Чудь Белоглазая

"Чудь Белоглазая "
http://proza.ru/2020/11/19/186
https://stihi.ru/2020/11/19/1125

19.11.2020
----------------------------
Чудь Белоглазая
----------------------------

Когда кругом выпадает снег и темно и солнца нет?

1. Ядерная Зима.  Последствия Ядерной Катастрофы
2. Вулканические выбросы пепла и дыма и газов в огромном количестве
3. Пролетающая комента с хвостом метериоитов и газами и вдруг падает вся или частично с содержим  (часть химических веществ и пены белые)
4. химическое - огромные территории покрыты химическими веществами белого цвета
5. цвет пепла порой белый и светло-серый
6. Зима  (Крайний Север, полгода зима и полгода снег)
7. температуры зимние и снега
8. солнца нет на небе  "Крокодил Наше Солнце Проглотил"
9. часть солнца пропало и нет обогрева как был.
10 ....  другое разное ...


Т.е.  обладатели   светлого цвета глаз
те чьи предки вот такое всё пережили
выжили
выжить сумели
дали потомтство
сохранили потомтство детей живыми жить


Многие предания сохранили облики Белоголовых Белокожих Беловолосых
как   Ангелов,    которые помогали людям выжить в трудные времена:
защищали и давали еду и пищу и лечили,
или помогали переезжать.


Это было так давно.

Что больше мы ничего не знаем.


1 человека в его 100% ДНК
2 спирали ДНК вместе скручиваясь
соединяются

строя тело человека

1 спираль значения от папы
2 спираль значения от мамы

и потом,

человек
100% ДНК человека
=
50%  ДНК Матери   = ДНК Родитель 1
50 %  ДНК Отца       = ДНК Родитель 2
2 родителя
1 женщина и 1 мужчина
-------------------------------------------------
25 %  ДНК  от прародителя (родителей родителей) :
4 пра-родителя
2 женщины и 2 мужчин
2 бабушки и 2 дедуки, 4 пра-родителя
--------------------------------------------------
25 %  от бабушки - маминой мамы
25 %  от дедушки  - маминого отца
-----------------------------------------------------
25 %  от бабушки - папиной мамы
25 %  от дедушки  - папиного отца
--------------------------------------------------------
12.5 %  ДНК  от пра-пра-родителя (родетелей  родителей родителей)
4 пра-бабушки и 4 пра-дедушки, всего
8  пра-родителя   (4 мужчин и 4 женщин)
12.5 %  ДНК  от каждой  прабабушки (всего  4 прабабушки)
12.5%  ДНК  от каждого  прадедушки (всего 4 прадедушки)
6.25%  ДНК  от каждого  пра-пра-родителя  (всего 16 пра-пра-родителя, 8 прапрабабушек и 8 прапрадедушек)
16  пра-пра-родителя  (8 мужчин и 8 женщин)
3.125 %  ДНК  от каждого  пра-пра-пра-родителя
32  пра-пра--пра-родителя всего  (16 мужчин и 16 женщин)
1.5625 %  ДНК   от каждого  пра-пра-пра-пра-родителя
64  пра-пра-пра-пра-родителя     (32 мужчин и 32 женщин)
0.88125 %  ДНК   от каждого  пра-пра-пра-пра-пра-родителя
128  пра-пра-пра-пра-пра-родителя   (64 мужчин и 64 женщины)
0.440625 %  ДНК  пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
256  пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (128 мужчин и 128 женщин)
0.2203125 %  ДНК  пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
512  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (256 мужчин и 256 женщин)
0.110155625 %  ДНК  пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
1024  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (512 мужчин и 512 женщин)
0.0550778145 %  ДНК  пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
2048  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (1024 мужчин и 1024 женщин)
0.0550778145 %  ДНК  пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
2048  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (1024 мужчин и 1024 женщин)
0.02753890725 % ДНК пра-пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
4096  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (2048 мужчин и 2048 женщин)
0.013769453625% ДНК пра-пра-пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
8192  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (4096 мужчин и 4096 женщин)

у коренного населения в Африке  0%  < 1%  ДНК Неадертальцев
У европейцев белой расы 2-4% ДНК Неадертальцев
У китайцев 3.7 % ДНК Неадертальцев
У японцев 3.8 % ДНК Неадертальцев
у меня 3.8 %  ДНК  Неадертальтальдцев
У меня  312 вариантов ДНК Неадертальцев из 343 вариантов ДНК Неадертальцев

у меня 3.8 %  ДНК  Неадертальтальдцев
Вариант 1
3.8%
 -
3,125% 
*  1  пра-пра-пра-родитель (мужчина или женщина) - Неадерталец

прародитель - дедушка или бабушка
прапрапрародитель - прапрадедушка или прапрабабушка - Неадерталец
* По истрии и генетике, Неадертальцы исчезли 48 тысяч лет назад
* прапрадедушка
папа 1937 гр
дедушка конец 19 века
прапрадедушка это 18-19 век как время жизни прапрадедушки
Т.е. вариант 1 как бы намекает на гибель неадертальцев в 18-19 веке
* официальная наука утверждает Неадертальцы исчезли 48 тысяч лет наза.
* как совместить это всё?  Путешествия по времени? Клонирование ДНК археологических находок? Или ошибки официальной истории? Я этот вопрос не станут даже и исследовать,
зачем запутывать себя нюансами, продираясь знать правду какая ест, а не версии?

-
- 0,44625% 
*  1   пра-пра-пра-пра-пра-пра-родитель  (мужчина или женщина)) - Неадерталец


0.2203125 %   
*  1 пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родитель (мужчина или Женщина) Неадерталец

-
0.0550778145 % 
 * 1 один пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родитель (м\ж) - Неадерталец

-
0.02753890725 %   
*  1 пра-пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родитель (м\ж) (Неадерталец)


....



