Раевские в Чебоксарах. Предисловие

Раевские в Чебоксарах.

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ МОЕЙ МАМЫ Риммы Леонидовны Раевской ПОСВЯЩАЕТСЯ




                Души их во благих водворятся!
                И память их в род и в род...


        Я хочу рассказать о большой и дружной семье Раевских, которые жили в Чебоксарах в 20-м веке. Семья эта являлась потомками первого декабриста Владимира Федосеевича Раевского, который сам в декабрьском вооружённом восстании не участвовал, поскольку арестован был ещё до его начала. Был он знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным. Точнее сказать, что семья эта является потомками одного из сыновей Владимира Федосеевича Раевского Александра.

        А началу этого повествования положила такая история.

        Вскоре после того, как моя мама Римма Леонидовна Раевская начала учиться в Чебоксарском педагогическом институте в 1948 году, она пришла в гости к дедушке Николаю Александровичу Раевскому, и был у них разговор.
- Дедушка, а у нас в группе две Раевских - Раевская беленькая и Раевская чёрненькая (Раевская беленькая была моя мама - у неё были голубые глаза и светлые волосы очень красивого пепельного оттенка).
- Риммочка, да какая же она Раевская, она же Петрова. (В то время городишко Чебоксары был совсем маленький, и все друг друга знали, а смена фамилий была не редким явлением). У нас очень древняя фамилия. Наши предки выходцы из Польши.
- Дедушка, а те Раевские, которые прославились в войну 1812 года, не родственники нам?
- Это другая ветка. Наш предок был декабристом, и сослан был в Сибирь.

        После этого разговора моя мама стала расспрашивать свою маму, мою бабусю Веру Николаевну Раевскую о наших предках. Бабуся моя, которой очень много пришлось пережить и повидать в жизни, ей отвечала: "Ничего я такого не знаю, а знаю только, что моя прабабушка была крепостной крестьянкой, а бабушка была портнихой".

        Мама моя была молодой симпатичной девушкой, и в то  время её занимала студенческая жизнь, подруги (которых всю жизнь у неё было великое множество), друзья. Она хорошо училась, всё время на стипендию, которую тогда давали за учёбу без троек, и история семьи Раевских как-то отошла на второй план.

        Вернулась мама к этой истории, когда мы сблизились с семьёй её двоюродной сестры Розы Клементьевны Кузнецовой, дочери старшей бабусиной сестры Лидии Николаевны, в замужестве Барановой. Моей бабуси Веры Николаевны Раевской уже не было в живых. Как самая старшая из бабусиных сестёр, тётя Лида больше всех знала об истории семьи, её дочка тётя Роза была самой старшей из многочисленных маминых двоюродных, и тоже знала больше других. Все даты были записаны моей мамой Риммой Леонидовной Раевской. В некоторых сведениях она не была уверена, и согласовывала эти данные с т. Розой, которая тоже очень интересовалась историей нашей семьи. Незадолго до смерти мама мне сказала, что неплохо бы было записать кратко историю нашей семьи, и я пытаюсь сейчас это сделать.
        Использую я мамины записи по истории нашей семьи, которые она делала и по моей просьбе, её рассказы. И ещё рассказы маминой сестрёнки Лиды, рассказы Гали Кузнецовой – дочери Розы Клементьевны Кузнецовой, рассказы Гали Лоболевой – дочери бабусиной сестры Александры Николаевны Раевской, а также вспоминаю рассказы Володи Рукавишникова – сына Александры Николаевны Раевской. Некоторые даты и события в этих рассказах не совпадают, в этих случаях приоритетным я считаю мамино мнение.

        Конечно, больше всех история семьи была известна моей бабусе Вере Николаевне Раевской. Дело в том, что бабуся моя воспитывалась с самого детства у своей бабушки Александры Николаевны Раевской, матери своего отца. В роковые годы Гражданской войны ей много чего пришлось повидать и пережить, в частности гибель своего горячо-любимого крёстного, своего дяди Ивана Александровича Раевского. Вероятно, это событие, да и последовавшие Сталинские времена научили бабусю держать язык за зубами. И все памятные события, и даты, и связи с другими родственниками (семьёй сестры бабусиного папы Лидии Александровны Ивановой, урождённой Раевской) прервались с бабусиной смертью. 

