про воспитателей. Часть 2

«Бей своих, что бы чужие боялись!»


Часть 2. Заведующая.

Юля с большим вдохновением начала подготовку к спортивному празднику. Когда все было готово она взяла в руки телефон и села на скамейку. В общем чате их детского сада появилось аудио-сообщение от Арины Борисовны. Юляша вздохнула – ей не нравились сообщения от заведующей. И в ней самой тоже ничего не нравилось. Ни крикливая манера выражаться, ни улыбка, которая напоминала хищный оскал, ни прямая коричневая юбка с вязанной кофтой, и больше всего не нравился ее странный ум и вспыльчивый темперамент.
Можно, конечно, послушать потом, после праздников. А вдруг что-то срочное? Всех педагогов прямо сейчас собирают в зал на пять минут или ещё что-нибудь вроде «сей же час». Юляша включила запись и отошла чтобы поправить маты.
- Девочки-педагоги! - громкий пронзительный голос взорвал тишину, – Значит, я предупреждаю вас последний раз и начинаю наказывать. Значит, я пошла у вас… как бы навстречу вам: я выплачиваю вам премии. Но! Это же – позо-ри-ще. Вы мне объясните что происходит! Что это вообще был за праздник? Миленькие мои, праздники так не проводятся! Это же позорище. когда взрослые люди, педагоги. к празднику. вообще. Не- го- то- вы, - и она со вкусом принялась описывать, растягивая и смакуя слова, - Всё по бумажке читаем, оторваться от бумаги не можем! Никто ничего не знает, дети плохо стихи читают, не знают кто за кем! Праздник не зрелищный, ну простите - не спектакль! Ну это просто безобразие! Зачем, - надавила она, - зачем для галочки…  делать такое мероприятие?! Если вы не готовы – то я не знаю, – теперь в ее голосе послышались осуждающие ноты, а у Юли перед глазами плыли круги и разгорались белые звезды, сердце колотилось как ненормальное. Заведующая между тем продолжала рубить словами. – Далее. Какое вы имеете право детей. чему-то. учить. Девочки-педагоги! – а это уж совсем остро и четко, - Запомните, раз и навсегда: мы- не у-чим. Для этого есть девочки из дополнительного платного образования. Вы понимаете, что отнимаете у них хлеб? Для чего тогда они будут нужны, если математику или обучение грамоте будете проводить вы. Ну это просто отвратительно! – пауза. - Творим что хотим называется! Я вообще крайне… Крайне вами недовольна. Это просто ужасно.
На этом отповедь заведующей закончилась. А чувство острой несправедливости и обида огнем опалили Юлину душу и из глаз брызнули горючие слезы. Она спрятала лицо в ладони, стараясь скорее справиться с собой.
В это время, в двери соседней группы, которая примыкала к залу, энергично задергался шпингалет, дверь распахнулась и влетела разгоряченная Аннушка. Щеки ее покраснели и покрылись пятнами, а синие глаза возмущённо сверкали. Она всплеснула руками и воскликнула своим тонким, детским голоском:
- Юля-а! Ты слышала что заведующая сказала? Мы оказывается подготовились не идеально! Простите ее: не спектакль, - язвительно передразнила она. - Дети у нас стихи  не умеют читать! Ну ладно,Лиза средненько прочитала. Ну что мы, Лизу не знаем что-ли, как сумела так и прочитала, и то молодец! Нет, это ж надо так раздуть, а! А математику я провожу: подготовительная группа - состав числа не знают. Ну скажи, ну как не проводить! Ты думаешь все ходили на допы по математике? Да я прямо сейчас пойду к этой самодурке и выскажу всё что думаю! И ещё заявление напишу на увольнение! Юля, ты чего? Юля-а, ревешь что ли?
Юля торопливо вытерла слезы.
- Нет, просто... Праздник она сказала для галочки… а я не для галочки, я ведь от души. Да, там вышло со стихами не идеально, но ведь всем понравился праздник!
- Ой, нашла из-за чего растраиваться! – возмутилась Аннушка. - Это она премии платить не хочет. Наши премии своим подружкам опять отдаст, вот увидишь.
Юля задумчивым взглядом окинула зал.
– Ань, ну детям же понравилось... И нам всем тоже, и родителям. Зачем так говорить?
- Конечно понравилось! Мы все старались, хороший праздник получился! Да не слушай ты ее... За всю ее двухлетнюю карьеру от няни до воспитателя она ни одного занятия добросовестно не провела и ни одного праздника, – насмешливо фыркнула Аннушка. – Ты сама не знаешь что ли, что она не права? Да если я буду ее слушать, то какие у меня дети выйдут из подготовительной! А если стихи будут на праздниках читать только бойкие, которые всегда везде участвуют! Аня Кузнецова, Настя Мурзина, Ярослава, Данил. А остальные что? Так им и оставаться в тени, скажите пожалуйста?!
- Вот именно, остальных мы и так никуда не берём: ни на городские, ни на районные! Они ни где не участвуют: кто-то часто болеет, кто-то просто очень тяжело запоминает или стесняется… А ведь им тоже полезно выступать, - горячо согласилась Юля.