Пояснени пожробнее счёта варианта 1

3.8%
 -
3,125% 
*  1  пра-пра-пра-родитель (мужчина или женщина) - Неадерталец

прародитель - дедушка или бабушка
прапрапрародитель - прапрадедушка или прапрабабушка - Неадерталец

это получилось так: подборка по таблице:

Смотрим:

3.125 %  ДНК  от каждого  пра-пра-пра-родителя
32  пра-пра--пра-родителя всего  (16 мужчин и 16 женщин)
1.5625 %  ДНК   от каждого  пра-пра-пра-пра-родителя
64  пра-пра-пра-пра-родителя     (32 мужчин и 32 женщин)


3.8%  - 3,125%  (1 (один) пра-пра-пра-родитель (мужчина или женщина) - Неадерталец)
=  0.775 %   осталось

смотрим:

0.440625 %  ДНК  пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
256  пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (128 мужчин и 128 женщин)
0.2203125 %  ДНК  пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
512  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (256 мужчин и 256 женщин)
0.110155625 %  ДНК  пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
1024  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (512 мужчин и 512 женщин)

0.775% - 0,44625%  (1 пра-пра-пра-пра-пра-пра-родитель  (мужчина или женщина))
= 0,32875 %

смотрим:
0.2203125 %  ДНК  пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
512  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (256 мужчин и 256 женщин)
0.110155625 %  ДНК  пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
1024  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (512 мужчин и 512 женщин)
0.0550778145 %  ДНК  пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
2048  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (1024 мужчин и 1024 женщин)


= 0,32875 % 

0.2203125 %   *  1 пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родитель (мужчина или Женщина) Неадерталец
---------------------
= 0,1084375 %

смотрим:

0.0550778145 %  ДНК  пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
2048  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (1024 мужчин и 1024 женщин)
0.02753890725 % ДНК пра- пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
4096  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (2048 мужчин и 2048 женщин)

0,1084375 %
-
0.0550778145 %   * 1 один пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родитель (м\ж) - Неадерталец
=
0.05333596855 %

Смотрим:
0.0550778145 %  ДНК  пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
2048  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (1024 мужчин и 1024 женщин)
0.02753890725 % ДНК пра-пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
4096  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (2048 мужчин и 2048 женщин)
0.013769453625% ДНК пра-пра-пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя
8192  пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-родителя  (4096 мужчин и 4096 женщин)

0.05333596855 %
-
0.02753890725 %   1 пра-пра-пра-пра- пра-пра-пра-пра-пра-пра-родитель (м\ж) (Неадерталец)

.....

Итожу:

Вариант 1 математически уходит дальше и дальше
давая 1 Неадертальца
==================================================
=================================================
Вариант 2

не строю, но:

сдвинуть по времени назад

не с

3,125% 
*  1  пра-пра-пра-родитель (мужчина или женщина) - Неадерталец


а дальше

чтобы получить и найти
пару (двоих)  Неадертальцев

==============================================
Вариант 3, 4, 5,

сдвигаем и сдвигает назад,
так, чтобы получить хотя бы
312 Неадельтальцев    *в моём ДНК 312 ДНК Неадельтальцев разного типа).


а затем сдвигая дальше
априори время исчезновения Неадертальцев,
получаем число их на то время
(как часть ДНЕ "вымылись" "исчезли" "сжавшись")
Но вариант 1

это 
3.8% ДНК  Неадертальцев во мне
-
3,125% 
*  1  пра-пра-пра-родитель (мужчина или женщина) - Неадерталец
Это 18-19 век


Это совпадает
с данными неофициальной истории

- о потопе 19 века в 1897 году (см затопленные здания г.Омска постройки 19 века
с затопленными занесёнными почвой 1-2 этажами, что стали быть под землёй)

- о ядерной войне 19 века  (отдельная тема, есть на Ютюбе, в стихах российских поэтов в том числе)  (следы в почве, если откапывать и копать, с типичными остатками после применения ядерных бомб в почве (стронций и тд)  в  културных слоях 19 веке

- отмечу: я не специалист в теме и просто повторила Ваше информацию мнение других, с видео на ютюбе.  Возможности проверить (дозиметром и приехав погялеть раскопы всё нет.) Отчего информация на совести её сообщившиз и исследовавших.

- ещё раз: я основываюсь на доверии. Ноя и вообще доверчивый человек и наивный. Нас могли и обмануть, и провести, но могли сказать и факты правды, что есть.


========================================================

Исследовать математически в каком поколении назад
был последний Неадерталец,

я не стану.

Один из вариантов:
18-19 век


у меня 3.8 %  ДНК  Неадертальтальдцев
3,125% 
*  1  пра-пра-пра-родитель (мужчина или женщина) - Неадерталец
18-19 век

как вариант самый необычный и странный.

15 ноября 2020
в селфи
глаза меняли цвет на белоглазые и назад обратно в кареглазые.

лицо сразу здорово похоже на лица моих родных по отцу и тёте-сестре отца.
Я их сильно люблю, и я сильно обрадовалась.

Папе 82 года.
Сестра его в 98 лет умерла.
Женщина прапредок папиной линии в 115 лет погибла, катаясь на лыжах, упала неудачно.
Это по семейным преданиям.
 

15 ноября 2020
в селфи
глаза меняли цвет на белоглазые и назад обратно в кареглазые.

зрачки чтото не круглые? () такие стали значит тоже "спящее" значение в ДНК
 
как у рыб или кошек глаза?
 
 
Эдак посмотришь и перепугаешь кого
 
Но я =я. какая и была.
 
 
 
 
цвет глаз вернулся обратно в карие глаза
 
 
пошла потом в зеркало посмотрела
 
как обычно карие глаза с круглое чёрное яблоко . белки глаз розовые как (после хлорки? плавать в бассейне?) как когда люди плачут и плача, слёз, как после химического отравления, или и при отравлении организма и температуре
 
когда это было 1. головная боль 2. сильное эмоциональное депрессия плохо больно 3. упадок сил 4. потом началось с глазами чтото мигать туда сюда с яркими вспышками и чтото цветное такое . двигалось. белки глаз заболели 5. фоткала-показало что вышло.
 
ну я спокойно
 
некие процессы триггер включили чтобы менять "доминирующие позиции ДНК" в "пассивные спящие", а "пассивные спящие" в доминирующие
 
Как цвет глаз такой у меня был при рождении и даже и в 2месяца ещё? восхитивши родню с таким цветом глаз "наша!" "как у меня!"
 
когда цвет глаз поменялся в карие я утратила это сочувствую опёку любовь защиту
 
мне видно просто так плохо стало и организм тригганул нечто спасая с ситуации хоть так

15 ноября 2020 в селфи глаза меняли цвет на белоглазые и назад обратно в кареглазые.


У меня есть генетические кузены со словом "Белый"  (Belov, White, Whitehead, Whitebread, Alba, Blank, Blanc, Blankership, ........   +++)    и вот  белые глаза "к теме и к фамилии"


Потому я делаю   дальше  изучение  темы "белоглазых"

--------------------
БЕЛОГЛАЗЫЕ
------------------------

Эта тема большая как задевает мифы, легенды, предания, исторические записи, изустные.


Вот к примеру:    белоглазые и  Рыбы (Созвезлие Рыбы = Близнецы = Июнь месяц . шестой).

Рыбы  - символ Христианства и  Первый Христиан.

Помню легенды, что  первые учителя людей и человечества "были рыбы",
люди  с  белыми рыбьими глазами,

жившие на Земле и создавшие цивилизации задолго.

А потом вдруг все они куда то исчезли.