        Возможно, что она бы и рассказала что-либо, если бы мама или я её об этом спросили. Но мама моя была тогда очень занята и работой, и мной, и много ещё чем (бабуся умерла, когда моей маме было 37 лет, а мне 14).
        Я же как-то в детстве спросила у бабуси, кто были наши предки. Бабусе этот мой вопрос был по сердцу, она с удовольствием мне рассказала, что мой дедушка, её первый муж очень хорошо пел, был солистом Чувашского государственного хора, имел лирический тенор, пел в опере, а бабусина бабушка была портнихой, а прабабушка была крепостной крестьянкой. Мы в школе тогда на уроках истории проходили становление Советской власти и роль в этом питерских рабочих. Я спросила: "Бабуся, а питерских рабочих в нашей семье не было?" Бабуся ответила совершенно твёрдо: "Нет, питерских рабочих не было". После этого я потеряла всякий интерес к истории нашей семьи, и больше никаких разговоров не заводила.

        В Чебоксарах в начале 20 века других Раевских не было. И сейчас, к сожалению, фамилия Раевских - тех, о которых я пишу, потомков Александра - сына Владимира Федосеевича Раевского - утрачена. Последней носительницей фамилии Раевских была моя мама Римма Леонидовна Раевская, которой не стало 22 октября 2015 года. Увы, от большой и дружной семьи Раевских остались отдельные потомки, мало связанные или совсем не связанные между собой.

        Дочка Александра Владимировича Раевского Лида в замужестве была Иванова, я совсем не знаю судьбы их нынешних потомков (но не исключаю возможности замены кем-нибудь из них фамилии на фамилию Раевских).
        Сын Александра Владимировича Иван Александрович не был женат и не оставил после себя детей.
        А среди потомков Николая Александровича Раевского Раевских не осталось, перечисляю фамилии оставшихся потомков  по старшинству их предшественников: от старшей дочери Лидии Николаевны Барановой Кузнецовы в Чебоксарах и Санкт-Петербурге, Пянзина в Чебоксарах, Васькины в Новочебоксарске и Чебоксарах, Барановы в Чебоксарах; у следующей дочери Надежды Николаевны Раевской потомков не было; от моей бабуси Веры Николаевны Раевской я - Кузнецова в Чебоксарах (не имею отношения к предыдущим Чебоксарским Кузнецовым - это простое совпадение фамилий), Беловы в Нижнем Новгороде, Мальцевы, Арсентьевы и Федины в Новосибирске; от Любови Николаевны Стрельцовой: Атамановы в Чебоксарах и где-то в США, Яснопольская в Москве,  Стрельцовы в Самаре; от Александры Николаевны Раевской Рукавишниковы в Чебоксарах, в Казани, в Обнинске, Лоболевы в Чебоксарах; София Николаевна Раевская - лидер нашей семьи - замужем была очень недолго и потомков не оставила, от младшей Зинаиды Николаевны Раевской: Перловичи в Чебоксарах и в Ядрине (город в Чувашской республике), Соломкина в Ядрине.

        То есть Раевских среди потомков той семьи больше нет. Хотя сейчас  спустя 100 лет в Чебоксарах Раевских достаточно много, но все они либо приезжие (возможно, уже не в первом поколении), или поменявшие фамилию на фамилию Раевские.
        Повторюсь, что есть, возможно, в Чебоксарах и Раевские - наши родственники, потомки сестры Николая Александровича Лидии Александровны Раевской, в замужестве Ивановой, в том случае, если они поменяли фамилию Ивановы на Раевские, но ни мне, никому из оставшихся родственников потомков Николая Александровича Раевского это неизвестно.

        Почему я взялась за историю нашей семьи? Когда уже после маминой смерти я принялась за чтение библии (которую полностью не могу осилить вот уже больше четырёх лет), я удивилась тому, как еврейский народ хранит память о своих предках, начиная с Ноя, с Авраама, с Исаака. Все 12 колен перечислены там, дети, внуки, правнуки, все правители - кто после кого и сколько времени правил, и чем запомнился. И не только сами евреи это изучают и знают. Историю Израиля изучает вместе с ними весь христианский мир, включая Россию. И появилась у меня такая мысль, а не в этом ли глубинном почитании своей истории заключается сила евреев. Как писал А.С Пушкин: "Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости".

        К сожалению, в отличие от нас. Сейчас у нас в России сложилась такая ситуация, когда каждое поколение живёт так, будто до него никого не было.  Может быть, слишком много революций было у нас в России за последние век-полтора (в этот ряд вошла, по моему мнению, и современная компьютерная революция). Как писала моя мама в 1987 году, когда погибал великий Советский Союз:

        Несчастная Россия,
        Лежит проклятье на тебе,
        Несчастная Россия,
        Просвета нет в твоей судьбе.
       
        Текут, текут потоки слов,
        Калеча наши души,
        Как прежде, осудив отцов,
        Сыны дела их рушат.

        Ну а главное, что остаются молодые родственники, и хочется, чтобы они имели возможность узнать историю своих предков. Если они заинтересуются, им будет доступно то, что известно мне. А предки наши были людьми в высшей степени достойными, и не уступали своим потомкам, а, пожалуй, превосходили их.


Рецензии