ах, как хочется вернуться...

И грезится мне: иду я
Пешком на Рышкановку ночью
С  гитарою, подшофе
И загляну еще в «Корнер»,
Где товарищ меня накормит
И позволит поплакать
У себя на плече…
Поплакать о том,как все было прекрасно в детстве…Новый год! Как я с замиранием сердца ждала этого праздника! Когда 30 декабря темнело,папа со старшим братом отправлялись на раздобытки еловых ветвей. Папа не хотел следовать дурному примеру людей,которые ранее изуродовали наш поселок,где была целая улица,засаженная карликовыми елочками. Их верхушки все срезали,и они больше не росли…Грустное было зрелище. Вместе с братом,они  шли куда-то,где росли большие и густые ели,и срезали около 16 веток средней величины. Папа выдумал дома такое приспособление,которое  31 декабря превращалось в замечательную пышную елочку,прикрепленную к стене, на уровне чуть менее 2 метров. Это была ножка от советского табурета ,круглого сечения,распиленная надвое вдоль,в которой с закругленной стороны были просверлены отверстия около сантиметра в диаметре.В них и вставлялись нарезанные накануне ветви,предварительно подточенные папиным столярным ножичком.
Когда 31 декабря днем «елка» была собрана,папа открывал верхние дверцы шкафа-стенки(там всегда лежало все необходимое для нового года) и доставал старую советскую гирлянду(это не современные мигалки с множеством разных режимов,которые будут гореть,даже если их переедет трактор или если опустить их в воду). Это была гирлянда из маленьких лампочек на 12 вольт каждая. И если в цепи не горела одна лампочка-переставала гореть вся гирлянда. И естественно,когда папа включал ее в розетку-она не горела))Начинался долгий процесс поиска той самой «паршивой овцы»,портящей все стадо. Папа раскладывал гирлянду на полу,и пока он искал поломку,я прыгала через провода от радости,что сейчас мы будем наряжать елку.
После пары-тройки крепких словечек ,гирлянда все-таки загоралась, и папа наматывал ее на нашу импровизированную елку,что означало,что ее можно наряжать. И тогда приходила мама, открывала тот же шкафчик наверху,и доставала елочные игрушки. Тоже советские,те самые,которые были в каждом доме. Бумажные разноцветные рыбки,которые переливались на свету,шары различных форм с причудливыми рисунками,и даже аппликациями, разные фонарики,похожие на кукурузу с серебристыми волосами, и просто из глянцевой бумаги ярких цветов. Пластмассовые плоские зверушки: лисички,зайчики,собачки.  У  меня,конечно же, была любимая елочная игрушка,и,перед тем, как повесить  ее на самое видное место, обязательно нужно было с ней поиграть.Это была одна из тех бумажных рыбок,ярко-зеленого цвета.
Когда игрушки были развешаны, мама набрасывала на ветви разноцветный дождик и серпантин,и елка была готова занять свое почетное место на грядущем торжестве.
Жили мы на четвертом этаже в двухкомнатной хрущевке,которую маме с папой выдали на работе за много лет до моего рождения,когда они по распределению попали в Штефан-Водэ(тогда еще Суворово).Гостей у нас никогда не было,к нам очень редко кто-то приходил на 20 минут, исключительно по делу.В основном-к папе. Он занимался ремонтом бытовой техники на дому ,и у нас в самом центре квартиры, прямо на месте кладовой расположилась мастерская,которую папа сам себе оборудовал.Родственников у нас не было.Друзей,как таковых-тоже. И мы каждый Новый год встречали в кругу семьи.
Мама целый день готовила всякие вкусности,но холодец обязательно варился вечером 30 числа,и обязательно из домашнего петуха  и свиной ноги,предварительно купленных на рынке.Обязательно были оливье и шуба ,котлеты,отбивные,корейская морковка,так же сделанная своими руками на терке,которую папа изготовил сам в своей мастерской.Нарезка из двух видов колбасы и сыра,свежие помидоры и огурцы,баночка консервированных грибов,которые собрала и закрыла мама летом уходящего года. И все это скромное пиршество обычно  завершалось тортом. Медовым или «Наполеоном», так же испеченным мамой. Из алкогольных напитков было традиционное шампанское и коньячок,которые покупались задолго заранее и ждали своего часа в сухом и темном месте одного из отделений того же шкафа-стенки,которое закрывалось на ключик.Там же мама прятала от меня шоколад и конфеты,чтобы я их не съела раньше праздника.
И вот,наступал тот самый момент,за окном темнело. Папа с братом выносили из детской в зал большой стол. Мама вытирала его от пыли и стелила скатерть. Я носила с кухни посуду и раскладывала приборы. Доставали из серванта бокалы,и сполоснув их,так же выставляли на стол.И,наконец,красиво разложенное по тарелкам и украшенное зеленью-расставляли съестное.
Мама доставала из шкафа свое платье,которое она надевала только на Новый год. Это было простенькое платье до колен, цвета хаки,с небольшим разрезом снизу и маленькими пуговками на груди.Маме оно было очень к лицу.Она никогда не красилась,лишь изредка могла накрасить губы розовой помадой.
Все надевали что-нибудь новое или нарядное и садились за стол, «провожать старый год». Включали телевизор,где уже начинались новогодние передачи, и приступали к еде.
И такая была атмосфера радости и счастья,такое было ожидание чего-то волшебного и прекрасного впереди,наверное,так моим детским мозгам представлялось то самое «светлое будущее»,которое ждет нас всех в новом году. И та глубокая уверенность,что все плохое безвозвратно осталось в прошлом году.
В 10 вечера я шла спать, а взрослые оставались дожидаться боя курантов.А наутро я находила под подушкой желанный подарок,хоть и знала,что никакого Деда Мороза не существует,и все это приносят мама с папой. Но я все равно была счастлива, и в тот момент я любила весь мир.
Когда же наступил тот момент, когда встречать Новый год в кругу семьи стало «немодно»? Я не заметила.
Не заметила, как накануне праздника резервировался столик в кафе или клубе. Не заметила, как на проводы старого года я пила уже совсем не мамин вишневый компот с антресолей, а вполне себе спиртные напитки, и периодически выходила на балкон покурить. Не заметила, как перестала праздновать Новый год дома в силу тех или иных обстоятельств, которые не позволяли мне приехать. Не заметила, как перестала воспринимать этот праздник, и как он стал для меня обычным, ничем не примечательным днем. Не заметила как я возненавидела этот праздник за то,что невозможно было накануне зайти в супермаркет за необходимыми вещами, и не выстаивать 30 минут в очереди, пока все те, кто по прежнему это празднуют, закупали заранее продукты и выпивку, чтобы спрятать ее в тот самый шкафчик с ключиком и открыть 31 декабря.
Не заметила, как стала ненавидеть этот праздник и как перестала в этот день любить весь мир, как  это было когда-то. И самое обидное: я больше не способна воспроизвести эту атмосферу для своих детей. Мои дети никогда не узнают, как это было здорово, ждать новогоднего чуда и верить в то, что все плохое обязательно останется в прошлом году…

18.11.2020


Рецензии