Ещё одна встреча

В сельском клубе, в вестибюле, на стене -
Фотографии убитых на войне.
От черты и до черты, до потолка -
Полдеревни довоенной, полполка.

Полпогоста, если б падали не врозь,
Если б дома умирать им довелось.
Кто в рубахе, кто в пальто, кто в пиджаке,
Кто с гармошкой, кто с ребенком на руке...

Что поделаешь, свой век не торопя,
Не для общества снимались - для себя,
Для улыбки, для домашнего угла.
Если б знали, что для памяти села, -

Посмотрели бы построже в аппарат,
Горько головы откинули б назад.
- Отойди,- сказали брату б и жене, -
Как-никак, висеть на траурной стене...

Фотографии для дома, для семьи
Встали в ряд, в колонну по семи.
В сельском клубе, в вестибюле, на стене -
Фотографии убитых на войне.
 
Виктор Берковский


Сколько было захоронений за всю историю поискового движения на территории Смоленской области, уже навряд ли кто когда сосчитает. Ветераны поискового движения, которые всё помнили и начинали это трудное, но нужное дело, скорее всего, ответят больше нескольких сотен. Да и конечно, где их всех сосчитаешь? Да и как сосчитать? Целых почти три года война показывала все свои ужасы, на Смоленщине унося тысячи и тысячи жизней, как мирных жителей, так и тех, кто сражался и остался на том самом последним для кого-то рубеже.

Только за неполный 2019 год было проведено 17 торжественных захоронений в 14 Муниципальных Образованиях области. 17 новых братских и одиночных могил появились как грибы после дождя: в Ельне (июнь) хоронили расстрелянного партизана Разумова, а в Сычёвке (май) – 849 воинов, в Вязьме (июль) – хоронили экипаж погибшего самолета ПЕ-2, 3 лётчика, а в Сафоново (май) – 253 солдата. 2019 год ещё не закончился, а уже захоронили 2257 солдат и офицеров Красной Армии. И вот 30 октября состоялось ещё одно, но ещё не последнее в этом году захоронение 40 солдат и офицеров в д. Алексино Дорогобужского района.

Двадцать девятого же ноября в канун захоронения на Вечере Памяти в ДК города Дорогобуж мы говорили о тех, кто покоится в гробах и проводит последнюю ночь перед погребением в храме Петра и Павла.

Но! Каждому погребению присуща своя новая история. История о тех воинах, кого подняли и вынесли уже с давно забытых и труднопроходимых мест поисковики. С тех мест, которые в те далекие 40-е годы видели жаркий свинец и лужи человеческой крови. Тех мест, которые слышали крики раненых и стоны умирающих боевых товарищей.  Тех мест, где и после войны ничего не могло возродиться и прорасти – сильно большая цена была заплачена за эти квадратные метры земли.
На большой сцене, за импровизированным поминальным столом под чутким руководством Нины Германовны Куликовских собрались поисковики отряда «Серп и Молот» города Сафоново.

Командир отряда Авраменко Сергей рассказал, что ещё летом 2018 года один знакомый лесоруб, который участвовал в вырубке леса недалеко от д. Городок Дорогобужского района  обнаружил в лесу интересную табличку и просил быстрее приехать на разведку, так как лес вырубался каждый день, и табличка могла быть попросту утрачена. И, конечно, командир отряда Сергей Авраменко вместе со своим заместителем Александром Корнеенковым помчались проверять это место. Это было 6 июля.  Увидев табличку, они без труда смогли прочитать выцарапанную на ней надпись: «гв. красноармеец Желдак Пётр Иванович, 1912 г. рождения погиб 31 мая 1943 года на боевом посту в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Спи дорогой товарищ! Мы отомстим!». Сразу стало понятно, табличка была поставлена погибшему в годы Великой Отечественной войны. Решив проверить место, подняли под табличкой солдата, рядом еще два, затем еще 6. И это только работая вдвоем.  На этот день работа закончилась, но ребята твердо знали, что вернутся сюда в самые ближайшие свободные дни.

По приезду из леса дома началась работа с сайтом ОБД «Мемориал» (это сайт Минобороны по безвозвратным потерям в годы войны). По имени Желдак Петр Иванович зацепились за донесение об умерших от болезней и ранений в полевом подвижном госпитале № 2642 пятой армии. И когда уже и тем и другим составом ехали на раскопки, бойцы-поисковики понимали, что им предстоит поднять затерянное в лесах госпитальное захоронение 1943 года. Меняя друг друга в течение 5 дней, поисковикам удалось полностью поднять 36 бойцов из госпитального захоронения, а так же установить все 36 фамилий.

