Детские воспоминания о 9 мая

С детства я любила день 9-го мая и считала настоящим праздником. В этот день наша немногочисленная родня объединялась за круглым столом, который выдвигался на середину единственной большой  комнаты старого дедушкиного дома. Последние свои годы дедушка жил один в деревянном доме с большим огородом, вспоминая ушедших раньше его двух жен.

Дедушка был лысый, немногословный, не мыслящий себя без физической работы мужчина. Улыбался он не часто, но я всегда могла видеть его улыбку, когда он встречал нас, внуков, приходящих к нему в гости. Мне дедушка отчасти заменил отца, который был инвалидом и слабым по характеру человеком. В моей жизни даже случился роман с мужчиной, который внешне и частично характером был похож на деда.

Пока дед Михаил был жив, каждый год  9 мая мы приходили к нему в гости, накрывали скатертью стол, выставляли всякую вкуснятину и говорили о жизни. В эти редкие моменты дедушка позволял себе говорить о войне. Он не  любил о ней вспоминать, ведь столько пришлось вынести ему и его родным.
 
Он ушел на фронт в сорок лет, зрелым мужчиной, имея за спиной вдовство, двух жен, двух дочерей. Финская, великая отечественная, японская – отняли немало сил и здоровья. Но он вернулся живым, вернулся, когда его жена и моя бабушка уже перестала бегать на вокзал встречать эшелоны с войны. Как рассказывала мне моя мама, дедушка пришел домой, а в доме никого. Соседка сказала, что все ушли в кино. Тогда мой дед пошел в кинотеатр «Октябрь» и там прервали сеанс, объявив по радио фамилии двух женщин, к которым приехали мужья. Моя мама не понимала тогда, почему бабушка плачет. Ей  всего-то было около шести лет, и  незнакомого дядю в солдатской форме она боялась. Но когда он дал ей кусок сахара, разрешила взять за руку и поцеловать в щечку.

Мой дедушка служил в артиллеристских войсках и был минометчиком, таская на себе каждый день по шестнадцать килограмм, да еще вещмешок. Во времена моего детства я читала много книг о  войне, смотрела фильмы, слушала на классных часах рассказы ветеранов войны. Но мой дедушка иногда ронял фразы вроде такой « чтобы я не сильно им верила».

« Кто воевал» - говорил дед  « никогда не будет хвастаться своими победами и наградами. Да! Мы воевали, но не за Сталина и Ленина, а за родных и землю, на которой стоит свой дом».

Никогда я не встречала в литературе и кино таких фактов  военного быта. Дедушка как-то в минуту откровения рассказал, что когда войска несли потери убитыми, фамилии погибших сообщались не сразу. Дело в том, что на каждого полагалась норма водки, которую сохраняли за один - два дня для разведчиков. На трезвую голову было страшно идти во вражеский тыл, и накопленный спирт отдавался в разведподразделение. Самыми веселыми людьми на войне были разведчики, ведь они видели смерть и даже принимали от нее подарок в виде нескольких сот граммов.
Еще с тех прошедших лет я помню, что рассказывали, как один раз дедушка прислал с фронта деньги, по тем временам огромные, целую тысячу рублей.

И только недавно я узнала, что тысячу выплачивали тем, кто подбил танк.
Как-то дед Миша рассказал о том, как он опекал другого солдата. Старший по званию приказал ему позаботиться о новобранце из Ленинграда, который, по всей видимости, был «интеллигентом», носил очки и не был приспособлен к жизни, тем более,  походной. Дедушка учил этого мужчину наматывать портянки. А перед  большими марш-бросками  попросту заматывал ему их сам, чтобы тот мог идти. Над благодарностью солдата и командира дед подсмеивался. Дедушка горевал, когда его подопечного убило прямо у него на глазах, и говорил, что таких «малохольных» нельзя брать на войну. Пусть уж лучше что-нибудь  делал в тылу, хотя бы живым остался, ведь даже жениться не успел.

А вечером мы всегда ходили на набережную, смотреть салют. Тогда еще часто можно было встретить ветеранов с медалями на груди и компании с гармошкой или гитарой. Люди пели и радовались даже те, кого везли в детских колясках, и кто пока еще ничего не знал о войне.

Звали моего дедушку Терехов Михаил Иванович. Сегодня его нет рядом со мной, как и моих родителей и некоторых моих друзей. Девятое мая - по-прежнему праздник в нашем городе и стране. Только я не могу теперь смотреть фильмы о войне, потому что плачу, как раньше моя мама. Я совсем не стыжусь этих слез и лишь очень сильно скучаю по дедушке и по моему детству. Это было время, когда можно быть счастливым и не понимать этого.


Рецензии