Письмо 17. Другу детства

2014  год.

Александр  Голубов

Валик, а помнишь, я тебе рассказывал, как маленькая старушка тётя Фаня, которая служила охранником на Табаксырьёвской проходной в 60-ые годы, покупала хлеб у буфетчика Кязим-даи? (даи- дядя на азербайджанском, брат матери)   Это он мне сам рассказывал в буфете за чаем, когда я работал в Табаксырьё; видать, сильно его это доставало... 

Он сам был тоже маленький, хромой и лысый...
Итак, после смены, идя домой, т. Фаня останавливалась у буфета и начинала изводить его, брать измором: - "Кязим-даи, Сегодня хлеб белый или чёрный? -Белы, белы... Свежи-и-й?"  Тот отвечает: - Свежи, свежи!...  - Мягки-и-й?... мяхки, мяхки...  Т. Фаня, подумав: - Севодняшни-и-й?!...  Кязим-даи начинает заводиться: - Севодняшни..., прибавляя солёное словцо на своём языке; благо, т. Фаня не утруждала себя знанием местного языка!...  Она, ещё подумав: - Утрешни-и-й?!...  Он: - Утрешни...; с ещё более крепким выражением в её адрес.  Она: - Горячи-и-й?!...  Он: - Гарачи!...;  с присовокуплением самого отборного выражения!!!...

И тут следует убийственное: - Дай двести грамм!...

Кязим-даи привык взвешивать хлеб килограммами - ики кило, уч кило, беш кило!.( два, три, пять килограмм)..  А тут - двести грамм!  Он не знает, что это такое и сколько это, у него и гирь таких нет!...
Но надо что-то делать, как-то выходить из положения, не ударив в грязь лицом!  Тогда он отрезает кусок хлеба чуть поменьше килограмма, на всякий случай, бросает его на весы для понта и даёт ей.

Тут т. Фаня, порывшись в кошельке, протягивает ему 3 копейки (белый хлеб тогда стоил 30 коп. за кг., а может 28, как в России, но в Азербайджане все цены округляли в пользу продавца) и говорит: - Кязим-даи, три копейки не хватает, я тебе завтра принесу!...

К этому моменту у бедного Кязим-даи уже не хватало слов!...  Он бросал ей эти три копейки обратно с несусветными выражениями, а т. Фане только этого и надо было!!...

Кстати, мне почему-то кажется, что эта т. Фаня была та самая Фанни Каплан, которая стреляла в Ленина!...  Уж больно она грозная была с винтовкой, которая была больше, чем она сама.  Все её боялись.  Видно было, что она не задумываясь применит оружие при малейшем нарушении...

В самом деле, в истории я не нашёл её следов после покушения.  Очень может быть, что её спрятали с глаз подальше, сослав в это "Богом забытое место" - Белоканы, как говорил наш залётный учитель истории - Юрий Михайлович Ржевский.

Время тогда было смутное, власть неопределённая, не установившаяся твёрдо ещё.  Неизвестно было - то ли карать, то ли не карать.  Эсеры были тогда ещё сила.  А евреи своих расстреливать не любят, вот и сослали с глаз долой, упрятали...  Это уж потом Сталин навёл на всех шороху.

В Белоканах тогда было много тёмных личностей, которые туда бежали подальше от советской власти.  Газет на всю страну тогда не было, учёт и контроль ещё был не повсеместный...
Вполне возможно, что моя версия имеет право на существование...

А помнишь, Валик, деда Антоневича, которого мы звали просто - Дед!  Как нам с тобой смешно было слышать, когда он говорил вместо "дровА" - "дрОвы", "рукавА - рукАвы", "глазА - глАзы" и т.д.  А это был просто белорусский язык, которого мы никогда не слышали. 

Как говорят белорусы: - Бульба е, водичъка радом; дров нарубим и порадок!...  Или "Курыть не куру, а румочку храпну!" :-)

Я приходил к нему вечерами от нечего делать, послушать его разговоры.  А послушать было что.

Начинал он обычно так, плотно поужинав и усевшись поближе к жарко натопленной печке, он начинал вздыхать и жаловаться: - "Что за жизнь пошла?!...  В голоде, в холоде...  Вот раньше была жизнь!  Нет у тебя хлеба, помещик даст тебе хлеба.  Сдохла у тебя корова, помещик даст тебе корову.  Пала у тебя лошадь! - Помещик даст тебе лошадь!...  Кожаные сапоги стоили рубль!"  И всё в таком духе...


Как-то в разговоре мне случилось упомянуть Ленина.  Дед вспыхнул, плюнул и сказал: - "Собака!...  Немецкий шпион!!..."  Я стал спрашивать, как и почему.  Оказалось, что дед видел Ленина в Петрограде, когда тот выступал на улице (может быть, то самое, известное выступление с броневика!).  Дед тогда как раз приехал на пароходе из Америки, куда он ездил спекулировать грибами, и околачивался в Питере некоторое время.  Говорит, Ленина тогда иначе и не называли...

Вдруг, поняв, что проговорился и наговорил лишнего, он меня предупредил: - "Ты ж, смотри, в школе не проговорись, что я видел Ленина!"  Я тогда умел держать язык за зубами и молчал, пока дед не умер, уже после моего отъезда в Москву, году этак в 70-м.  Помер он в 85 лет, ударило током из неисправной розетки...

Думаю, что если бы в школе узнали, что он видел живого Ленина, то первым делом, прежде, чем пригласить его к детям, его пригласили бы "куда надо" и дали бы новый срок!...  Он и в Белоканах-то оказался, отбыв срок на местных лесозаготовках.  А потом, то-ли ехать было уже не к кому, то-ли было ещё нельзя из-за поражения в правах, как тогда говорили "по рогам".  Вот откуда есть пошло блатное выражение - "дать по рогам".  Но об этом сам дед держал язык за зубами крепко...

