Пионеры в прерии

Молодые не хотят жить в Сибири и на Дальнем Востоке? Ну и правильно! Ведь им - как и вам! - гораздо интереснее жить в Москве и Подмосковье, в Питере, Средней полосе, Краснодарском крае или хотя бы за Уралом. Остальные же 60% территории России - это всё равно исконно безлюдные или малозаселённые места...

...Вот и Сибирь и Дальний Восток изначально были - и сейчас остаются - ими же. Столыпинский вагон (также позднее вагонзак) - не как роскошь, а как средство передвижения - был сконструирован совсем недавно - только в 1908 году - для переселенцев в эти части страны. Удобств было мало: 48 человечков иль 8 лошадей.

Но удобств и сейчас там практически нигде нет: даже после распада СССР с его бравурной пропагандой "светлого будущего" эти же самые земли на протяжении всего лишь нескольких десятилетий очень быстро опять превращаются обратно в безлюдную пустыню.

И не надо пафосно говорить про то, что "создавалось там многими поколениями наших предков". Никаких "наших предков" - хотя бы в трёх полноценных поколениях - не говоря уже о Средних веках - там никогда не было. Просто по факту. И ничего там толком никогда не создавалось, кроме как на советских псевдодокументальных кинолентах...

...Давайте ещё раз критично взглянем на этот "производственный процесс". Итак: чёрно-белая сепия, развевающиеся красные знамёна, бравурная музыка и перед кинокамерой иностранного производства куда-то с широкой улыбкой бежит советский актёр-разнорабочий в живописно рваной майке, кепке и с тачкой.

На этом несомненно прекрасном художественном фоне примерно пять минут за кадром все мы внимательно слушаем очень хорошо поставленный голос профессионального диктора центрального телевидения, до дыр зачитывающего по бумажке всякие скучные политические клише...

...И всё, собственно. А те немногочисленные и жалкие по своей сути избушки на курьих ножках, частоколы из колючей проволоки, вагончики-бытовки вахтовиков, дешёвые хрущёвки и прочие "могучие предприятия" - сегодня наглухо закрываются и исчезают с лица Земли с пугающей быстротой.

Исчезают по простой и понятной даже младенцам причине: там нет в них никакого особого смысла. Ведь сам смысл всех этих первобытных и очень далёких краёв и состоит в том, что обычный человек там жить не должен. Никому не должен!

Там должны жить только НЕ-обычные люди! Которые оказались там по призванию. Для души. Монахи какие-нибудь, дикие племена, мелкие местные этносы, индейцы и немножко беглых (или белых) первопроходцев...

...Да-да, НЕ-обычные люди. Например, один опытный православный монах так прямо и сказал мне:

- Молодые не хотят жить в Сибири и на Дальнем Востоке? Ну и правильно! Нормальный человек даже в монастырь никогда не придёт...

...И он, как всегда, совершенно прав:

"Приглашаются трудники на скотный двор, а также таскать на собственном горбу уголь и железо в кузницу, вручную чистить песком жирные чаны в посудомойке, грести снег обязательно самодельной лопатой, аналогичным инструментарием ежедневно выметать большую территорию монастыря, укладывать в стену огромные камни, которые ещё предстоить как-то поднять на скалу с побережья, полоть сорняки в полях за стеной и чистить картошку на кухне. 8 часов работы, 8 - молитвы, 8 - отдых. Не надо рассуждать, надо подчиняться"...

...Так выглядят вакансии для тех, кто желает прийти в монастырь прямо с улицы и немедленно потрудиться задарма во славу Божию. И таких предложений немало, а вот откликающихся на них не густо...

...Продолжение прямой речи, от сердца к сердцу:

- В основном откликаются только те, кто всего лишился на белом свете или имеют несколько судимостей. Они и вправду все чудаковатые. Остальные работать задарма на Бога не спешат, не торопятся. Потому что это поймёт лишь тот, кто лично познакомился с Богом и больше не хочет Его терять.

Например, есть у нас один трудник-инженер. Несмотря на прекрасное высшее образование, попался на элементарные уловки "чёрных риэлторов", всё в своей жизни потерял, долго бродяжничал, скитался, потом случайно прилепился к монастырю, так с тех пор у нас и живёт: ремонт техники - всё на нём. Он очень много сделал для восстановления монастыря. Нам же, нерадивым монахам, остаётся только просить у Бога, чтобы свершилась над ним Его благая воля.

