Людмила Сахарова Ледяная свадьба

 
                ЛЕДЯНАЯ СВАДЬБА

    Императрица Анна Иоанновна всячески подчеркивала, что она не только племянница Петра Великого, но и продолжательница его деяний. Петр I, как известно, любил праздники, особенно «огневую и водяную потехи», которые устраивал по случаю военных побед. Анна Иоанновна тоже любила развлечения, держала шутов, устраивала маскарады и курьезные шествия. Но, похоже, племянница превзошла своего дядю: жителям Петербурга надолго запомнился ледяной дворец, сооруженный в последний год правления этой взбалмошной правительницы.

   Каждую зиму в Петербурге на льду Невы сооружались ледяные городки и крепости – любимые зимние игры горожан. В феврале 1740 года жители столицы были заинтригованы необычным строительством на льду Невы, в котором участвовало множество мастеровых людей. Они строили по приказу императрицы необычное сооружение изо льда. Это была одна из очередных забав правительницы, придуманная ее близким окружением, желавшим   в очередной раз развеселить свою владычицу.
   Специальная «маскарадная комиссия», под председательством кабинет-министра  Волынского, избрала для постройки необычного дома место недалеко от Адмиралтейства, чтобы ход строительства Анна Иоанновна могла при желании наблюдать из окон своего дворца. Необычное сооружение возводилось исключительно изо льда, и такое диво можно было произвести только в суровом северном климате. Здание строили из глыб льда. Их разрубали, обтесывали и каждую ледяную плиту клали одна на другую, каждый раз поливая водой, которая  замерзала и служила прочным цементом.
. Ледяной дворец рос на глазах и поражал воображение горожан. Наконец, он был построен. Это было чудо, какого от роду не видел никто. При свете дня, освещенный скупыми лучами северного солнца, он казался хрустальным, сказочным, так сияли и переливались всеми гранями массивы льда. При сером северном небе это был дворец, каких немало было в ту пору в Петербурге, эдакая обманка, потому что ледяной дом был искусно раскрашен красками под натуральные цвета.
   Дворец имел несколько комнат, обставленных мебелью и предметами быта, также выполненных изо льда. И только в ледяном камине лежали настоящие дрова, а на ледяных столах стояли настоящие свечи. Политые нефтью, они горели по ночам, создавая сказочный эффект: дворец светился и сиял изнутри всевозможными цветами. И тогда прохожим казалось, что дворец построен из драгоценных камней.
   Кровля дома была украшена искусными ледяными статуями. Перед фасадом здания стояли на лафетах ледяные пушки, из которых можно было стрелять настоящими чугунными ядрами. Прекрасен был и сад вокруг дворца, с деревьями, на раскрашенных ветках которых сидели ледяные диковинные птицы. Обширный двор был украшен фигурами дельфинов и слона в натуральную величину. Днем из хобота слона бил ледяной фонтан, а ночью – фонтан огня, озаряя  небо Петербурга.
   Анна Иоанновна осмотрела ледяной дом и осталась довольна искусной работой мастеров. В этом дворце императрица задумала сыграть грандиозную свадьбу своих шутов: князя Михаила Алексеевича Голицына, по прозвищу Квасник, и одной из любимых приживал,  калмычки Авдотьи Ивановны Бужениновой.
   Своеобразный институт шутовства учредил еще Петр I. Для своего знаменитого «Сумасброднейшего, всешутейшего  и всепьянейшего собора», царь сам сочинял порядок и обряды его проведения. В шуты попадали не только за умение кривляться и веселить царя, или за внешние уродства, но, прежде всего, в наказание за нерадивость, за проступки. Эта традиция была продолжена и племянницей Петра, которая тоже любила сомнительные развлечения, грубые шутки и держала целый штат шутов «для смеху». Шуты для нее был постоянным развлечением, они во время продолжительного обеда или утомительного вечера заполняли «особой веселостью» паузу, в которой «самый грязный цинизм был не только уместен, но и заслуживал общего одобрения», - вспоминал современник. 