Оставшихся в легендах



бЕЛОГЛАЗЫЕ.
Почему такой странный цвет глаз?  белый?

1. есть альбиносы, альбы, у них нет в ДНК гена красителя мелотонина
и  белые волосы, ресницы, кожа, порой и глаза

2. есть люди с белыми белыми волосами или блондины
их цвет кожи  и волос под снега
светлые глаза -под широты

Т.е. чисто технически

глаза светлее
где Солнца меньше

как широты или пещеры
или у переживших Ядерную Зиму

А учёные уже открыли факт
что в 19 веке слои почвы
если раскапывать
содержат типичные вариации радиактивных изотопов
после применения ядерного оружия и взрывов

Т.е. в 19 веке были серии ядерных взрывов.
Вероятно тогда и  зимы-зима
без Солнца
Люди часть могли жить в пещерах выживая
и иметь мутацию - белые глаза.


в какой ситуации белые глаза помогают выжить?

1. среди белого снега чёрные волосы глаза заметны. белые глаза как маскировка незаметны.

2. вороны и вороньё и грифы питаются человеченой и мертвечиной, и любят деликатес человеческих глаз.  Чёрные глаза заметнее на снегу, если  раненный лежит на снегу с открытыми глазами. А выжить без глаз раненному невозможно, если не помогут, не видно, куда уйти. Отчего белые глаза на снегу могут спрятать от воронов и воронья.   И есть шансы очнуться, собрать силы и уйти: видя куда.    Видимо, такое чтото было, давая отсевы и создав белоглазых.

3. пещеры. в пещерах и темноте красители кожи и глаз теряются. Особо при питание где мало минеральных составов. Организм экономит что имеет и есть:  не давая производства цвета: в темноте так и так невидно особо. 

4.  под водой белые глазы у рыб как цветомаскировка, что спасает рыб, делая малозаметными.  под цвет неба. белого вверху сверху воды.

5. изобилие еды и минералов в еде есть не везде. Порой выживание трудно. Мы видим жаркую тёплую Африку с изобилием цветов и цвета.  Такого изобилия красок и неба нет в других широтах, особо зимой. Глаза русских, светлые, по той же причине:  корекция цвета под фотофильтр к яркости солнечных лучей.


Чисто технически:   мутации где организм отключает химические процессы  создания красителей.
Порой, чтобы выжить, нужна энергия.  Отключение функций-сохранение энергии для других функций: теплового баланса, ...  Перераспределение.

Это как кошелёк с наличными деньгами и всё хочется купить. А надо сделать выбор, что важнее.


И вот цвет волос-глаз-кожи и есть компромисс гармонии для лучшего климатического выживания


Смотрим белоглазые белоговые

БЕЛОГЛАЗЫЕ

----------------------------
Из  Википедиии

Чудь белоглазая
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чудь_белоглазая


Чудь белоглазая
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чудь белоглазая

Чудь
 (чудь белоглазая, чудаки; тюштяне, от имени правителя)
 — персонаж
русского,  финно-угорского] и коми  фольклора;
древний мифический народ.

Встречается также в фольклоре у саамов.

Не стоит путать с наименованием финно-угорских народов (см. Чудь, Чудь заволочская).

Возможно, происходит от слова «чудо», которое в старину означало великана.

Этот мифологический персонаж близок по значению
к европейским эльфам  и гномам.

Схожие легенды известны в Сибири
у сибирских татар и манси о сыбырах,
у алтайцев — о бурутах,
у ненцев — о сихиртя.


Содержание
1 Общие особенности
2 На Урале
2.1 Дивьи люди и легенда о царевиче Тюштяне
3 Примечания
4 Библиография

Общие особенности

Судя по всему, в основе преданий лежат древние финно-угорские рассказы
об уходе автохтонного населения

или гибели первого поколения людей,

причем в фольклоре соседствуют в разных пропорциях два взгляда на сюжет:
героический об идеализированых давних временах
и анекдотический о глупом и непохожем на современных людей народе.

Эти сюжеты соседствуют в разных пропорциях:

у коми и мордвы чудь идентифицируется с народом-прародителем,

у русских и саамов на первый план выходят анекдоты о глупцах.


Легенда об ушедшей под землю чуди вдохновила Н. К. Рериха
на написание двух картин «Чудь подземная» (в 1913 и 1929 годах).


Исторический народ, прежде упоминаемые под названием чудь заволочская,
к настоящему времени полностью ассимилировался среди вепсов, русских, а также коми, однако у русского населения Заволочья сохранилась память о чуди, прежде жившей в этих местах.

Среди сохранившихся легенд о чуди в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и христианизации. Местом её обитания называется лес, жилищем — землянки. Для обороны чудь строила земляные крепости, остервенело оборонялась, а при неудаче — бежала глубже в леса или убивала себя; лишь немногие оставались на прежних местах жительства.

Записана и легенда о том как чудь «ушла под землю» — вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах, и погребла себя, подрубив столбы.

Д. В. Бубрих в книге «Происхождение карельского народа» предположил, что этнический состав исторической заволочской чуди был неоднороден, её формировали
представители народов


весь («чудь белоглазая»)
Весь (племя)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Весь_(племя)


 и мери («черная чудь»).

В верховьях Моломы и Карелии бытовали рассказы о «чуди белоглазой».

На Урал «чудской» фольклор перенесли поселенцы с Русского Севера.

В 1873 году
путешествовавший по Кольскому полуострову
русский писатель Василий Иванович Немирович-Данченко (1848—1936), старший брат известного драматурга Владимира Ивановича Немировича-Данченко (1858—1943),

записал у местных саамов предание о борьбе предков последних с нашествием «чуди белоглазой», в которой им помогли гномы — чакли.

Легенды
описывают
чудь белоглазую как людей невысокого роста, сказочно богатых.

В мифах коми они жили «как звери» в лесах, питаясь дичью и одеваясь в шкуры. Однако к ним явился Стефан Пермский, желая окрестить, а заодно и люди русского царя с требованием оброка. После этого чудь ушла под землю, спрятавшись там со всем своим огромным богатством.

Есть поверье, что чудь превратилась в злых духов, которые прячутся в темных местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими.


Это роднит их с фейри ирландского фольклора.

фейри ирландского фольклёра

На Урале


В словаре В. И. Даля приведено:


"Чудаки и чудаки, сиб. чудь (т. е. странный и чужой)
ж. собр. народ-дикарь, живший, по преданию, в Сибири,
и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах);
испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя,
 чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли.
Чудь вообще чудское, финское племя, особ. восточное (чужаки), и нередко говорится бранно.
"Чудь белоглазая! Чудь в землю ушла. Чудь живьем закопалась, чудь под землей пропала."

— Чудо : Чудаки // В.И. Даль, Словарь живого великорусского языка.