А один бывший зэк у нас так трудился, что в диком саду розы потом благоухали и птицы пели, как в раю. И пусть у него свои минусы, но он теперь видит Бога в каждой мелочи...

...Так рассуждают православные монахи. Но к этому тоже нужно прийти, так что особо не обольщайтесь насчёт самих себя. Поэтому там, в Сибири и на Дальнем Востоке, по самой простой логике данного вселенского смысла, сейчас и нет большого количества людей. И никогда их там много не было. И никогда их там много не будет.

Вот даже в данный, текущий момент исторического времени - скажите, где вы их там сейчас видите?

По сухой статистике: 40% русских жителей Сибири и Дальнего Востока хотят уехать из этих мест. Они же в растерявшейся там мещанской "массе" своей вовсе не коренные народы и оказались там отнюдь не по своему авантюрному призванию, как бы не разглагольствовали по телевизору на эту безжалостную тему.

Чуть всего-то за несколько рандомных и ближайших к нам десятилетий исторического прошлого в Кремле опять сменился очередной политик - все сразу же зашатались в разные стороны и, наверное, многие уже поняли простые истины жизни: кому они там вообще нужны, все эти мягкотелые домашние люди, посреди глухой тайги и вечной мерзлоты?..

...Остальные местные жители - это традиционно малочисленные народы. Да, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Коренные, ну и так, по призванию, по жилке своей, по характеру, что практически одно и то же. Привычные ко всему на своей исторической родине...

...Например, ещё к началу прошлого века самые богатые золотые россыпи Приамурья были уже отработаны русскими миллионерами. Все работы на площадях велись хозяйским способом. А часть крупных приисков к тому времени была ещё и механизирована. Ведь прогресс в освоении разработок золота был всем только на руку. Рабочим миллионеры устанавливали современные узкоколейные пути, завозили вагонетки, которые заменяли ручные "таратайки", строили сплотки для драг, жилые бараки, заключали незаконные сделки со "спиртоносами".

Но изнурительный 15-часовой рабочий день остался прежним. В этом плане не изменилось ничего. Хочешь золота и денег - пожалуйста, приезжай, все условия созданы.

Но рабочие бунтовали на многих приисках. Они хотели революций, как в Париже. Тогда, по приказам управляющих, просто прибывали казаки. В результате, например, на Ждановском 12 человек было убито, многих забрали в "казённый дом". Ну и так далее.

Их тут же заменяли новичками. На Большую землю постоянно отправлялись пароходы с вербовщиками. Они честно заманивали людей своими правдивыми рассказами о "большом золоте". Рекламная ставка, естественно, в первую очередь делалась на столыпинских переселенцев, беглых со знаменитой Амурской "колесухи" и разный сброд. Также будущих работников просто подбирали и на железнодорожных вокзалах или даже в речном порту и на пристани самого Благовещенска. Предпочтение, между прочим, отдавалось ещё и китайцам - они всегда были нетребовательны и работящи.

Потом в ресторанах, трактирах, кабаках и просто притонах все дожидались отплытия своего парохода. Навигация же там испокон веков скудная, сезон короткий. А путь им предстоял по Селемдже до Экимчана.

За одну ночь такого повального прощального кутежа хозяин какого-нибудь местного кабака вдруг с удивлением "поднимал" до нескольких тысяч рублей в свою кассу. А банальные расстегаи с паюсной икрой и пухлые разнузданные девки - это же нормально, в порядке вещей этого давно падшего мира. Так было во все времена и эпохи, когда каждый перед отплытием корабля не забывал кичиться, какой он будущий богач и что он вообще всё на свете может!

Пока небольшой мелкопосадочный пароходик с трудом преодолевал мощное течение Селемджи, над долиной слышались весёлые крики, пьяная брань. А потом уже и унылая "Песнь о таёжном бродяге". Ведь по факту простой старатель за весь сезон едва зарабатывал 30-35 рублей.

Золотом, конечно. С 1891 года деревянные пароходы "Баян", "Казбек" и так далее - от различных акционерных обществ русских миллионеров - ходили между Благовещенском и Экимчаном, снабжая прииски продовольствием, мануфактурой, скобяными изделиями. Однако, как видно из исторических документов, в местных торговых лавках зачастую продавались подтухлые продукты, гнилая мануфактура, непрочный инструмент. Всё это, как и сейчас, закупалось какими-то левыми снабженцами и подрядчиками...