   «Дурак» был своеобразным членом царской семьи. Среди известных  шутов при дворе Анны Иоанновны состояли Иван Балакирев, князь Никита Волконский, граф Алексей Апраксин и два иностранца Д’Акоста и Педрилло. Каждый из них попал в шуты по-своему, и исполнял возложенные на него обязанности с полной отдачей. При этом князья и графы не чувствовали на этой должности себя униженными или притесненными. Это просто была разновидность государевой службы.
    Князь Голицын попал в шуты «в наказание» за то, что в Италии женился на католичке, да еще переменил православную веру на католическую. Когда-то при жизни Петра I Михаил Голицын, отпрыск древнего рода, был отправлен учиться за границу, воспитывался в парижской Сорбонне, потом продолжил учебу в Италии. Там он безоглядно влюбился в итальянку и женился на ней. Это был первый случай в своем роде, когда русский князь во имя любви перешел в католичество. История наделала много шуму.
   В царствование Анны Иоанновны род Голицыных попал в опалу. Вспомнили и про новоявленного католика, Михаила Алексеевича заставили вернуться в Россию, разлучили с любимой женой и сделали придворным шутом. Голицын, попав в шуты при весьма драматических обстоятельствах, тем не менее, достойно носил свой шутовской колпак. Анна Иоанновна после «смотрин» Голицына сказала окружающим ее придворным, что князь «всех лучше и здесь всех дураков победил». Вскоре императрица решила его женить и устроила  его свадьбу самым необычным способом и с грандиозным размахом. Жениху в ту пору исполнилось 43 года.
   6 февраля 1740 года была отпразднована свадьба Голицына-Квасника и Бужениновой. По Высочайшему именному указу императрицы для проведения потешной свадьбы  в Петербург были вызваны из разных концов России по два человека обоего пола всех народов, населяющих империю, для участия в свадебной церемонии, и таковых набралось более 300 человек. От «маскарадной комиссии» они получили национальные одежды и музыкальные инструменты.
    После венчания «молодых» в церкви по улицам Петербурга двинулась пестрая красочная процессия на лошадях, оленях и собаках. Впереди на слоне в клетке везли жениха и невесту. Пройдя по улицам города, процессия остановилась в специально выстроенном павильоне, где были сервированы столы с кушаньями и напитками. Представители народностей  сплясали перед молодоженами свои национальные танцы.
   С наступлением вечера все поехали к Ледяному дворцу, где новобрачные должны были провести ночь. Под звуки музыки их ввели во дворец. Когда Михаил и Авдотья  с гостями оказались в спальне, все присутствующие ахнули от восторга, удивления и ужаса. В опочивальне новобрачных все казалось настоящим, но, однако,  все было изо льда: ледяная кровать с ледяным балдахином, ледяные простыни, подушки, одеяло и даже тапочки. На эту постель торжественно уложили доставленных новобрачных.  Гости ушли, жениха и невесту заперли, а у дверей, по распоряжению императрицы, поставили часовых.
     Пока горел огонь в ледяном камине, и оплывали свечи, супруги бодрились, но скоро  в спальне стало холодно и жутко. «Молодые» пытались побороть холод: бегали, прыгали, плясали, даже колотили друг друга, но мороз все больше сковывал их тела, и уже не хотелось двигаться. От страха они припали к закрытым дверям, стучали и умоляли отпустить их, но за дверью безмолвствовали. Тогда в отчаянии они сели на постель и предались своей судьбе. Глаза их слипались, их стал одолевать сон, и они заснули бы навеки, но стало светать. К уже сильно замерзшей паре вошел караульный офицер и, найдя их в почти предсмертном состоянии, постарался привести в чувство. Супругов, промерзших до костей, прибежавшие слуги растерли снегом и отнесли на квартиру, где лекарю удалось возвратить их к жизни. Затевая на потеху эту необычную свадьбу, о любви у молодоженов не спрашивали, но, похоже, с первой ночи Буженинова «понесла». Их сын Андрей родился осенью 1740 года. 
   Целый месяц только и разговоров было о необычной свадьбе в ледяном дворце. Иностранцы, находившиеся тогда в Петербурге, смотрели на забавы царского двора  с удивлением, восхищением  и как на «полезное открытие в области знаний», сожалея, что мало раньше обращали внимания на лед как на «пригодный материал» и поэтому было «мало сделано ледяных открытий». 
В апреле 1740 года Ледяной дворец растаял. А 17 октября того же года умерла и императрица Анна Иоанновна.


Рецензии