Деревенские рассказы. Кусок хлеба

  "Послушай дочь,я расскажу тебе,что такое кусок хлеба".   
   В последний мой приезд к родителям  мы отмечали папе 89 ый год рождения,пошел ему 90ый год.Собрались мы все,я приехала в этот год,пришла тетя,его сестра,веселая женщина,брат с гармошкой и женой песенницей,да и мы все любим петь песни,когда собираемся все,мама тоже любит веселье и споет и спляшет,а в молодости особенно,такие прибаутки знала.   
  После гулянья папа сказал-"Как я хорошо провел этот день".Это правда,ведь мы старались сделать ему праздник,как чувствовали,что это последнее его день рождение,хотя ничего не предвещало.Мы пели все военные песни,он пел с нами,это любимые песни войны -"Катюша",его любимая "Эх дороги",ну и другие.Был действительно праздник для  него.               
  На другой день,я с племянниками и семьей брата,поехали в Лермонтово,решили посетить музей "Тарханы",где провел детство Лермонтов,в имении своей бабушки, там и похоронен.Находится это село не  близко,но и не далеко,транспорт есть,вот и поехали,со школы бывало возили нас на экскурсию,в Лермонтово,да Белинск,наши земляки,ну может км.4о-50,не знаю точно,но к трем,четырем дня,мы уже были дома,пообедали и отдыхали.Папа лежал на диване,а я присела рядом на стуле,поговорили,он спросил о поездке и за разговором подошли к теме о хлебе.Вот и сказал он мне те слова,с которых и начала я свой рассказ.               
  " Послушай дочь,я расскажу тебе,что такое кусок хлеба".Видно нахлынули какие то воспоминания на папу, показалось мне,что дрогнул его голос,Помолчав,он начал свой рассказ,о далеком прошлом,о своем детстве,уже после того,как умерла его мама и три брата.Вернулся отец,с заработков,но их то не было,кто кого ждал в чужом краю,хорошо сам вернулся.Приехал и женился на свояченнице,сестре умершей жены,по совету и настоянию старших,вот мол и мать ребенку,не чужая тетка,а родная,сестра матери,все ж пожалеет,она к тому времени разошлась с мужем, вот и поженили их,где и родились еще две папины сестры.      
   Жизнь в то время была тяжелей некуда,после революции и гражданской войны свирепствовал голод,остались еще те,кто вредил новой власти,прятали семена,не давали на посадку,свирепствовали банды и кулаки.Не уродился хлеб в нашем селе,не было в лето ни одного дождя,вот и не уродилась рожь.Голод сплошь,а в селе за 8 км.урожай,были еще и хозяйства свои,вот и пошел отец с сыном,папа с отцом в то село,заработать кусок какой хлеба.            
  С  грустью рассказывал мне папа про это время,вспоминая свое детство,эти прошлые,тяжелые годы.       
   Пришли они к одному зажиточному человеку,зашли,поздоровались, сели у порожка,семья сидела вся в сборе за столом,каравай хлеба на столе,большой,ели щи.На руси всегда было положено покормить с дороги путников,чем бог послал,но видно не знают в этом доме законов русских,не пригласили за стол,не угостили кусочком хлеба,знают с дороги люди,но нет,не хватило кусочка хлеба ребенку.Сидел мальчик и глотал голодные слюни.Отец спросил хозяина,нет ли работы какой,но нет,отказали.Пошел провожать их хозяин,отрезал кусок хлеба с килограмм и бросил с крыльца собаке,а собака с телка ростом.Папа мой тогда сказал отцу-"Папа,можно я отберу у собаки кусок хлеба?"."Нет"-сказал отец,-"Она загрызет тебя Сережа".Глотая слезы и голодные слюни,поплелся папа за отцом. Пришли к другому человеку,там тоже обед,что в крестьянских семьях на столе,краюха хлеба,да щи.Распросил хозяин где были,-"Ну что вас и не покормили  там?".Посадили за стол,порезали хлеба,налили щей,всю жизнь помнил папа тот кусок хлеба и те щи,будто и не было ничего вкуснее того кусочка ржаного хлеба. Вот и люди,людям рознь,собаке кусок огромный бросил,а ребенку не дал.Оставил их у себя хозяин на несколько дней,по хозяйству помогли,чистили дворы скотины,чинили обувь,подшивали валенки,на все руки был дед наш Андрей и папа умел все,валял валенки нам,подшивал,умел печи ложить,всему научила жизнь его.Собрались они тогда домой идти,дал им хозяин хлеба краюху,да пуд ржи,вот и пережили они тяжелое время.         
   "Вот что такое кусок хлеба"-,сказал мне папа со слезами на глазах.Говорят,что вспоминают свое детство люди перед концом,вот и нахлынуло на папу воспоминания тех тяжелых лет.Умер папа через две недели,я только приехала домой,пришлось возвращаться,умер от инфаркта,хотя не жаловался он и не лежал в больнице,а при вскрытии,третий инфаркт,когда были два первые,не знаем,не жаловался он.Да и этот раз не обнаружили,мед сестра сказала,простуды нет,а сердце проверить,ума не хватило,может и пожил бы еще,только жить начали,а то помочь некому,нищета,а тут пенсию платить стали как ветерану войны,пожить бы,а нет.Во время обнаружили бы,полечили.Войну пршел,а умер,не нашли болезнь,он и не болел и в больницу не обращался,только катаракта была.А когда инфаркты два первые были,вопрос,может на фронте,может еще когда,на ногах перенес видно. 12.11.2020               
  Папе моему Сереже и деду своему Андрею посвящаю.Папа просил написать,вот и есть посвящение ему.


Рецензии