Зина даже не могла сидеть. Наталья Васильевна рассказала об этом мужу, а он ответил: "Тусенька, чтобы это было в первый и последний раз. Мои дети понимают слова". Больше никогда Наталья Васильевна руку на детей не поднимала, авторитет Николая Алексанровича в семье был безусловный. На свадьбу тёте Зине Наталья Васильевна подарила красивую салфеточку, отделанную очень тонким кружевом с изображением пастушка с дудочкой.

        В трудные голодные годы  Наталья Васильевна устроилась работать в столовую. Кусочки хлеба, которые оставляли на тарелках посетители, она забирала домой, дома их прожаривала, и кормила этим семью - в семье оставались дети тётя Надя, тётя Шура, тётя Соня и тётя Зина. Тётя Лида с мужем жили отдельно, бабуся моя Вера жила у бабушки Александры Николаевны, тётя Люба после замужества жила в доме своего мужа Григория Степановича.

        Как-то Наталья Васильевна сказала Николаю Александровичу: "Коленька, надо бы хлеб от детей запирать". На это Николай Александрович ответил: "Нет, Тусенька, хлеб от детей запирать не будем". Он был безусловным главой в семье. Наталью Васильевну он называл Тусенькой. Когда чем-то в ней он был недоволен, стоило ему только сказать: "Тусенька-а-а", и больше не требовалось никаких слов, никаких криков и никакой ругани. Был он высокий, немногословный, много не говорил.

        Наталья Васильевна учила девочек рукоделию, и задавала им задания (что-либо вышить или связать). Аккуратнее всех эти задания исполняла тётя Шура. Тётя Соня, обладая независимым характером и не имея никакой склонности к рукоделию, задания эти вообще игнорировала. Как-то Наталья Васильевна пожаловалась мужу, он сказал: "Тусенька, они от туберкулёзной матери, нечего им над рукоделием сидеть, пусть гуляют, дышат свежим воздухом".

        В первые годы Советской власти очень были распространены разводы. Ни формальностей, ни судебных заседаний  для развода не требовалось. Достаточно было одному из недовольных супругов прийти в ЗАГС, и брак был расторгнут. Как-то, обидевшись на мужа, Наталья Васильевна пошла в ЗАГС, и оформила развод. Николай Александрович никак на это не отреагировал, как жили они, так и продолжали жить. Через некоторое время Наталья Васильевна сказала Николаю Александровичу: "Коленька, пойдём снова зарегистрируемся". На это Николай Александрович ей ответил: "Тусенька, я с тобой регистрировался, а сходиться-расходиться - нечего людей смешить". Так они и прожили всю жизнь, будучи разведёнными.

        Страстный охотник, Николай Александрович всегда держал дома породистую собаку.  Мамина сестрёнка Лида говорила, что в одной комнате с дедушкой жил вначале Рэкс - белый с чёрным, а потом Сильва - чисто чёрная.
        На именины Николая Александровича в его большом светлом доме собиралась вся большая семья. И на столе всегда была дичь. Наталья Васильевна была гостеприимна и величава. Дом по тем временам был хорошо обставлен, при доме большой сад, огород.
        Мама рассказывала, когда в её детстве приходили они к дедушке, у них на столе стояло блюдечко с нарезанным хлебом (хлеб тогда был лакомством). А мамина младшая сестрёнка Лида рассказывала, когда в её детстве приходила она к дедушке, дедушка ей говорил: "Иди в сад, вот там малина ещё не собрана, иди, ешь малину".
        Когда дедушка состарился и уже не мог охотиться, к нему после охоты заходили друзья-охотники и приносили ему дичь.


Рецензии