- Ладно, пошла я, у нас аппликация сейчас, там у меня няня сидит…  Нет, ну это ж надо вот так взять и не разобравшись опозорить  на весь садик! И ведь прямо перед занятием ей надо всю кровь выпить! – в сердцах воскликнула Аннушка. – А ты не расстраивайся. Подумаешь… Не спектакль. Ну не спектакль, - согласилась она. – Так и мы не академический театр. У нас дети всякие есть, и способные и потише.
Аннушка ушла, продолжая возмущаться, а Юля посмотрела на часы и удивилась: без трех минут девять, а «семерка» так и не пришла. Очень странно, эта группа всегда приходит заранее.
Юля хотела позвонить Зарине Рафаиловне в семерку и взяла телефон, но ее опередила музыкант.
- Юлия Никифоровна, здравствуйте! – взволнованно заговорила она.
- Здравствуй, Ася Андреевна…
- Я только сегодня на больничный вышла… заведующая про мои праздники, да, говорит? – тревожно затараторила Ася. – Я ведь детям движения показывала, потому что кто не ходил не успел танец выучить. И в шпаргалку все равно приходилось иногда заглядывать, но она же в красивом кленовом листе, и в глаза не бросается! Меня уволят, да? - простонала Ася.
- Ася, не переживай. Это она о праздниках ко дню народного единства…
- Как?! Юлия Никифоровна, а почему? Я ведь видела ваши праздники – они очень веселые и крутые…
- Почему… - задумчиво переспросила Юля, - Не знаю. Ася, я не могу сейчас говорить, семерку жду, а они не приходят. Сейчас позвоню им или сбегаю, напомню.
Но только она нажала «отбой», позвонила Валентина Пална.
- Юля, доброе утро, - степенно произнесла она чуть надтреснутым голосом, – Я не много времени отниму. Сообщение прослушала от Арины Борисовны. У меня почему-то такое ощущение, что на всех нас вылили ведро помоев. Праздники прошли великолепно – дети были в восторге. В этот раз просто отлично себя показали те, кто в прошлом году были послабее. Так глядишь, мы их и вытянем к школе. Это я в общем, не только о своей группе. Так что, Юлечка, не принимай близко к сердцу. Выше нос. У тебя сейчас праздник, да?
Юля благодарно ей ответила и побежала встречать семерку. Но те уже поднимались к ней в зал.
Впервые они пришли с опозданием (в минуту). Зарина Рафаиловна была в голубом платье, от чего ее покрасневшие глаза казались ещё более красными.
- Зарина, что случилось? – спросила Юля.
- Не знаю. Что ж мне все так не везёт не знаю, Юлия Никифоровна! Я просто какая-то не счастливая.
- Ты что…
- На весь садик… Я ведь только пришла сюда, понимаете, - оправдывалась она. – Мне интересно попробовать на детях методику чтения, к тому же им ведь на следующий год в школу, а читать умеют не все. На дополнительный кружок ходит кто не болеет, а другие дети почти не попадают на «Читалкина». Вот я и решила с ними… да немножко совсем. Честное слово, хотела как лучше…  Вчера мне выговор сделали… Я все поняла, выводы сделала, больше не буду учить детей. Но, нет! Сегодня снова выговор! Прилюдный, на весь садик! Я вообще уже не знаю, имею право на эту премию или нет. Если не даст, просить не буду, и так много лишнего делаю.
- Зарина… - Юля не знала что сказать и замолчала.
- Ладно, давайте начинать. Настроения только нет, но я постараюсь сейчас взбодриться.
Юля кивнула.
– Забудь до обеда, потом подумаем. Сегодня все равно нас с работы не выгонят.
Пока Юля проводила праздники, она совершенно забыла и о заведующей, и своей обиде. Юля буквально ожила, ей нравилась ее работа и детей она очень любила. На хмурую и раздраженную методичку, которую отправили фотографировать, Юля старалась не смотреть. Лишь изредка, встречалась с ней взглядом и чувствовала как неприятно скребёт под ложечкой, но и это мгновенно забывалось.
- Юлия Никифоровна, что вам больше всех надо что ли, - раздражённо спросила методист после праздника. – У меня вот полно работы, я живу на работе! И знаете ли, на одну ставку, при двенадцати-то группах! Не успела десятерых педагогов аттестовать, как вы праздник придумали. Вы же уже положенное вам отвели, что вы ещё выдумываете! Хоть немного надо совесть иметь, как считаете? – и не дожидаясь ответа она развернулась и ушла.
Юля почувствовала себя белым робким зайчиком. Ей хотелось спрятаться в кабинете и закрыть дверь изнутри – пусть думают, что на обед ушла. Там можно весь тихий час просидеть, позаниматься бумажной работой - ее тонны! Если сегодня много написать, то может в отпуске поменьше делать останется. А потом у нее занятия и домой, к дочке!
Но стоит ли так скрываться, особенно если ты прав? Да, в кабинете приятнее. Но ведь не просидишь взаперти всю жизнь и не будешь прятаться от всех вечно! Придется набраться храбрости и поговорить с заведующей. Хотя бы попробовать оправдать праздники! Ведь не для галочки же они, а для детей…
Обедать не хотелось, сейчас ничего в горло не полезет. Юля ходила по залу и обдумывала свою речь, между делом она прибиралась, продолжая шёпотом оправдывать свой праздник. Наконец, поймав волну уверенности, она на ходу запрыгнула в кеды и побежала к заведующей.