...Так и выросли богатые дома сначала в Иркутске, а потом и в Санкт-Петербурге, где плотно обосновались наши главные миллионеры. Да они и там потом скупали абсолютно всё, что имеет вес в любой исторической эпохе: угольные шахты, золотые рудники, лесоперерабатывающие заводы, пароходные товарищества.

Но путь к этому процветанию у всех нас был очень долог и труден. Сначала добирались с Харгинских приисков до Экимчана на лодках, а там на пароходах до Благовещенска. Получив в главной конторе нужные бумаги для отчёта, мчались на тройках по ещё новой Амурской "колесухе" до Иркутска и далее - через Урал в Санкт-Петербург.

И этот исторический период у нас теперь почти не упоминается даже в легендах, хотя документы тех лет ещё хранятся как в частных коллекциях, так и в государственных архивах. Ведь это история жизни тысячи тысяч людей. Сколько загубленных жизней, сколько разбитых судеб, сколько несбывшихся надежд. Всё это - наша история, и плохо, что она позабылась. Нужно, чтобы наши дети знали историю - в том числе и своей малой родины - знали о жизни...

...Также, в частных поисках богатых месторождений разбредались по глухой тайге и золотоискатели-одиночки, стараясь не выходить в "жилуху" (жилую зону) на прииски, где их знали, чтобы не попасть в руки карателей-казаков, всегда охотно занимавшихся любой вооружённой частной охраной. Однако, продукты и всё нужное опытным бродягам и так можно было купить за золото по ту сторону хребта Эзоп на реке Нимане в селе Ярмарка.

Сюда, в дни большого торга, направлялись эти одиночные старатели, охотники. Купцы на ярко разукрашенных тройках всё равно приезжали также и к ним со своим товаром. Те же самые бутыли со спиртом, широко раскатанные тюки мануфактуры, сахар, чай, табак, пули, порох, ножи, капканы, блестящие винчестеры, маленькие зеркала "для тунгусов". Всё это разнообразие ошеломляло одичавших в тайге людей, они выходили на манящий торг и готовы там были скупить всё, золота у всех было полные карманы, от веселья кружилась голова, все вокруг были братья и сёстры, и все счастливы.

Старатели пили с промысловиками, пели песни, хвалились друг перед другом обновками. Дико дрались, потом с лобызаниями мирились, и так день за днём в пьяном угаре. Лился рекой спирт, блестело золото, атласно переливались драгоценные шкурки горностаев, белок, соболей, отданных за копейки.

А потом всё это враз кончалось, тройки барыг уезжали с девками вниз на Бурею и дальше на Амур, а холодный сырой рассвет открывал реальную картину. Пропившись до последнего хвоста, сидя на пустой оленьей нарте, размазывал пьяные слёзы обманутый эвенк, на краю бывшего торга лежал в грязи и матерился опухший от пьянки и также обобранный торгашами и девками русский старатель...

...Ну да, многие именно так потом и стали постепенно оседать здесь же, на приисках и возле, строя домики и корчуя огороды. Или просто ютились по местным баракам и притонам, что в итоге и стало их постоянным местом жительства. А по рассказам тех же эвенков, в эти места приходили помирать старые и больные олени, чтобы попасть потом во владения злого духа Харги в Краях Вечной Охоты...

...Казалось, живи и радуйся. Но вдруг "царское правительство втянуло" Россию ещё и в войну с Японией! И хотя с приисков мало кого забирали в армию, так как мало что об этих людях вообще-то и знали, вести о потопленном "Варяге", о событиях в далёких сопках Маньчжурии доходили, естественно, и до Харгинских приисков.

Но здесь были свои законы: "Закон - тайга, черпак - норма". Тоже ведь очень шустрый и оборотистый народец. Ох и много же косточек этих россиян было съедено зверьми в тайге, многие погибли от водки и хищных девок по притонам или, просто проигравшись в карты, умерли от острого ножа собутыльников...

...Но вскоре уже и на приисках пошла мобилизация солдат - началась Первая мировая война, а закон "О воинской повинности" на Амуре был введён уже с 1909 года. Первые эшелоны амурцев в сентябре 1914 года ушли на Западный фронт. На станциях воинскими частями попутно разграблялись мешавшие всем передвигаться поезда с грузом и запчастями, закупленными золотопромышленниками для своих частных предприятий, но забирались на войну в первую очередь, конечно же, кони и их фураж...