Нина Германовна задавала бойца отряда различные интересные вопросы, для того чтобы собравшиеся представили полную картину по данной экспедиции.

Например, на вопрос, что было самым сложным в этом поиске, ответил Корнеенков Александр. Он рассказал присутствующим, что «фронтовая дорога» по которой приходилось добираться до места с каждым днём становилась всё хуже и хуже (её разбивали трелевочники вывозившие отсюда лес, да и дожди сделали свое пагубное дело). Александр сказал так же, что приходилось работать и в дождь и в жару. И работали только щупом, исследуя каждый метр земли. Вековые деревья сделали свое дела, корни которых как губка питались несколько десятков лет останками, лежащими под ними солдат, а это так же добавило определенные трудности – приходилось рубить корни, подкапываться.  – Последний день был особенно трудным, завершал свой рассказ Александр. - В том месте лес уже был спилен и приходилось в ручную оттаскивать крупные стволы упавших деревьев, но и с этой задачей мы справились.
На следующий вопрос: - Какие вещи были найдены у найденных солдат? Отвечал Морозов Константин. Он рассказал присутствующим, что в основном бойцы лежали в нательном белье, встречающие на руках и ногах шины, фрагменты бинтов, жгутов на некоторых останках говорили о том, что многие солдаты были сильно ранены и возможно эти повязки накладывали санитары им прямо там на передовой. У некоторых бойцов встречались фрагменты личных вещей – ботинки, погоны в основном рядового состава, но в предпоследний день удалось поднять останки старшего сержанта, это так же было установлено по сохранившимся погонам.  Исследуя список погибших удалось установить, что это Юркин Петр Иванович, 1914 года, родом из Саратова. Старших сержантов среди этих 36 бойцов больше не было, и это ещё раз подтвердило то, что госпиталь тот.
Пока проходил разговор с поисковиками, в передних рядах сидели те, кто с волнением ждал встречи почти целый год, кто приехал бросить горсть земли и проводить в последний путь своих близких – это были родные найденных солдат.
Из Тюменской области (г. Тобольск) приехали родные Турышева Рахимчана Турышевича. Присутствующие бурными аплодисментами встречали родных Антонова Михаила Александровича. А из Марийской республики, приехали близкие Егошина Павла Лазоревича.
 
Сев за поминальный стол беседа стала более оживленней и эмоциональней. Ведь родные рассказывали присутствующим всё, что помнили и знали о погибших родных. Но главное в семьях сохранились портреты, тех, кого подняли летом 2018 года, а это было не менее важно.

Внук Турышева Рахимчана Турышевича с женой и двое праправнуков Володя и Арсений приехали проститься с родственником в Дорогобуж из Тобольска. В местной гимназии есть Книга Памяти, где Рахимчан числится пропавшим без вести. «Теперь мы сможем внести туда поправки. Найден, погиб на Смоленской земле. Вы делаете большое благородное дело для всех поколений. Учите быть достойными гражданами. Благодарим всех жителей Дорогобужа, что пришли почтить память наших родственников», - поделились своими впечатлениями родственники.
В Республике Марий Эл нашлись внуки Егошина Павла Лазаревича. «Бабушка была немногословна, а в семье сохранилась лишь одна фотография нашего деда, - рассказала внучка Галина Петровна. – Есть стихотворение «Война - совсем не фейерверк, а просто - трудная работа». Эту трудную работу выполнили наши родственники. Теперь продолжают её поисковики. Низкий вам поклон. Вы всколыхнули нашу память».

Семья Антонова Михаила Александровича приехала из Москвы. Его внуки Юрий и Дмитрий поддерживают дом во Владимирской области, где родились их дед и отец. «Мы храним память о наших героях. У нашего деда была большая семья – семь детей. Он был председателем Сельсовета и мог не идти на службу в армию. Но в определенный момент ушел на войну добровольцем. До сегодняшнего дня считался пропавшим без вести»,  - рассказали внуки.
Нина Германовна напомнила, что данное мероприятие проходит в рамках проекта «Связь поколений», который реализуется на Смоленщине с 2013 года, его инициаторы: Смоленское региональное отделение всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Смоленская областная общественная организация «Поисковое объединение «Долг».

