Кто спасёт армян и Армению?

Кто спасёт армян и Армению?
У армян к Пашиняну теперь вопросов больше, чем к Армянскому радио. Вопросы и претензии нарастают и множатся прежде всего среди армянского народа, превращаются в открытое соревнование: - «Спросите у Пашиняна!». Едва ли не каждый армянин, включая и тех, кто давно оставил свою историческую родину и обрел благополучие в другой стране (70 % всех армян), норовят что-нибудь предъявить действующему премьер-министру Армении, о чем-нибудь его спросить. Видимо это приятнее, чем спрашивать самого себя, что ты сам делал и где был. Ведь многие предпочли быть с Арменией, но не в Армении, и уж тем более – не в Карабахе. Но речь пойдет о тех, кто в Армении, о ее гражданах, о ее народе.
Глава армянского государства вынужден считаться с волей народа. Если он предложит народу Армении что-нибудь такое, что народу сильно не понравится и вызовет всенародное отторжение, то ему не дадут это сделать, а самого его погонят из государственной власти и из Армении, могут даже объявить изгоем и предателем. Именно такая печальная участь постигла бы любого армянского лидера, который бы осмелился чуть раньше предложить армянам компромиссный вариант урегулирования в Карабахе, предполагающий передачу Азербайджану пяти или семи азербайджанских районов.
Представим себе, что в 2010 или в 2015 году действующий глава Армении предложил бы согласиться на такой компромиссный вариант: вернуть азербайджанцам какие-то территории, признать какой-то промежуточный или отложенный статус Нагорного Карабаха. Какова была бы реакция парламента и правительства, армии и силовых структур, армянского общества, армянских элит, всего армянского народа в самой Армении и за ее пределами? Мнение зарубежных армян еще можно проигнорировать, но мнение армян внутри Армении глава армянского государства игнорировать не может – это слишком опасно, и не только в части сохранения своего поста и должности. Можно ли теперь обвинять руководителей Армении в отказе от своевременного компромиссного урегулирования на относительно приемлемых условиях?
Вплоть до 27 сентября 2020 года никакой подобный вариант карабахского урегулирования не был возможен, даже если бы нашелся в Армении лидер, осознающий необходимость такого шага, потому что компромисс был бы отвергнут народом Армении, возомнившим себя вечным победителем. И 27 сентября, и в первые дни нового военного обострения народ был еще не готов к принятию такого компромисса. Когда премьер-министр Пашинян говорил президенту Путину, что Армения не согласна на уступки и будет воевать, он ведь выражал не только свою личную позицию, но и следовал воле народа, против которой он не мог пойти – тогда бы его точно объявили предателем без шанса на оправдание, а так он хотя бы сопротивлялся и воевал.
Воля народа Армении, сознание народа были таковы, что для прекращения войны понадобилось предъявить ему почти полное поражение и абсолютно безнадежное положение на поле боя. И даже теперь не все согласны, некоторые требуют продолжения. Если бы Пашинян своевременно начал сообщать народу горькую правду о ситуации в Карабахе, народ обвинил бы его в пораженчестве, в преждевременной сдаче, а потом именно это честное поведение премьер-министра представили бы главной причиной поражения - мол могли бы победить, но Пашинян заранее сдался.
На такую ситуацию полезно посмотреть российским радикал-демократам, поборникам главенства воли народа и полного подчинения всех государственных решений этой самой воле. В Армении, в Азербайджане государственные руководители вынуждены считаться с народной волей, и к чему это приводит? Руководитель Армении не может провести разумное решение, если народ на улицах не согласен.
За длительный период хрупкого мира в Нагорном Карабахе стороны конфликта могли бы предпринять какие-то шаги к примирению, даже и без подписания всеобъемлющих договоренностей, на уровне местных властей и общественной инициативы, в виде каких-то гуманитарных мероприятий. Можно было предоставить беженцам возможность для посещения их родных мест, для частичного возвращения тех, кто пожелает. Можно было попытаться наладить какие-то человеческие контакты, вопреки сложившейся ситуации, сделать хоть что-то. Ничего не сделали, зато сотворили «цветную революцию» в Армении. Теперь в Карабахе армяне покидают свои дома. Неужели один Пашинян должен за все отвечать?
Что касается прозападной, проамериканской политической ориентации, то и здесь Пашинян не единственный и, похоже, не самый главный, с его уходом этот фактор из политики Армении не исчезнет. Кстати, где помощь Запада, поддержка от западных диаспор? Стала страна сильнее после «цветной революции»? Может жизнь в стране стала лучше?
Пашинян виноват, он негодный руководитель, в его поведении были странности, вызывающие подозрение и требующие отдельного разбирательства. Но армянам надо определиться, чего они хотят: покарать одного Пашиняна или исправить положение в Армении? Чтобы помочь стране, народ должен спрашивать и обвинять не только Пашиняна, но и себя, и своих горе-политиков с высокими национальными и либеральными убеждениями, национально мыслящую армянскую интеллигенцию, всех гордецов и националистов в Армении и в диаспорах – всех тех, кто устраивал революцию и агитировал за войну до победного конца, призывая на смерть не себя, а своих соотечественников. Теперь эти «патриоты» Армении отважно набросились на Пашиняна, при поддержке все того же народа. Нашли виноватого, жертву на заклание, но эта жертва - не спасительная, его распятие общих грехов народа не отпустит.
IGOR NOVIKOV
Яндекс.


Рецензии