Советская аннексия Прибалтики

Из статьи "Катастрофическая ошибка Иосифа Сталина"   http://proza.ru/2020/06/27/732,  раздел 3.3.3




В условиях отказа как Германии, скрупулезно выполнявшей свои обязательства о включении Эстонии в советскую зону интересов согласно секретному Протоколу от 23 августа 1939 года, так и Франции и Англии, от выполнения обязательств по гарантиям безопасности Эстонии, эстонское правительство пошло на переговоры в Москве, в результате которых 28 сентября 1939 года был заключён Договор о взаимопомощи, предусматривающий создание на территории Эстонии советских военных баз и размещение на них советского контингента численностью до 25 тысяч человек.

2 октября начались аналогичные советско-латвийские переговоры. От Латвии СССР потребовал доступ к морю через порты Лиепая и Вентспилс. В итоге 5 октября был подписан Договор о взаимопомощи сроком на 10 лет, предусматривавший ввод в Латвию 25-тысячного контингента советских войск.

Согласно секретному протоколу к Советско-германскому Договору о дружбе и границе от 28 сентября 1939 года Литва отошла в сферу влияния СССР в обмен на польские земли к востоку от Вислы, отошедшие к Германии. В соответствие с этим 10 октября 1939 года Председателем Совета Народных Комиссаров В. Молотовым и министром Иностранных Дел Литовской Республики Ю. Урбшисом в Москве был подписан советско-литовский Договор о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой сроком на 15 лет, предусматривавший ввод 20-тысячного контингента советских войск.

В период октября - декабря 1939 года советские воинские контингенты были размещены на территории всех трех прибалтийских республик. А 1 апреля 1940 года в Третьем рейхе были изданы географические карты, на которых территории Эстонии, Латвии и Литвы были обозначены как входящие в Советский Союз.

Для пресечения народного движения против советизации, сопровождавшейся массовым террором, депортациями и насаждением коммунистической идеологии и практики и недопущения естественного роста антисоветских и прогерманских настроений на новых территориях 4 июня войска Ленинградского, Калининского и Белорусского Особого военных округов под видом учений были подняты по тревоге и начали выдвижение к границам прибалтийских государств. 14 июня советское правительство предъявило ультиматум Литве, а 16 июня Латвии и Эстонии. В основных чертах смысл ультиматумов совпадал: правительства этих государств обвинялись в грубом нарушении условий ранее заключенных с СССР договоров о взаимопомощи, и выдвигалось требование сформировать правительства, способные обеспечить выполнение этих договоров и допустить на их территорию дополнительные контингенты войск. Условия были приняты. 15 июня дополнительные контингенты советских войск были введены в Литву, а 17 июня — в Эстонию и Латвию.

Литовский президент Антанас Сметона настаивал на организации сопротивления советским войскам, однако, получив отказ большей части правительства, бежал в Германию, а его латвийский и эстонский коллеги — Карлис Улманис и Константин Пятс пошли на сотрудничество с новой властью (оба вскоре были репрессированы), как и литовский премьер Антанас Меркис. Во всех трёх странах были сформированы дружественные СССР, но не коммунистические правительства во главе, соответственно, с Юстасом Палецкисом (Литва), Йоханнесом Варесом (Эстония) и Августом Кирхенштейном (Латвия).

За процессом советизации прибалтийских стран следили уполномоченные правительства СССР — Андрей Жданов (в Эстонии), Андрей Вышинский (в Латвии) и Владимир Деканозов (в Литве).

Новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и проведение демонстраций, выпустили политзаключенных и назначили внеочередные парламентские выборы. На выборах, состоявшихся 14 июля во всех трёх государствах, победу одержали прокоммунистические Блоки трудового народа — единственные допущенные к выборам избирательные списки. По официальным данным, в Эстонии явка составила 84,1 %, при этом за Союз трудового народа было отдано 92,8 % голосов, в Литве явка составила 95,51 %, из которых 99,19 % проголосовали за Союз трудового народа, в Латвии явка составила 94,8 %, за Блок трудового народа было отдано 97,8 % голосов.

Вновь избранные парламенты уже 21—22 июля провозгласили создание Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в СССР. 3—6 августа 1940 года, в соответствии с решениями Верховного Совета СССР, эти республики были приняты в состав Советского Союза. Таким образом, их "инкорпорирование" состоялось при формальном соблюдении международного законодательства. Однако, по словам Ульянова (Ленина), формально правильно, а по существу - издевательство. И это издевательство "вылезет боком" в судьбе СССР в 1991 году.
[Мялксоо Л. Советская аннексия и государственный континуитет: международно-правовой статус Эстонии, Латвии и Литвы в 1940—1991 гг. и после 1991 г. Архивная копия от 12 октября 2013 года, 2005].

Сами страны Балтии, Соединенные Штаты и их суды, Европейский парламент, Европейский суд по правам человека и Совет ООН по правам человека - все заявили, что эти три страны были захвачены, оккупированы и незаконно включены в состав Советского Союза в соответствии с положениями Пакта Молотова – Риббентропа. Россия в 1991 также признала эти действия как аннексию суверенных государств. В 2005 году Совет Европы в своей резолюции характеризовал вхождение прибалтийских государств в состав СССР как советскую оккупацию, насильственную и  незаконную инкорпорацию и аннексию. Тогда же Европейский парламент осудил указанные действия, характеризовав период вхождения этих государств в состав СССР как советскую оккупацию [European Parliament resolution on the sixtieth anniversary of the end of the Second World War in Europe on 8 May 1945].


Рецензии
Конечно оккупация была проведена незаконно. Да еще к этому прибавилась сталинская сущность слона в посудной лавке. С первых дней начались аресты "капиталистов": владельцев кафе, парикмахерских, портных хозяев маленьких мастерских, вводить коллективизацию с высылкой "кулаков", чем обозлили население этих стран и они приняли немцев как освободителей. Но с другой стороны немцы могли оказатья у стен Ленинграда не к сентябрю а в конце июня. Может быть их и нужно было оккупировать, но сохранив на год другой их образ жизни и после войны уйти.

Артем Кресин   06.02.2021 15:14     Заявить о нарушении
Артем, спасибо за отзыв. Не могли оккупировать, на время сохранить их образ жизни, а потом уйти. Тогда они были бы не они. Ведь целью экспансии СССР на первом этапе были половина Польши, Бессарабия, Финляндия и Прибалтика, то есть - реанимация РИ навсегда. Другой целью была их советизация, и тоже навсегда. Только с Финляндией получился грандиозный облом...

Владимир Гордейчук   06.02.2021 15:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.