Ну и, конечно же, как обычно и бывает на данных мероприятиях, на сцену поднялся Игорь Васильевич Ляхов. О важности сохранения истории, как никто другой, знает Секретарь регионального отделения Партии «Единая Россия» Игорь Ляхов. Являясь координатором партпроекта «Историческая память» в Смоленской области и руководителем поискового отряда «Славяне», он всегда посещает «Вечера Памяти».
«Отрадно, что наши «Вечера Памяти» собирают людей разных поколений. Сегодня они снова прониклись тем подвигом, который совершили наши солдаты. Прониклись и тем, что семьи, несмотря на большие расстояния, непогоду и финансовые затраты, приехали проститься со своими родственниками. К сожалению, в силу того, что было найдено братское захоронение, идентифицировать останки нельзя, поэтому хоронят солдат здесь, на Смоленской земле, где они приняли последний бой. Но главное – их помнят дома, главное, что родственники знают место гибели их славного предка. Сегодня появилось ещё одно место памяти, куда будет приходить молодежь и изучать историю. Ведь нашу историю мы должны беречь»,  - отметил Игорь Ляхов.
 
Ну и это было ещё не всё. После нескольких трогательных песен, которые звучали со сцены, присутствующим предложили послушать ещё одну историю 2019 года.
Но перед этим Нина Германовна рассказала ещё одну интересную историю: «В этом году было найдено еще одно неизвестное госпитальное захоронение в местечке, где раньше находился хутор Ивановское поле.  ППГ 136 и ППГ 14 – это 1941 год, даты умерших  от 19 до 31 августа. Все умерших подняли и установили имена, и имен этих 98 (!). Конечно за такой короткий срок ребята не могли вытащить все архивные документы, ведь каждого солдата, каждую фамилию надо пробивать по базам отдельно, а еще поиск родственников. И нельзя их родных, ждавших вестей более 70 лет, лишать возможность принять участие в захоронении. Поэтому было принято решение этих солдат похоронить в следующем юбилейном году на скорбную дату 22 июня. И вероятно, Дорогобуж будет встречать опять много гостей, потомков наших защитников. Но, завтра будет похоронен один солдат, найденный отрядом «Боец», и я приглашаю командира С. Голубкова рассказать его историю».

Командир поискового отряда «Боец» (г. Дорогобуж) Сергей Иванович Голубков рассказал присутствующим, что проводя поисковую работу весной этого года, новый боец поискового отряда «Память» Рославльского района поднял останки бойца Красной Армии. Но мало того, при бойце было обнаружено сразу две медали «За отвагу». Присутствующие с интересом слушали информацию из приказов о награждении данного солдата, за что он был удостоен столь высоких наград. А бойцу, который поднял данного воина, была торжественно вручена медаль «За поисковые заслуги».
В заключении Нина Германовна поблагодарила тех, благодаря кому стала, возможно это мероприятие:
- Смоленская областная общественная организация «Поисковое объединение «Долг», руководитель Нина Германовна Куликовских
- Смоленское региональное отделение партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», секретарь Игорь Васильевич Ляхов
- Публичное акционерное общество «Дорогобуж», исполнительный директор Олег Владимирович Тихонов
- Депутата Смоленской областной Думы Гулицкого Игоря Викторовича
- И конечно, Администрацию МО, под руководством О.В. Гарбара, благодаря их работе мы имеем возможность встретиться с вами в этом зале, и благодарны вам, что вы отдали эти два часа памяти. Олег В., Вам предоставляем право закрыть вечер, сказать прощальные слова

30 ноября состоялся самый главный день, как для приезжих родных, так и для жителей Дорогобужского района. Традиционно в 11 часов дня на мемориале д. Алексино под залп салютов и всех необходимых христианских почестей, после небольшого митинга останки 40 бойцов были захоронены. Ещё одно захоронение поставило точку в одном только небольшом фрагменте поискового дела. А сколько таких историй ещё впереди, ведь закрывая живым щитом подступы к Москве, и в 1941-м и в 1942-м и в 1943-м советские солдаты ложились в сырую землю сраженные вражеским свинцом, умирая в лесных медсанбатах или на труднопроходимых дорогах Смоленщины, тонули в реках пытаясь захватить или удержать стратегически важный плацдарм.


 


Рецензии