...А вскоре повсюду началась ещё и Гражданская война. В 1918 году вся территория Дальнего Востока оказалась во власти Советов. Но вдруг японские интервенты оккупировали Приморье, Дальсовнарком объявил военное положение, в Благовещенске поднял контрреволюционный мятеж атаман Гамов, а белые войска атамана Семёнова, Генерального штаба генерал-лейтенанта Каппеля (Владимира Оскаровича) и случайно связанного с военным делом учёного-океанографа и полярного исследователя Колчака (Александра Васильевича) пытались защищать законы бывшей Российской империи на всей территории края (особо зверствовал при этом Особый Маньчжурский отряд, сформированный Семёновым).

Вскоре японцы вообще сожгли весь Николаевск-на-Амуре, и семьям большевиков пришлось идти через тайгу - в сторону опять же всё тех же Харгинских золотых приисков. С ними совершил переход через гору Эзоп и Александр Фадеев, будущий писатель. Надёжный проводник из местных "тунгусов" вывел их к Экимчану, и они на пароходе ушли в далёкий Благовещенск, остававшийся ещё красным...

...Итак, всё это - традиционно малочисленные народы. Да, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Коренные, ну и так, по призванию, по жилке своей, по характеру, что практически одно и то же. Привычные ко всему на своей исторической родине.

Ну и горсточка современных уже военных гарнизонов, конечно. Приехали "по контракту" какие-то пахнущие соляркой люди на 3-6, максимум 12 месяцев, ограбили недра, загадили природу - и уехали восвояси... Да, да...

...Или ещё свежий пример: "Премьер-министр Дагестана может возглавить Мордовию - РБК, 18 ноября 2020 года".

Ну что ж, ради Бога, это ведь уже определённо занавес. Вернее, разноцветный балдахин над вполне взрослой койкой в палате №6 любой психиатрической клиники мира. Однако не думаю, что даже у дагестанца там получилось лично намыть 117 пудов золота.

Все временщики, а также военные и вахтовики, мигрирующие туда-сюда по произволу командования или собственных страстей, именно так и живут, по такому распорядку - меняются как перчатки. Сегодня здесь, завтра там. Контракт, договор, рвачество, хабар, пьянство... чемодан, вокзал... плевать... У многих уже и тюрьма на носу плачет, особенно теперь, при полковнике Путине (Владимире Владимировиче)...

...В том числе именно так, по точно такому же распорядку, живут и все "спецконтингенты" с конвоями на зонах - кто-то постоянно освобождается, кто-то временно заезжает... Хватай мешки, вокзал отходит...

...Ротация, мошкара, гнус, слякоть, бездорожье, ветра, адская холодрыга, безденежье, безнадёга, безлюдье - рай здесь только для монахов, отшельников, аскетов и других беглецов из "цивилизованного" мира.

И не надо даже пытаться там строить города, дороги, тянуть ЛЭП. Там нет обычных людей - просто откройте ежегодную статистику их притока-оттока, пригона-угона, прочей прибыли-убыли, миграции-эмиграции, усушки-утруски... Она - всему многовековой (в том числе и "столыпинский") свидетель...

...Там всегда будет только лютый экстрим для тела и жёсткие испытания для духа! А это уже несколько выше чьих-нибудь обычных среднестатистических человеческих сил, не правда ли?

Да, сколько раз от последнего из могикан я слышал достаточно распространённое среди индейцев мнение о том, что обычному домашнему человеку совершенно незачем жить в условиях, малопригодных для его жизни.

Автор статьи: русский народный герой и советский пионер Натти (Натаниэль) Бампо, эксперт по индейским обычаям (Соколиный Глаз, Следопыт и так далее).

***
Кстати, "пионеру всегда мешает сосед, который только что поселился ближе, чем в 10 милях от него. И если он не видит больше дерева, которое, когда его подрубишь, упало бы не ближе чем в 50 футах от собственной хижины, значит, надо распродаваться и уходить дальше".

Это уже из баквудсменского "Альманаха скваттера Дэви Крокетта", причём тех же лет - 1838 год, США...

...Потому что пионеры всегда имели и другие названия - баквудсмены, скваттеры.