Ещё я хорошо помню его рассказ о Тунгусском Метеорите.  Было это событие, кажется, в 1908-м году.  Дед тогда служил в Забайкалье, не помню, где именно.  Но он рассказывал, что этот "метеорит" прилетел и висел над городом три дня!  И попы водили солдат и народ на молебен, чтобы пронесло...  А потом "метеорит" раскололся надвое и одна часть его упала где-то неподалёку, а вторая, вроде бы, в океан...
Это свидетельство очевидца никак не вяжется с официальными версиями.  Но я за что купил, за то и продаю.

Помню, однажды пошёл я с Дедом на охоту.  Судя по его рассказам, он был хорошим охотником когда-то.  Да в наших местах и надо было быть хорошим охотником, чтобы прокормиться.  Пошёл я с ним потому, что у него была собака и на неё мы очень надеялись.
Но несколько часов охоты не дали никакого результата и мы с ним притомившись, присели на обочине лесной дороги перекусить, чем Бог послал.  Солнце уже стало припекать, Дед снял шапку, рассупонился, он был крупного размера... 

Как вдруг, слышим, что собака где-то кого-то подняла и погнала.  Мы вскочили, схватили свои ружья (у меня - одностволка, у деда - двустволка) и видим, что собака гонит зайца прямо на нас по дороге.  Не успели прицелиться, как заяц прошмыгнул мимо нас в двух шагах.  Я выстрелил чуть-ли не в морду зайцу, но промахнулся.
Осталась вся надежда на деда.  Дед, как опытный охотник, пропустил зайца и стал целиться ему в угон (именно так и надо стрелять зайцев!).  Заяц продолжал бежать по дороге, а дед всё продолжал целиться...  Тут у меня не выдержали нервы, я увидел, что заяц вот сейчас перемахнёт через бугорок на дороге и скроется с глаз...  Я крикнул: - "Дед!  Стреляй!!..."  Дед выждал ещё секунду и, как только заяц перемахнул через бугорок, спустил курки, дуплетом: - Бу-бух!...

Бугорок снёс начисто, только пыль пошла, а зайца и след простыл...  Стар стал уже Дед, стал давать маху...

Зато, когда я в другой раз убил лису, то принёс её Деду, чтобы он снял с неё шкуру, как надо.  Что он и сделал, а потом, высушивши её сдал "куда надо", т.е., в Охотсоюз и получил за неё 5 рублей!  Что я с ними сделал, я уже не помню.  Наверное накупил боеприпасов, пороху, дроби и пр.  А может, поделился с Дедом, что и следовало сделать...

И вообще, кого у нас там только не было - и молокане, и немцы...  И это ещё те, кто жил легально.  А однажды на рыбалке в глухом месте я встретил человека, который жил в землянке и питался травой.  Он попросил у меня хлеба и я дал ему.  Помню, он мне рассказал, что есть можно любую траву, если её отварить...
Больше я его не видел, наверное, потому, что больше не забредал в такие глухие места.
Но этот его совет, возможно, спас мне однажды жизнь уже здесь, в Америке...

Когда я после болезни и депрессии в 1999-м году повадился бродить в лесопарке, то заметил однажды весною, что раньше всех всходит в лесу какая-то неизвестная мне трава, на вид, очень сочная и аппетитная.  А поскольку весной очень хочется побыстрее отведать свежей зелени, то я стал к ней присматриваться и нашёл, что она похожа на папоротник.  Я вспомнил, что у корейцев солёный папоротник - лакомое блюдо, и решил попробовать этой травы.  Нарвал, принёс домой, отварил на всякий случай подольше, помня совет бывалого человека, а затем обжарил на сковородке с маслом 2-3 минуты и добавил пару яиц.  Получилось вкусно и я проделывал так ещё несколько раз, пока не взошли другие травы, которые я знал, например, крапива...

Следующую весну я опять начал с этой травы.  Но теперь уже я стал отваривать её всё меньше и меньше, чтобы сохранялось больше витаминов.  И вот однажды вечером, когда я поужинал этой травой и собрался идти в библиотеку, я вдруг почувствовал себя плоховато, наступила слабость, стала кружиться голова и начали отказывать ноги.  Я прилёг отдохнуть, через полчаса почувствовал себя лучше и пошёл в библиотеку; хотя по дороге у меня ещё несколько раз подкашивались ноги, но потом всё прошло.  Я так и не понял, откуда и почему на меня взялась эта напасть. 

Потом это повторилось ещё раз или два в более лёгкой форме.  Ну, а потом сезон этой травы опять прошёл...


И вот, как-то летом я обгонял по дорожке в лесопарке экскурсию маленьких детей и заметил, как экскурсовод обломил веточку этой самой травы, поднял, показал её детям и сказал: - "Дети, смотрите, никогда не прикасайтесь к этой траве!  Это - ядовитая трава #2 в Небраске!  #1 - Poison Ivy (ядовитый плющ).  А это - Hemlock (Болиголов).  Мойте тщательно руки даже если вы только прикоснётесь к ней!..."

Я не подал виду и прошёл мимо, но название запомнил.  По компьютеру потом я нашёл и установил эту траву.  Оказалось, этой травой когда-то отравили Сократа, когда Афинские дерьмократы приговорили его к смерти.  Потом я читал у Платона подробное описание этой казни.  Сократу дали выпить чашу с отваром или настоем этой травы и у него так же сначала отказали ноги, пока яд не дошёл до сердца...

Думаю, что меня этой травой отравить будет уже трудновато.  Выработался какой-никакой иммунитет.


Рецензии