Джэк. Ответственность всегда на хозяине

Плотина наша на реке Остречина – что за деревней Трофимцево – очень впечатляющее сооружение! Ниагарский водопад – пусть уменьшенный – зато вот он – прямо здесь, приходи и смотри, любуйся пейзажем!..

Вот, к примеру, стою на площадке – которую так и тянет назвать смотровой – возле самой плотины (дамбы – как говорят на голландский манер земляки), смотрю на два эти водопада мощные ревущие грохочущие – и думается мне вольно - невольно – а хорошо ли реке это самой, а приятно ли?.. Река, например – живая. Она тоже чувствует, живет, дышит, двигается, в силу способностей своих – сознает… Сознает всё, что с ней происходит…


Рядом – Джэк бегает – небезызвестный читателю уже по двум моим очеркам предыдущим – большущий черный пёсель – как замечательно выражается одна знакомая дама, приютившая забредшего к ней на дачу щенка… Знатоки говорят, что Джэк суть метис дратхара – замечательной немецкой породы охотничьей – и склонности охотничьи у него налицо!

Налицо – еще как! Нагулялись мы уже на левом берегу реки – за новым микрорайоном, Джэк раскопал свою заначку, «секрет» - крылышко тетерева, кем-то оброненное, наигрался с ним снова вволю!.. (Что интересно – ямку он роет лапами, положит туда сокровище свое – косточку, крылышко птички – а землей заваливает уже носом! Так смешно, забавно смотреть! Нос весь в земле, сопит – но не догадается с помощью тех же лап землею заваливать!..)

Потом нашел пёсель на поле птичку какую-то – увы, уже неживую – с ней наигрался тоже - и съел! Что поделаешь? – Конечно, как сказал герой нашей кинокомедии незабываемой – «Жалко птичку!», но для собаки это – игрушка и пища! Надо все-таки скидку делать – животное – это животное…

Кстати, в пику тем, кто, может быть, обвинит Джэка в жестокосердии – нет – он на удивление безобидный! Многие хозяева вполне добродушных спокойных собак признавались мне, что, если питомец их кошку догонит – разорвет! Насмерть прикусит!..

Джэк же – сколько раз вижу – с десяток раз на каждой прогулке – если догонит кошку, застанет врасплох среди улицы – остановится перед ней, попрыгает смешно, пригибая голову свою кудлатую – усатую-бородатую, зубищами своими поклацает – и ничего – просто прочь отбежит! Дальше побежит мир сей исследовать – столь интересный для его собачьего разума!.. Кошка же постепенно успокоится, спину – дугу распрямит, тоже довольная собою – как же – перед собакой огромной слабину не дала!..


Молодость – вот что молодость значит! Где-то от полутора до двух лет этому пёселю – силы, энергия, жажда движения – через край!.. Вот и сейчас – на левом, городском берегу Остречины часа два с лишним погуляли, по мосту - теплотрассе на правый – сельмашский берег перебрались, а у него – ни следов малейших усталости!..

Да и природа, конечно же, сил прибавляет! Как красиво здесь даже поздней осенью!.. Идешь вдоль реки по тропинке в пожухлой высокой траве, дышишь воздухом свежим бодрящим… Как же заросли места эти, мне столь знакомые по прошлым купаниям! Обрыв напротив Теплого ручья – ручей так называется, ибо вода в нем теплее речной – это там же – в десяти минутах ходьбы от плотины…

Когда-то – а именно, в 2004 году – мы часто ходили сюда понырять – ибо берег крутой был, высокий, а река здесь – очень глубокая! Ныряешь прямо с разбега – хоть солдатиком, хоть щучкой, хоть «бомбочкой» - дна никогда не достанешь!..

Сейчас же – сам берег пологим вдруг стал, зарос весь травой и кустарником… Тихо безмолвно вокруг… Зеркало реки тихо струится – тихо-тихо, еле заметно для глаза… Рыжеватые краски земли навевают воспоминания, мысли… Вдруг солнце сквозь облачность проглянет – как будто привет свой пошлет с высоты – из дали своей – синей бескрайней…

Джэк неутомимо бежит, всё обследует… Жарко? – К речке спустится, по брюхо зайдет, полакает… Дорвался до любимой стихии своей – до природы!..