В обыденной жизни слово "баквудсмен" употребляется обычно для обозначения человека, мягко говоря, необразованного, грубого.

А скваттерство или сквоттинг - вообще акт самовольного заселения покинутого или незанятого места или здания лицами (скваттерами или сквоттерами), не являющимися его юридическими собственниками или арендаторами, а также не имеющими иных разрешений на его использование.

Иногда термин не совсем точно применяется и к самовольному исследованию запретных территорий, незаконному вскрытию опасных помещений, то есть сталкингу. Но это уже совсем другая история...

...Другие же "советские пионеры" были просто трапперами (охотниками, звероловами, Зверобоями, Длинными Карабинами), а точнее занимались вообще всеми видами так называемой "предпринимательской деятельности", без первоначального намерения поселиться там навсегда.

Например, постоянно умышленно спаивали "огненной водой" наивных местных жителей (так называемых ранее "тунгусов"), а потом мухлевали в торговле с ними, меняли откровенно дешёвые "мамины бусы" на драгоценную "мягкую рухледь" и "рыбий зуб", всячески мошенничали и друг с другом, спекулировали спиртом, занимались заказными убийствами, ганфайтерством, блудом с "инородными жёнками" и так далее...

...Но - внимание, пионеры - всегда на свой страх и риск!

Для дореволюционных историков никакой проблемы в этих терминах не существовало. Они вообще особо не дискутировали по вопросу, как квалифицировать процесс включения Сибири и Дальнего Востока в состав России.

Но при этом их подавляющему большинству было понятно, что этот процесс всегда протекал преимущественно с помощью сорви-голов, однозначно намеревавшихся "сделать ноги" из центрального государства в поисках "новых земель и воли"...

...А вот дальше тогдашняя средневековая Москва, естественно, теряла контроль над всеми их дальнейшими перемещениями и действиями. Самолётов ведь со спутниковой GPS-навигацией тогда ещё не изобрели, а эти гаврики вон куда рванули - пешком и без карт дошли аж до Тихого океана всего-то за полвека.

Некоторые, самые отчаянные, вдруг неожиданно появились и на Аляске: Ново-Архангельск (ныне Ситка, штат Аляска, США) - бывшее их поселение в Русской Америке, основанное ещё в 1799 году русским купцом-миллионером Барановым (Александром Андреевичем), выходцем из древнего русского города Каргополя - исторического города на левом берегу реки Онеги в Архангельской области Российской Федерации.

И даже дошли до нынешнего штата Калифорнии, повсеместно торгуя и воюя с северо-американскими индейцами!

Дом мистера Баранова на острове Кадьяк на Аляске в настоящее время является историческим музеем США, а сам этот русский миллионер умер в дороге близ острова Ява, где-то у Малайского архипелага, который почему-то тоже входит сейчас в состав какой-то Индонезии, а не Российской Федерации...

...НЕ-обычные люди. Вольные "охочьи люди" - то есть поморы на своих знаменитых ладьях (в том числе и их внучатые племянники новгородские "ушкуйники": ушкуй - белый медведь, умка, второй по величине сухопутный хищник планеты после гребнистого крокодила), казаки (в том числе и "воровские"), частные коммерсанты-промышленники, прочие уголовные преступники или же просто отшельники, аскеты, монахи (не всегда же некоторые люди стремятся куда-либо именно за золотом, горностаем и соболем) и другие беглецы из "цивилизованного" мира, включая появившиеся сразу же вслед за ними военные гарнизоны, лагеря заключённых и прочие вагончики-бытовки нынешних вахтовиков.

Скорость определялась рядом взаимосвязанных факторов, базовая часть из которых уже вполне внятно обозначена...

...Ну а если их внимание иногда переключалось (или сейчас иногда переключается) с религиозных, политических, военных, коммерческих и уголовных аспектов (в интересах России) на экономические и культурные - так ради Бога, это только приветствуется в сибиреведении и дальневостоковедении. Да и государство также в этом очень заинтересовано...

...Вот и всё многообразие и сложность процесса.

А отдельные неприятные эпизоды из жизни некоторых пионеров-первопроходцев - ну так кто ж из нас без греха? Пусть тогда первым и кинет в них камень. Это ведь тоже всегда чем-то обусловлено. В силу разных причин и конкретных обстоятельств.

Но мы-то им сейчас точно не прокуроры, а лишь образцы мифотворчества...


Рецензии