У П. П. Бажова при описании преданий Полевской области
 (возле Екатеринбурга)
чудь упоминалась как «стары люди».

Это отмечено и на стендах туристической тропы на Азов-горе,
известной по его сказам.

Согласно научным источникам
в этих краях прежде жили манси (они же вогулы, иткульская археологическая культура).


Бажов писал:

"Были они «стары люди» не русски и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает. По лесам жили. Однем словом, стары люди. Домишек у них либо обзаведенья какого — банешек там, погребушек — ничего такого и в заводе не было. В горах жили. Вот живут себе стары люди, никого не задевают, себя сильно не оказывают. Только стали по этим местам другие народы проявляться."      
    
—    Бажов П. П., «Дорогое имячко»


Чаще всего говорилось о «старых людях».


По одним вариантам, эти «старые люди» «натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись». По другим вариантам — «старые люди вовсе в золоте не понимали, толку не знали. Хотя золота тогда было много, его даже не подбирали». По третьему варианту, «стары люди вовсе маленькие были». Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». Потом «стары люди из здешних мест ушли».

Стары люди.
 — Может быть, потому, что Полевской завод строился на месте древних рудокопен — «чудских» капаней, здесь была живы рассказы о «старых людях». В этих рассказах «стары люди» изображались по-разному. Одни говорили, что «стары люди» жили в земле, как кроты, а потом засыпали себя, когда в этот край пришли «другие народы»; другие говорили, что «стары люди» брали медь только сверху, а золота вовсе не знали и жили охотой да рыболовством. Предполагалось, что слой земли, на котором жили «стары люди», уже так завален сверху, что до этого слоя приходилось «докапываться».
 «Докопались до той земли, где стары люди жили, — нет золота. Не на место, видно, угадали».

— Бажов П. П., очерк «У старого рудника», часть IV и «Объяснение отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказах»

Предания о чуди (чучкарях) — древнем народе
бытуют и в Прикамье:
«А кто-то тут раньше жил, какие-то люди-чуди».

Дивьи люди и легенда о царевиче Тюштяне

Подробнее по этой теме см.
Дивьи люди.


Подобная легенда существовала на Урале о подземном народе «дивьи люди».

 Её записал на Урале в 1927 году
Николай Евгеньевич Ончуков:

"Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры.

В заводе Каслях, по Луньевской железнодорожной ветке, они выходят из гор и ходят между людьми, но люди их не видят. Культура у них величайшая, и свет у них в горах не хуже солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные. Они предвещают людям разные события.

Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайковском и Строгановке в полночь слышится звон; слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью…"

В мордовском эпосе
существует легенда о царевиче Тюштяне,
включающая в себя большое количество параллелей с легендами о чуди,
где Тюштян может пониматься как правитель древней чуди.

Примечания

 Бессонов, 2016.
 Криничная, 1991
 Лимеров, 2009

 Пименов В. В. Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965. 262 с.
 А. Комогорцев. Таинственная Чудь // "Тайны. Открытия. Приключения". — 2009. — № 2.
 Словарь церковно-славянскаго языка / Подъ ред. А. Х. Востокова. — С.-Петербургъ: Второе отд;ление Императорской Академіи Наукъ, 1861. — Т. II. — С. 570.
 Николай Кикешев. История Евразии. Истоки. Гипотезы. Открытия. Том 1. Сибирь – дом человечества. — НАНО ВО «ИМЦ». — С. 477. — ISBN 978-5-6041536-5-9. — ISBN 978-5-6041536-6-6.
 Рочев, 1985
 Владислав БЕЛОГОРОВ. КАК ЧУДЬ ПОД ЗЕМЛЮ УШЛА. Красная Звезда. old.redstar.ru (2011). Дата обращения: 21 марта 2020.
 Анна Марианис. Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества. — Litres, 2018-05-23. — 1356 с. — ISBN 978-5-457-95207-2.
 Страздынь Ю.Ф. Чудь заволоцкая (из истории заселения края) (недоступная ссылка). Записки Подосиновского общества изучения родного края Выпуск 2, часть1.. Дата обращения: 26 июля 2012. Архивировано 20 декабря 2016 года.
 Петр Саввич Ефименко. Заволоцкая чудь (недоступная ссылка). Московский журнал. Дата обращения: 26 июля 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
 А. В. Шмидт Об уральской чуди и её гибели «Записки УОЛЕ», том XL, вып. 2-й, 1927
 Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2005. — С. 207.
 Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. — 2005. — С. 209—210.
 Чудо : Чудаки // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
 стенды «Чудь белоглазая» и «Чудские копи» — Экскурсионная тропа «Легенды Азов-горы». Участники премии «Маршрут года» 2016. «Живая карта».
 Викторова В. Д. Сокровища филина : Духовная культура древних металлургов Зауралья // журнал "Родина". — 2001. — № 11. — С. 54—57. — ISSN 0235-7089. Архивировано 6 июня 2013 года.
 Бажов П. П. Уральские сказы : в 3 т. / Под общ. ред. В. А. Бажовой, А. А. Суркова, Е. А. Пермяка. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1952. — Т. 2.
 Сироткина Т. А. Рассказы Архангельских старожителей 0(В Пинежском районе) Этнонимы как отражение языка и культуры народов Прикамья. (недоступная ссылка)
 Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С. Н. Азбелева. — М.: Русская книга, 1992. — С. 470—608 с.- (Б-ка русского фольклора; Т. 12)
Библиография
Белых С. К. Чудь в этнической истории пермских народов // Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996.
Бессонов И. А. Мордовский эпос о Тюште и русские и финно-угорские предания о чуди // Традиционная культура, 2016. № 4. С. 54-66.
Вопросы лингвистического краеведения Прикамья. Пермь, 1974.
Грибова Л. С. Культ древних у коми-пермяков. М., 1964.
Грибова Л. С. Пермский звериный стиль. М., 1975.
Грибова Л. С. Чудь по коми-пермяцким верованиям и преданиям : этногр. материал, собранный в Пермской области), 1991 // Архив КНЦ УрО РАН. Ф 11. оп. 1. Д. 54.
Дмитриев А. А. Пермская старина. Вып. 1: Древности Перми Великой. Пермь, 1889.
Дранникова Н. В. Чудь в устной культуре народов Европейского Севера // Народные культуры Европейского Севера. Республиканская научная конференция (Архангельск, 15-17 октября 2007 года) / Отв. ред. Н. В. Дранникова. Архангельск: Поморский университет, 2008.
Дранникова Н., Ларсен Р. Предания о чуди в норвежском и русском фольклоре // XVII Ломонос. междунар. чтения. Вып. 2 : Поморские чтения по семиотике культуры : сб. науч. докл. и ст. Архангельск, 2006.
Ефименко П. С. Заволочская чудь. Архангельск, 1869.
Пименов В. В. Вепсы. М. ; Л., 1965. Библиогр.
Климов В. В. Заметки к преданиям о чуди // Вопр. лингвист. краеведения Прикамья. Пермь, 1974.
Криничная Н. А. Предания об аборигенах края // Рус. фольклор (фольклор и историческая действительность). Т. 20. Л., 1981.
Криничная Н. А. Русская народная историческая проза : вопр. генезиса и структуры. Л., 1987.
Криничная Н. А. Предания Русского Севера. СПб, 1991.
Лашук Л. П. Чудь историческая, чудь легендарная // Вопр. истории. 1969. № 10. С. 208—218.
Лепехин И. А. Дневные записки путешествий Ивана Лепехина. СПб., Ч. 4. 1805.
Лимеров П. Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998.
Лимеров П. Ф. Му пуксь;м — Сотворение мира : мифология народа коми. Сыктывкар, 2005.
Лимеров П. Ф. Образ чуди в коми фольклоре / П. Ф. Лимеров // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2009. — № 1/2 (63). — С. 81-90.
Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым Оше и Пере-богатыре. Т. 92. Пермь, 1971.
Плесовский Ф. В. Комияс да чудьяс (коми и чудь) // Войвыв кодзув. 1989. № 9. С. 57.
Рочев Ю. Г. Коми легенды и предания. Сыктывкар, 1984.
Рочев Ю. Г. Национальная специфика коми преданий о чуди. Сыктывкар, 1985. (Сер. препринтов «Научные доклады»; вып. 24).
Смирнов Ю. И. Предания Европейского Севера о чуди // Пробл. изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972.
Савельева Э. А. Пермь Вычегодская //К вопросу о происхождении народа Коми//, Москва, 1971

