В капкане гуманизма

История про инклюзию – систему совместного обучения обычных   детей и детей-инвалидов (в том числе – с психическими отклонениями). Про «особенного» подростка и его яжемать. История совсем свеженькая, еще не завершенная. История крайне неприятная. Особенно впечатлительным и брезгливым советую не читать.

Жил-был мальчик Стасик, жил с мамой и бабушкой, был ребенком с «особенностями». Пошел в первый класс. Но из-за вспышек немотивированной агрессии перевели Стасика на индивидуальное обучение.

 Внуком стала заниматься бабушка. Она приводила внука на занятия по индивидуальному расписанию, сидела рядом, привила ему любовь к чтению, следила за его лечением. Находясь на индивидуальном обучении под строгим бабушкиным контролем, Стасик был весь в пятерках.

 Окружающие его жалели: надо же, такой умный мальчик и такой больной! Впрочем, и лечение помогало: «особенности» проявлялись все реже. А этим летом бабушки не стало.

И тут мама Стасика вспомнила о продекларированном инклюзивном обучении, в систему которого включилась и школа сына. Стасик вернулся в школу. Его зачислили в тот же класс, из которого шесть лет назад перевели на индивидуалку. И недели три у семиклассника Стасика все было превосходно: учился он лучше всех и с увлечением, нормально общался с одноклассниками.

Но тут свалилась на «особенного» ребенка новая напасть – гормональный взрыв, бурное половое созревание. И «особенный» мальчик Стасик вдруг открыл те «радости», которые мог доставить ему собственный организм при определенных действиях. И начал «доставлять себе удовольствие» … под партой прямо на уроках.

 Как позже объяснял на родительском собрании приглашенный администрацией психиатр, произошла «сублимация агрессии» в другие формы. Сам ребенок этого не осознает. И да, это неприятно, но неопасно для окружающих.

Представляете себе урок в 7 классе в обычной общеобразовательной школе? А представляете себе, как разнообразит этот урок ерзанье «особенного» подростка и вылетающие из-под парты «фонтанчики»? А представляете реакцию остальных учеников, одновременно и сконфуженных, и заинтересованных? А представляете, как за эту же парту сядет на следующем уроке другой ученик, ничего не подозревающий?

Родители стали требовать удаления «особенного» ребенка из школы. Тут-то и организовали собрание (через зум-конференцию) с приглашенным психиатром. На этом собрании выступала и мама Стасика, которая заявила, что забрать сына из школы она не может – она должна работать, на пенсию по инвалидности не проживешь, а оставлять его одного дома на целый день она тоже не может – ребенок болен.
 
 А потом женщина, вызывавшая сначала даже сочувствие, на глазах шокированной публики превратилась в яжемать. Она сказала, что свои права и права своего ребенка-инвалида знает, что школа обычная, «рабоче-крестьянская», со Стасиком учатся «не аристократы – потерпят» (цитата). И вообще ее ребенка нельзя сравнивать с обычными «тупыми» детьми. И завершила свою речь сакраментальной фразой: «Да на вашей г…й школе еще мемориальная доска с именем моего сына висеть будет!»
 
На данный момент расклад такой: педагоги грозятся уволиться, родители обещают не отпускать детей в школу, пока в их классе учится «особенный» мальчик Стасик…
 
По закону исключить Стасика из школы нельзя: он интеллектуально сохранен, хорошо учится, агрессии не проявляет, а что до «особенностей» - ребенок не виноват, что болен. И согласно нынешним гуманистичным взглядам на воспитание и обучение, Стасик, как и все дети, имеет право посещать общеобразовательную школу…
 
Вот такая история про инклюзию, про «особенного» мальчика и его яжемать. Вот такой «капкан гуманизма». Вопросов больше, чем ответов. А вот руки помыть хочется. С мылом.


Рецензии