Бидикеба

Ромке около двух лет. Он стоит на табуретке возле окна и наблюдает за строительством большого дома по соседству с нашим. На строительной площадке работает башенный кран, и оттащить Рому от окна невозможно, потому что это зрелище завораживает, я и сама почти что загипнотизирована. Когда бетонная плита плавно попадает в руки рабочих наверху здания, Ромка выдыхает почти шепотом: "Бидикеба..." Я не знаю, что это значит, и не спрашиваю - потому что слова сейчас неуместны, они могут разрушить волшебство.
Мои мамские заботы вынуждают меня отвлечься, я ухожу, но на выходе из комнаты меня настигает настоящий победный клич: "Мама, БИДИКЕБА!" Я разворачиваюсь и бегу к окошку - ну мне ж по-настоящему интересно, что это - бидикеба. Я вижу, как на территорию стройплощадки заезжает новый голубой трактор Беларусь, с прицепом, в котором деревянный горбыль. Я говорю: "О, Рома, да это трактор, с прицепом!" Рома восхищенно повторяет: бидикеба!
У меня нестыковочка в голове: башенный кран и трактор - и то и другое - бидикеба? Я чего-то не понимаю.
Немного погодя Рома заболел, и целых 2 недели мы сидим дома. Наконец дела пошли на поправку, и мы своими ногами топаем в поликлинику. Теплый летний денек, пустые улицы, тропинка вдоль той же самой стройки. Идем не спеша. Я еще переживаю, не трудно ли ребенку идти самому, болел тяжело и долго. Вдруг из-за строительного забора выруливает трактор, на сей раз красный, и снова Беларусь. Прямо сказочный персонаж, ей-богу! И Ромка оживает, кричит: бидикеба, и начинает прыгать от радости. Мы какое-то время стоим и наблюдаем, как трактор заезжает на территорию стройки.
Идем дальше. Рома начинает отставать. Я присаживаюсь на корточки, чтобы заглянуть ему в лицо, в глаза, под козырек кепки - проверить, все ли в порядке. И спрашиваю: "Сынок, как ты себя чувствуешь?". "Бидикеба!" - убедительно отвечает Ромка и решительно идет вперед.
И тут я наконец понимаю, что "бидикеба" - это не предмет. Это слово, выражающее восхищение, удовольствие, и что-то еще, что способны чувствовать, похоже, только дети.
Когда меня ничего не радует, когда нет энергии, когда хочется только спать и больше ничего, настоящим спасением может стать воспоминание о Бидикебе. Для меня сейчас это живое, настоящее, подвижное, озорное, восхитительное существо, перед лицом которого стыдно быть размазней. Оно говорит: вставай, мир огромен и прекрасен, в нем есть голубой и красный тракторы, башенный кран, парящий в небе, и много еще чего интересного и восхитительного, и все это ты можешь вместить в себя и преобразить, выразить через себя! Иногда для этого достаточно одного единственного слова, которое придумаешь ты сама.

26.06.2020
©М.Пономаренко


Рецензии