Славянская мифология
Мифология коми
Категория: Мифические народы

Чудь белоглазая
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чудь_белоглазая
весь («чудь белоглазая»)
Весь (племя)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Весь_(племя)

ВЕСЬ

Весь
 — прибалтийско-финское племя,
от которого происходят вепсы,
а также частично карелы
и некоторые северные группы русских.

Племя занимало территорию Межозёрья:

между озёрами Нево, Онего и Белым
и далее на юг
 (так, в новгородской волости Егна проживала весь егонская).

« На Белом озере сидит весь.
ПВЛ


Археологические памятники

С весью (белозерской и егонской)
и мерей

археологи обычно соотносят памятники

дьяковской археологической культуры,
бытовавшей

на севере Русской равнины

до V—VI вв.

Напрямую с весью

учёные часто связывают

культуру курганов юго-восточного Приладожья,
датируемых

IX—XIII веками.

Район распространения данной культуры —

 реки Сясь, Тихвинка, Капша, Паша, Воронежка, Оять, Свирь, Олонка, Тулокса, Видлица
и северное побережье Онежского озера.


 Сами курганы представляют собой округлые насыпи высотой 0,6—3 м, диаметром 5—12 м, с захоронениями людей. Внутреннее устройство повторяет устройство жилища, с очагом и хозяйственной утварью, что соответствовало представлениям о загробной жизни как о продолжении обычной жизни. В ранних погребениях с трупосожжениями присутствуют отдельные вещи скандинавского происхождения. Доказательством соотнесения данной культуры с летописной весью является исследование гидронимии по реке Оять.

Вторым по древности, после саамского,
в данном регионе выявлен слой именно вепсских названий.

Весь — прибалтийско-финское племя, от которого происходят вепсы, а также частично карелы и некоторые северные группы русских. Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево, Онего и Белым и далее на юг (так, в новгородской волости Егна проживала весь егонская


Примечания
 Кочкуркина С. И. Древние вепсы по археологическим материалам. vepsia.ru.
Литература
Майнов В. Н. Приоятская чудь. (Весь — Вепсы) // Древняя и Новая Россия. 1877, т. 2. № 5, с. 38—53; № 6, с. 133—143.
Майнов В. Н. Несторова Весь и Корельские дети. // Живописная Россия. 1881. Т I. Ч.2 стр. 493-527.
Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере X—XIII вв. — М., 1973
Кочкуркина С. И., Линевский А. М. Курганы летописной веси. Петрозаводск, 1985
Кочкуркина С. И. Памятники Юго—Восточного Приладожья и Прионежья. Петрозаводск, 1989
Кочкуркина С. И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск, 1990
Голубева Л. А., Кочкуркина С. И. Белозерская весь (по материалам поселения Крутик IX—X вв.). Петрозаводск, 1991

Киевская Русь
Финно-угорские племена и народы
Категории: Древние народы РоссииИсчезнувшие народы РоссииДревнерусские племенаФинно-угорские народыИстория Вологодской областиИстория Ленинградской областиИстория Карелии


весь («чудь белоглазая»)
Весь (племя)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Весь_(племя)

Бажов
Уральские сказы — II
https://www.e-reading.club/book.php?book=3854

Русская Атлантида. Россия — колыбель цивилизации?
Гофман Оксана Робертовна
Глава 10. «Чудь белоглазая»
https://history.wikireading.ru/348875



первые упоминания о чуди имеются уже в Лаврентьевской летописи. Там сообщается, что в 859 г. варяги покорили чудь и славян. Но уже через два года славяне и чудь освободились от них и в последующие годы совместно участвовали в военных походах. Так, в 882 и 907 гг. они вместе с Олегом (да, Вещим, да, Посвящённым!) ходили на Киев и к грекам. С Владимиром — на половцев и, печенегов. Но начиная с 10–30 гг. происходит жутковатый перелом — русские князья совершают регулярные нападения уже на чудь. Вначале с чудью воевал Ярослав, побил их и поставил город Юрьев. Затем Мстислав с новгородцами и псковичами ходил в 1116 г. на чудь и взял город Медвежья Глава. Но о военных крестовых походах на чудь я постараюсь рассказать чуть позже. Сейчас нас занимает иное — летописи. В Начальной летописи под годом 1096 (6604) Нестор воспроизводит свою беседу с приезжим новгородцем. Не поленюсь привести её текст:

«Теперь же хочу поведать, о чём слышал 4 года назад и что рассказал мне Гюрята Рогович, новгородец, говоря так: „…Югра же сказала отроку моему: Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это ещё три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из неё; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даёт им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идёт он и дальше на север“».