***

Вспомнится вдруг – вот так, наверное, когда-то Иван Сергеевич Тургенев бродил по лесам – по полям – с ружьем, с собакой своей охотничьей… Бродил, забывая о времени, все проблемы, казалось, с плеч сваливались – временно хотя бы – на время прогулки, охоты…

Так вот на Бежин луг однажды забрел, заблудившись – вот приключение-то захватывающее! Вот же просторы какие!.. Набрел на костер мальчиков деревенских, стороживших лошадей в ночном бдении… Заслушался рассказов их удивительных – наивных детских – но столь лиричных красивых порою!..

Кстати, я тоже слышал рассказы подобные детские, помнится, например, когда-то давно слушал их в воскресной школе нашей, что при Спасо-Кладбищенском храме… Дети сидели кружком на крылечке, а мальчик один – лет десяти – одиннадцати – сын священника, кстати – такие истории рассказывал! Боже! Какие истории! И КАК! Как он рассказывал! Право – любому артисту - рассказчику, что выступает со сцены или по радио, это составило б честь! До мурашек по коже! Словарный запас – редкий взрослый владеет! Со страшинкой истории некоторые – не без этого – впрочем, как и у мальчиков тех тургеневских, что были в ночном на Бежин лугу…

***

Отвлекся я, однако ж, маленько… Вот и мы почти так же с Джэком гуляем… Однако – возвращаться пора… У самой деревни вдруг вижу – мужчина идет – охотник, видимо, рыболов… И Джэк вдруг на него зарычал – сказалось, видимо, время позднее – к сумеркам уже подходило, и народу кругом нет – ведь не город!

Взял я собаку на поводок – рычит грозно так, щерится, зубищи показывает!.. Понимаете? – Да, пес безобидный, но в некоторых условиях – сумерки, безлюдная местность – может среагировать на постороннего, как на некую опасность – опасность себе ли, хозяину! И всё бы благополучно прошло – если бы не одна мысль моя – в общем-то правильная! Вот бы реализовать ее грамотно предусмотрительно мудро! А на это меня не хватило...

Итак – задумал я вдруг познакомить Джэка с охотником тем – на случай, если в будущем снова столкнемся с ним здесь на прогулках… Мы с Джэком стояли на горке, охотник – под горкой внизу уже шел… Повернулся я лицом к спуску, сделал шаг – другой с горки – и тут – ВОТ БЫ ЗАРАНЕЕ ПРЕДУСМОТРЕТЬ!

Джэк вдруг потянул изо всех сил за охотником – потянул меня с горки вниз! Силищи у него – вагон, море целое! Разогнал меня – будь здоров! Как на автомобиле! И – со всех сил, со всего разгона впечатался я ногами в склон канавки, что под горкой прокопана!.. Особенно на левую ногу удар сильно пришелся… Спасибо – добрые люди помогли – довезли меня до больницы…


Вот и не гуляю уже три недели с собакой… Дома сижу… Рассказы зато вот пишу!.. Как оценить происшедшее? – За всё отвечает хозяин! Так бы я лично сказал… Человек – существо более высокоразвитое, стоящее на лестнице сознания выше животных! В силу этого винить животное – глупо и бесперспективно, неправильно!

Джэк делал то, что считал своим долгом – оборонял меня же, наверное, от некой опасности, по его собачьему мнению! К тому же – его ли вина, что командам никаким не обучен?

Да и вообще, я бы шире сказал – хорошо, если найдется в целом городе и районе нашем хотя бы пара собак (или даже хотя бы одна!), которая бы беспрекословно слушалась хозяина при любых - при ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!

Раньше – в годы Союза – все-таки было движение массовое по правильному выращиванию и ВОСПИТАНИЮ собак (и людей, кстати, тоже – не менее) ! Мы, наша семья в том участвовали, Клуб собаководства в нашем городе был (и мы там состояли)… По книгам растили, обучали питомцев, на выставки в Тверь (Калинин) возили…

Сейчас же – во многом ушла та культура… Собаководов грамотных трудно найти, соответственно – и собак, обученных качественно… В любом случае – на человеке ответственность…


Так что – честное слово – и я не виню ни в чем Джэка… Просто был бы рад, если бы кто-нибудь стал с ним гулять, заменил бы в этом меня… Ведь он так и сидит на цепи – на одном предприятии города…


Рецензии