Тётя Надя - Надежда Николаевна Раевская

Раевские в Чебоксарах.
Тётя Надя - Надежда Николаевна Раевская


        Надя была весёлая и очень приятная в общении. Моя бабуся Вера и Надя были очень близки, они были ближе всех по возрасту.

        После того, как тётя Лида - старшая из сестёр - с мужем Клементием Васильевичем уехали в Белоруссию, любимая её сестрёнка Надя приехала к ним погостить. Там она познакомилась с молодым человеком, они полюбили друг друга и хотели пожениться. Но тётя Лида ей не разрешила. Тётя Надя вернулась в Чебоксары. В Чебоксарах за ней стал ухаживать Яков Яковлевич Рукавишников. Поколебавшись (но жених её был далеко, и не собиралась она возвращаться в Белоруссию), тётя Надя вышла за него замуж. Жить они стали в доме у дедушки, в маленькой комнатке рядом с кухней.

        Однажды был такой случай: младшая сестрёнка т. Нади тётя Шура упала с высокого крыльца, в это время как раз пришёл дядя Яша. Он бросился, поймал тётю Шуру, пока она летела. Тётя Шура расшиблась, но не так, как если бы она упала на землю. После этого тётя Шура влюбилась в дядю Яшу, и между ними начались отношения. Тётя Надя очень переживала, однажды она в отчаянии легла на сырую землю и заснула. Она простудилась, и у неё началась чахотка, страшная болезнь, которую тогда ещё не умели лечить (туберкулёз). Медицина тогда была на низком уровне. Тётя Надя лежала в маленькой комнате и говорила моей бабусе: "Верочка, мне бы только выздороветь, я ни за что с ним жить не буду. Ведь я всё вижу". А дверь в комнату была как-то так устроена, что когда она была открыта, в ней отражалась передняя. И тётя Надя видела в ней, как тётя Шура обнималась с дядей Яшей.

        Но поправиться тёте Наде было не суждено. Она умерла зимой, 25 декабря, в возрасте 26 лет. Похоронили её на городском кладбище. В начале 60-х годов это кладбище снесли, на том месте построили стадион "Электрик" и Дворец культуры Чебоксарского электроаппаратного завода (сейчас ДК им. Ухсая). Тётя Шура, к негодованию Николая Александровича и старших девочек Лиды и моей бабуси вышла замуж за дядю Яшу. Приютила эту семью их сестра тётя Люба, и Николай Александрович, т.Лида и моя бабуся не могли простить этого тёте Любе. История эта трещиной прошла через нашу семью.

        Моя бабуся до конца жизни с любовью вспоминала свою сестричку Надю.


Рецензии