Кроме русских летописей, сведения о чуди содержатся ещё и в Сибирских летописях. Так, в Есиповской сказано: «Прежде бо живяще Чюдь по всей Сибирской земле». Указывается и конкретное место её проживания: «Царь же Чингий, собрав воинство много и вооружённо, и отпусти его (Тайбура) на реце Иртышу, идеже живяху Чудь». Но с XIV века летописные сведения о чуди пропадают. Возможно, они и были, да в результате романовской «чистки» истории их могли убрать. Остались лишь косвенные упоминания. П. С. Паллас, посетив Кукушевский медный рудник у реки Уя (Южный Урал), пишет, что в горах сохранились чудские копани, в которых просматривалась медная жила с серебросодержащей рудой. Монах Долматовского монастыря Лот во времена Петра I писал о престарелой женщине из улуса царевича Рючюка, которая рассказывала, что «в древних летах иные люди, которые в тех местах жили, означенную руду копали и плавили, и действительно из оный золото и серебро получали и всякие из того вещи делали; а также вещи около Исету и прочих местах, где оный народ, называемый Чуды, жили, в их могилах или кладбищах и ноныпе находится». А сподвижнику Петра I, директору горных заводов В. Геннину, даже удалось увидеть, что в одной из могил «…лежало мёртвое тело на золотой выбитой тонкой доске, а поверху ево платья накладено было золотыми тонкими листами, выбитыми толстою бумаги, всею золота с пуд».

И остались народные легенды.

По саамской версии, древний народ, обитавший на Севере, погрузился на дно Океана (о Господи опять!) и там продолжает жизнь. Под водою те же горы, те же леса, там бродят звери и вовсю летают птицы. «Чудь подземная» («китежане подводные по-уральски») пасёт под водой не только оленей, но и моржей, тюленей, вместо коров разводит дельфинов. Как видим, перед нами версия о невидимом граде Китеже по-саамски.

В древнем русском сказании «О человецех незнаемых в восточной стране» говорится: «Вверх то-яж рекы великия Оби есть люди, ходят попод землёю иною рекою день за нощь с огни». Люди те выходят из-под земли на озеро, и «на том озере свет пречуден и град белый, посаду в котором нет».

У манси подземный и, соответственно, невидимый град чуди располагается в районе Ледовитого океана. Его властитель — бог Куль-отыр — живёт здесь в золотом дворце (помните русские сказки о трёх подземных царствах — Медном, Серебряном и Золотом, попасть в которые можно, отворив заветный камень и пройдя через «дыру в землю»).

О ненецких сиртя, таинственных подземных жите лях, сообщали начиная с XVI века иностранные мореплаватели, искавшие северный проход в Индию и Китай. Это англичанин Бэрроу (1556), голландец ван Линсхоттен (1594), француз де Ламартиньер (1671). Близкий товарищ М. В. Ломоносова русский академик И. И. Лепёхин (1740–1802) делает в своих дневниках запись о подземных убежищах «наподобие пещер, с отверстиями, подобными дверям».

Особенно популярна легенда о самозахоронении чуди. В ней говорится о том, что при появлении русских (Ермака со товарищи) на Урале, чудь входила в свои жилища, сооружённые в виде ям с навесом, и подрубала столбы, на которых держался земляной навес. Таким способом она хоронила себя заживо в ямах. Это ещё не самосожжения старообрядцев, хранителей «древлего благочестия», но что-то очень близкое.

В некоторых легендах указывается на реальные контакты ранних переселенцев на Урал с посланцами чуди — «Чудо-девицами». В них говорится, что перед уходом под землю чудь оставила для наблюдения «девку», чтобы она охраняла клады и драгоценности. Эта легенда удивительно перекликается с легендой, приводимой Н. К. Рерихом в книге «Сердце Азии»: «Вышла из подземелья женщина. Ростом высокая, лицом строгая и темнее наших. Ходила по народу — помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из святой страны».

Но взаимодействие посланцев чуди с переселенцами не ограничивалось контактами наяву, легенда зафиксировала абсолютно невероятные контакты и влияние чуди через сны. В 1979 г. в «Уральском следопыте» была опубликована красивая «сказка» о чудской женщине-правительнице:

«Однажды Татищеву, основателю Екатеринбурга, приснился странный сон. Явилась к нему женщина необычного вида и дивной красоты. Одета была в звериные шкуры, на груди её сверкали золотые украшения. „Слушай, — сказала женщина Татищеву, — ты отдал приказ копать курганы в своём новом городе. Не тронь их, там лежат мои храбрые воины. Не будет тебе покоя ни на том, ни на этом свете, если потревожишь их прах или возьмёшь дорогие доспехи. Я княгиня чудская Анна, клянусь тебе, что разорю и город, и всё, что ты строишь, если тронешь эти могилы“».

И Татищев оказался мудр настолько, что приказал не раскрывать захоронения. Отрытыми остались только вершины курганов… Эх, совершенно напрасно «позорили» советские историки (не удержался и В. Пикуль в романе «Слово и дело») Татищева за то, что гору с богатыми рудными месторождениями повелел он назвать Благодатной (Анна в переводе означает «благодать»), дескать, в честь звероподобной императрицы Анны Иоанновны, вдосталь поизгалявшейся над русским дворянством! Называя так гору, не вспоминался ли умнице-историку, светлой головушке XVIII века, тот сон-вещун с княгиней чудской Анной? И не она ли ему гору, природными ископаемыми богатую, в одном из таких вещих снов указала?

И вот что прелюбопытно: таинственные обитатели подземно-подводного царства периодически дают знать о себе. Так,

К. Д. Носилов, известный писатель и исследователь Севера, записал несколько рассказов о встречах с загадочным Белым Стариком.

Высокий, немногословный, белый как снег, он неожиданно появлялся перед людьми в минуты смертельной опасности и спасал нуждающихся в помощи, а заплутавшим молча, знаками указывал дорогу к дому. Исчезал Белый Старик так же неожиданно, как и появлялся.

И вот что примечательно: встречи с ним зафиксированы и на Новой Земле, и на полуострове Ямал на берегах Карского моря, и в низовьях Оби, и на Полярном Урале. Как видите, география обширна. Некоторые считали высокого Белого Старика — Святителем Николаем. Но вопрос не в имени, вопрос в том, откуда он появляется посреди белого жутковатого безмолвия? Почему-то мой взор обращается на этот раз не к немотствующим равнодушно небесам, а к земле, вернее, подземному царству. Ну что поделаешь, любопытно мне, однако, почему чудь, люди дивные, под землёй оказались. Неспроста ведь Невидимая, сокровенная Страна дивьих народов под землёй очутилась?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.


Русская Атлантида. Россия — колыбель цивилизации?
Гофман Оксана Робертовна
Глава 10. «Чудь белоглазая»
https://history.wikireading.ru/348875

"The White eyes ancient tribes Chudi"
http://proza.ru/2020/11/19/151
https://stihi.ru/2020/11/19/883

Вепсы
Вепсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вепсы


ВЕПСЫ
вепсы,
официально до 1917 — чудь

 —

малочисленный народ финно-угорской языковой группы, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России.

