Запад и Восток. Расхождение путей
Византия в 8 - 9 веках пережила драматический период иконоборчества. Император Лев Третий Исавр, а за ним Константин Пятый обьявили почитание икон ересью и под предлогом борьбы с ними приступили к конфискации церковного имущества. Эта чудовищная борьба светской и духовной власти развернулась между императорами и константинопольскими патриархами не на жизнь, а на смерть. Вековое противоборство завершилось поражением иконоборцев в середине 9 века. Сохранив иконы, Восточная церковь, однако, признала первенство светской власти. В Византии утвердилась доктрина цезарепапизма, согласно которой император ставил себя над церковью. С установлением тотального государственного контроля над духовной жизнью в Византии замирает богословская мысль.
Ослабление позиций Восточной церкви в Африке и на Ближнем Востоке заставляет византийское духовенство все чаще обращать свой взор к славянскому миру. И здесь обе христианские церкви столкнулись. Римская церковь в 9 веке обратила в христианство хорватов, в 10 веке - поляков и чехов. Восточная церковь обращает в христианство Болгарию, Моравию, Паннонию. Христианство византийского направления утверждается в Сербии и на Руси. Успехи в распространении христианства восточного толка в немалой степени зависели от перевода духовной литературы на славянские языки. Этому очень помогла славянская азбука, созданная в 9 веке учеными-миссионерами братьями Кириллом и Мефодием. Азбука из 43 букв быстро распространилась в славянских странах и в 10 веке проникла на Русь.
(Продолжение в следующей главе "Конфликт двух церквей").
Свидетельство о публикации №220111901194