Чем ближе Юля подходила к кабинету, тем отчетливее слышала смех и разговоры за приоткрытой дверью и тем с большим волнением и замиранием сердца шла вперёд.
- Да. Я ей так и сказала: не нравится – увольняйся, - от резкого голоса заведующей у Юли больно кольнуло внутри. – Что я воспитателя нового не найду что ли!
- Вот именно! – ответил голос делопроизводителя. – Этих воспитателей сейчас как собак не резаных!
У Юли от услышанного даже потемнело в глазах и, как ни странно, прибавилось решимости. Она постучала и вошла.
В просторном кабинете сидели секретарь, делопроизводитель, завхоз, методист, заместитель и сама заведующая. На столах был их недоеденный обед: то, что никогда не едят простые педагоги и дети в детских садах. Мясо в глиняных горшочках, салаты и дорогое вино в прозрачных бокалах на тонкой ножке. Алена Владимировна однажды чек на это вино всем показывала, пока ее не уволили в тот же день. Одна бутыль стоит как одна зарплата воспитателя.
Юля подумала, что с большим аппетитом бы сейчас проглотила свою хлебно-мясную котлетку с макаронами, которую давали на обед всем остальным. Интересно, почему начальство не ест эти обеды, а из кухни им приносят совсем другую еду?
- Что вы хотели Юлия Никифоровна, говорите по быстрому, у меня очень много работы, - недовольно сказала заведующая, отодвигая дверцу шкафа и приглашая Юлю во внутренний кабинет. Юля коротко поздоровалась со всеми остальными начальниками и, скинув кроссовки, юркнула за заведующей.
Пальцы ног украдкой зарылись в длинный белоснежный ворс натурального ковра. Вставать на такую роскошь всеми ступнями Юле было неловко.
- Арина Борисовна, я на счёт праздников хотела с вами…
- Так, все! Я же вам  сказала, что платить за это не буду! Праздники прошли безобразно, воспитатели подглядывали в свои шпаргалки! Дети стихи читали отвратительно!
- Арина Борисовна, вы почему так говорите то! Ведь мы к празднику были хорошо готовы, - возмутилась Юля. – Плохо прочитали стихи только Лиза и Вадик. Но для них это уже огромное достижение, их успехами нужно гордиться: всего за год воспитатели их так ощутимо подтянули! А ещё, многие дети пришли на праздник прямо с больничного: они ничего не учили и ни как не готовились. Конечно, если бы мы выбрали хорошо читающих, было бы на много зрелищнее, но ведь они и так везде участвуют, на конкурсы Чтецов ездят! Есть дети более стеснительные, их же тоже надо выдвигать, подталкивать, что бы они тоже имели возможность себя показать и проявить!
- Юлия Никифоровна, - примирительно сказала заведующая, садясь на один из белых кожаных диванов, - я к тебе никаких претензий не имею. Ты тоже пойми: мы все так перегружены, что нам не хочется лишних мероприятий. Если тебе работы не хватает или денег, можешь у Нины подработку забрать и коридоры мыть. Нина Ивановна все равно увольняется.

Юля хорошо знала и с теплотой относилась к старенькой уборщице Нине Ивановне и поэтому сейчас расстроилась.
- Мы с тобой договорились, да? – бодро произнесла заведующая и посмотрела на Юлю пронзительными голубыми глазками. – Больше никаких лишних праздников.
- Арина Борисовна, но я бы очень хотела проводить ещё! Спортивные праздники воспитывают характер, патриотизм, любовь к спорту, к стране, в которой живут! Физкультура укрепляет здоровье, дети развиваются,  так мы можем расшевелить малоподвижных детей!
- Что вы думаете они без вас двигаться не будут? – снова начала закипать заведующая. – По общепринятым стандартам, им хватает ваших занятий на неделе. А праздники с ними и родители проведут, не переживайте. Да, кстати, вы мне напомнили: у вас на следующей неделе учеба. Тему сейчас не скажу, что-то на счёт двигательной активности.
- Арина Борисовна, так я же была недавно? – устало спросила Юля.
- Ну и что! Хороший педагог должен постоянно учиться, там вас научат. Все, больше не могу время уделить. Беги в зал, проводи занятия. Хорошего вечера! И не расстраивайся давай!


Продолжение здесь: http://proza.ru/2020/11/19/579


Рецензии