В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации


В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари» или «кайваны», которые часто имели шутливо-иронический или уничижительный оттенок.

Выделяются три этнографические группы вепсов:

северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);

средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)

южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).



Генезис и история
Основная статья: весь (племя)
В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса. Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье. Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепсские.

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас).

Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису.

Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью.

Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

Основными источниками по ранней истории вепсов
являются сведения древнерусских летописей
о племенах чуди и веси,
которых наука считает их предками.

В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси,
указывая, что

 «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море).

«Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…»

Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи:

«В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути — от Ладожского до Онежского озера.

В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами
(на своей основной этнической территории)

вепсы жили с конца 1 тысячелетия,
постепенно перемещаясь на восток.


Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами,
например,

в XII—XV веках
вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь,
стали частью карельского этноса
— людиками и ливвиками.

В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев,
не смешанных с карелами.


Гиморецкий погост. Церковь Рождества Богородицы 1659 г. имеет так называемый «пульсирующий» храмовый столп (верхний восьмерик вставляется в «раструб» нижнего, раскрывающегося подобно цветку) — особенная черта вепсского зодчества


Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье

— привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью.

Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми.

Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.

Основная часть вепсов
до последней трети XV века
жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской.

После присоединения Новгорода к Московскому государству
вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян.

В начале XVIII века

северные вепсы оказались приписанными
к Олонецким (Петровским)
 металлургическим и оружейным заводам,
а оятские —
к Лодейнопольской судостроительной верфи.

Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов,
в том числе в Олонецкой губернии — 8550,
в Новгородской губернии — 7067.

По сведениям переписи населения 1897 года
в Российской империи проживало 25 820 вепсов (по данным о родном языке).

В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тысяч чел.,
в том числе 7,3 тысяч проживало
в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь.

В 1897 году
вепсы составляли
7,2 % населения Тихвинского уезда и
2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

В 1920—1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы.

В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.

В 1937 году этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шелтозерский район в Карелии.

Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.

С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов.

Согласно переписи населения
в 1979 году в СССР
проживало 8,1 тысяч вепсов.

Однако по оценкам карельских учёных
реальная численность вепсов была заметно выше:
около 13 тысяч в СССР, в том числе 12,5 тысяч в России (1981 год).
Около половины вепсов обосновалось в городах.

Согласно переписи населения
1989 года
в СССР проживало 12,1 тысяч вепсов,
но только 52 % их называло вепсский язык родным.


ГЕНЕТИКА  ВЕПСОВ

Исследование ДНК вепсов
выявило, что

Y-ДНК вепсов
Y-хромосомная гаплогруппа  N1a1  (38,5 %)
Y-хромосомная гаплогруппа  R1a     (35,9 %)
Y-хромосомная гаплогруппа  N(xN3)-M231  (17,9 %),
Y-хромосомная гаплогруппа  I-M170  (5,1 %),
Y-хромосомная гаплогруппа  R1b-M173/M269   (2,9 %).

мтДНК вепсов
митохондрильная гаплогруппа   H     (57,6 %)
митохондрильная гаплогруппа   U5   (16,8 %)




Численность вепсов в населённых пунктах в  России
в 2002 г.:

Республика Карелия:

город Петрозаводск 2698
село Шёлтозеро 385
село Рыбрека 322
посёлок Кварцитный 183
город Кондопога 155
село Шокша 119

Ленинградская область:

село Винницы 309
город Подпорожье 118
посёлок Курба 111
деревня Лукинская 101

Санкт-Петербург:
город Санкт-Петербург 318



Топонимика

Вепсская улица:
Вепсская улица в Санкт-Петербурге
Вепсская улица (село Ошта, Вологодская область)
Вепсская улица (деревня Симаново, Вологодская область)
Вепсская улица (город Тихвин, Ленинградская область)
Вепсский проезд (город Петрозаводск, Республика Карелия)
Череповесь (ныне город Череповец, Вологодской области)
Вепсский лес


Вепсские сказки - Посеяли репу на крыше избы


Оттуда

Главная / История / Статьи и материалы / Вепсские сказки - Посеяли репу на крыше избы
Вепсские сказки - Посеяли репу на крыше избы
 

SEMENZIBA NARGI;T’ PERTIN P;LE

подкорпус вепсских сказок

средневепсский диалект, западные говоры

Информант: Микшина Марфа Захарьевна, г.р. 1910, место записи: Ладва (Ladv), Подпорожский р-н, Ленинградская обл., г. записи: 1980, записали: Онегина Нина Федоровна

Вепсские народные сказки, (1996), с. 113-114; ф/архив ИЯЛИ КарНЦ РАН: № 2624/4, НА КарНЦ, кол.83, ед.хр.148
 
Semenziba nargi;t’ pertin p;le
Посеяли репу на крыше избы

Eliba ende uk da ak.
Жили старик да старуха.

Uk sanub:
Старик говорит:


– Давай посеем репу на крыше.

Посеяли они репу.

Выросла эта репа на крыше.

Akeine sanub:
Старушка говорит:

– Пойду-ка я репу рвать.


Пошла она репу рвать, а оттуда и упала. Упала и ушиблась.

А мужик схватил за ногу да за другую да и разорвал старушку пополам. Да и бросил ее в чулан.

– Пойду, – говорит, – искать плакальщиков.

Пошел искать плакальщиков.


Astui, astui, h;ndikaz tuli vastha.
Шел-шел, идет навстречу волк.

- Edahaksik, d;d;, astud?
– Далеко ли, дядя, идешь?


– Иду, – говорит, – жена у меня умерла, так плакальщиков искать.

– Ota mindei.
– Возьми меня.

- Ka kut voikad?
– А как ты оплакиваешь?

– Uu, uu, uu.
– У-у, у-у,у-у!

– Tule perskusihe.
– Полезай сзади.


Старичок посадил волка сзади за пояс.

Идет, идет опять.

Идет ему навстречу заяц.

– Дядя, далеко ли идешь?

– Да жена у меня умерла, иду плакальщиков искать.

– Ota mindei.
– Возьми меня.

– Ka kut s; voikad?
– А как ты оплакиваешь?

– Lu, lu, lu.
– Лу-лу-лу!

– Красиво оплакиваешь, садись сзади.

Sen-gi ot’.
И этого взял.

Опять шел, шел. Навстречу лиса.

– Дядя, далеко ли идешь?

– Плакальщиков искать, жена у меня умерла.

– Ota mindei.
– Возьми меня.

– А как ты оплакиваешь?

– Ou, ou, ou.
– О-у, о-у, о-у!

– Иди, красиво оплакиваешь.

H;va.
Хорошо.

Astui, astui, kondi vastha tuli.
Идет он дальше. Навстречу ему медведь.

– Дядя, далеко ли идешь?

– Да плакальщиков искать.

– Ota mindei.
– Возьми меня.

– Как ты оплакиваешь?

– Мям-мям-мям!

– Tule perskusihe.
– Садись сзади, за мой пояс.


Взял и привел всех домой.

– Где твоя жена?

– В чулане.

Запустил он туда всех этих зверей, а те старушку и съели на нет.

Старик приоткроет дверь и в щель:

- Jogo voikitei?
– Уже оплакали?


А лиса оттуда:

– Готово, открой!
А если нужно, то и тебя можем оплакать, иди сюда.

Открыл он, а старушки нет: одни косточки.

Выпустил старичок зверей оттуда, хотя те всю старушку жвакнули.

Ну, а репа так и осталась на крыше неубранной.



Вепсские сказки - Посеяли репу на крыше избы

* Напоминает американские фильмы о семье Адамс

Язык и письменность
См. также: Вепсский язык
См. также: Вепсская письменность


Вепсы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вепсы

Меря
https://ru.wikipedia.org/wiki/Меря

Merya
https://en.wikipedia.org/wiki/Volga_Finns#Merya

Легенда об ушедшей под землю чуди вдохновила Н. К. Рериха на написание двух картин «Чудь подземная» (в 1913 и 1929 годах)



Дивьи люди

Дикие люди
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дикий_человек



«Дикий человек» и производные от него являются общим термином для обозначения данного существа в большинстве европейских языков[1]. В Англии он известен как wild man, в Германии — wilder Mann, в Италии — huomo selvatico[2], в России — дивий (дикий) человек[3], во Франции — homme sauvage. Существует также определённое число местных форм, включая древнеанглийское слово «вудеваса» (др.-англ. wudewasa) и среднеанглийские «водвос» (ср.-англ. wodewose) или «вудхаус» (ср.-англ. woodehouse)[1]. Эти английские термины предполагают связь с лесами и до сих пор сохраняются в современном английском языке, например, в имени писателя, сэра Пэлема Грэнвила Вудхауза. В древневерхненемецком языке имелись термины schrat, scrato или scrazo, которые появляются в глоссариях латинских слов как переводы для fauni, silvestres и pilosi, идентифицируя создания как волосатые лесные существа[1].

Некоторые из местных названий предлагают связи с героями из древней мифологии. Так, например, термин salvan или salvang, общий для Ломбардии и италоязычных частей Альп, происходит от латинского Silvanus, названия римского бога садов и сельской местности[1]. Точно так же в фольклоре Тирольской и немецкоязычной Швейцарии в XX веке была дикая женщина, известная как Fange или Fanke; эти имена происходят от латинского слова «fauna», женский род фавна.

Средневековые немецкие источники дают в качестве имён для дикой женщины lamia и holzmoia (с некоторыми вариациями)[4]; первое из них отсылает к греческому дикому демону Ламии (др.-греч. ;;;;;, лат. lamia), второе происходит от Майи (др.-греч. ;;;;, лат. Maia), греко-римской земли и богини изобилия.

Различные языки и традиции включают в себя названия, имеющие сходства со словом «Оркус» (лат. Orcus), именем римского и италийского бога смерти[1]. Много лет люди в Тироле называли дикого человека Orke, Lorke или Noerglein, в то время как в некоторых частях Италии он был orco или huorco[5]. Французское слово «людоед» («ogre») имеет то же самое происхождение, что и современные литературные орки.

Особенности образа

Геральдическое изображение дикого человека
Как и подразумевает название, ключевая особенность дикого человека — его дикость. «Цивилизованные» жители расценивали диких людей как существ из дикой местности и противопоставляли цивилизации. Как отметила специалист Дороти Ямамото, «дикая местность», населяемая этим диким человеком, в действительности не указывает место полностью вне человеческой досягаемости, а скорее территории на краю цивилизации, место, населяемое охотниками, преступниками, религиозными отшельниками, пастухами[6].

Другие особенности развивались и преобразовывались в различных контекстах. С древних времён источники связали диких мужчин с волосатостью; к XII веку они почти неизменно описывались как имеющие целый волосяной покров, покрывающий всё их тело за исключением рук, ног, лица выше их длинных бород, а также грудей и подбородков женщин[7].

В славянской мифологии
Дикие (дивьи) люди — персонажи славянской народной демонологии, мифические лесные существа[3]. Названия восходят к двум родственным праславянским корням *dik- и *div-, сочетающим в себе значения «дикий» и «удивительный, странный, чужой»[8].

У восточных славян упоминаются:

саратовский дикарь, дикий, дикой,
дикенький мужичок — леший; невысокий человек с большой бородой и хвостом;
украинские лісові люди — поросшие волосами старики, дарящие серебро тем, кто подотрёт им нос;
костромской дикий чёрт;
вятский диконький нечистый дух, вызывающий паралич;
украинский лихий див — болотный дух, насылающий лихорадку;
украинскокарпатская діка баба — привлекательная женщина в сапогах-скороходах, обменивает детей и пьёт их кровь, соблазняет парней.

Есть сходство между восточнославянскими сообщениями

о диких людях и книжными легендами о дивиих людях (необычных народах из средневекового романа «Александрия»)

и мифическими представлениями о чудесных народах,

например

у русских Урала дивные люди невысоки, красивы, имеют приятный голос, обитают в пещерах в горах, могут предсказывать будущее;

у белорусов Волковысского уезда дзикие людзи — живущие за морем одноглазые людоеды, также пьют баранью кровь;

у белорусов Сокольского уезда заморский дзикий народ порос шерстью, у него длинный хвост и уши как у вола, не говорит, а только пищит.

Дивьи люди (лесные демоны) есть также у западных и южных славян.


Дивьи люди

Дикие люди
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дикий_человек

-------------------
Cсылки
--------------

Чудь белоглазая
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чудь_белоглазая

весь («чудь белоглазая»)
Весь (племя)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Весь_(племя)

Русская Атлантида. Россия — колыбель цивилизации?
Гофман Оксана Робертовна
Глава 10. «Чудь белоглазая»
https://history.wikireading.ru/348875

"The White eyes ancient tribes Chudi"
http://proza.ru/2020/11/19/151
https://stihi.ru/2020/11/19/883

Дивьи люди
Дикие люди
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дикий_человек

Фея
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фея
Fairy
https://en.wikipedia.org/wiki/Fairy

Пери
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пери_(мифология)


"Чудь Белоглазая "
http://proza.ru/2020/11/19/186
https://stihi.ru/2020/11/19/1125

#чудь #белоглазая #чудьбелоглазая


Рецензии