Нелюбовь 4

От ненависти к любви

     Зеркало в телевизионной гримёрке размером в полстены, да и с освещением здесь тоже всё было в порядке. Ольга смотрела на своё отражение и никак не могла решить - 45 лет - это много или мало? Она вспомнила, как в юности не верила фразе из советского, хорошо известного фильма: в 45 - жизнь только начинается. Она ей казалась смешной и даже не очень честной. Как может что-то в таком возрасте начинаться, когда больше половины жизни прожито? Сейчас она думает по-другому. Оля даже уверена, что это не так. Она подошла к зеркалу так близко, насколько это было возможно. Серые, внимательные глаза выделяются своей прозрачной глубиной на светлом овале лица, безукоризненно уложенные волосы отливают серебристым перламутром, приталенный деловой костюм подчёркивает кажущуюся хрупкость её фигуры, шёлковый воротник кремовой блузки свободно лежит вокруг по-девичьи тонкой и длинной шеи… Кто эта знакомая и совершенно неизвестная женщина? Неужели это она? И это ей на днях исполнилось, страшно сказать, целых 45 лет. Её лет… Трудных и замечательных, насыщенных и пустых, выдающихся и болезненных, бесшабашно весёлых и горько похмельных… Очень разных лет. Проведённых в долгих поисках любви, смысла и правды. И конечно себя.
     Дверь открылась и вошла энергичная, подтянутая женщина, тележурналист местного канала:
- Ольга Алексеевна, - раскладывая на столе свои записи, осторожно начала она, - вам, наверное, тяжело будет говорить о сыне… Если хотите, мы вообще не будем касаться этой темы.
- Нет, отчего же, - после небольшой паузы ответила Ольга. Взгляд её серебристых глаз был спокойным, как северное, холодное море в хорошую погоду, - Будем говорить, Ксения… - она снова помолчала, - Потому что об этом нужно не просто говорить, об этом нужно кричать…
     Только тому, кто хорошо знал Ольгу, было бы заметно, какая затаённая, до конца невыплаканная боль, какая мука спрятана и чуть плещется в самой глубине этих невозмутимых глаз. Ольга чувствовала её каждый день. Практически ежеминутно. Эта боль представлялась ей в виде змеи, что медленно стекает ледяным шнуром вдоль позвоночника, затем обвивается вокруг груди и сжимает горло, не давая дышать. Она то и дело поднимает голову и целится ядовитым жалом в самое сердце: «Твой сын умер!» -  шипит змея и сдавливает виски ледяным, безжалостным кольцом.
- Я знаю, - беззвучно отвечает ей Ольга, и давление становится слабее.
- Это ты виновата в его смерти, - идёт в новое наступление и извивается пёстрой лентой змея.
- Неправда, - отвечает Ольга, - Тебе не удастся снова убедить меня в этом… Она выдохнула и мельком глянула на часы. Гарик, наверняка уже занял место в отсеке для зрителей.
- Тем более что передача ваша, как раз об этом, - немного изменившимся голосом сказала вслух Ольга, - А если то, что случилось с Володей, да и в целом, история моей жизни поможет задуматься хотя бы одному человеку, то мы с вами, Ксения, уже не зря всё это затеяли. Журналистка улыбнулась, и тогда стало видно какая она, оказывается, молоденькая, почти девочка:
- Начинайте передачу, задавайте свои вопросы… И не переживайте, я гораздо сильнее чем, возможно, кажусь вам…
Ксения кивнул:
- Ольга Алексеевна, нам бы хотелось рассказать в этой программе о вас не только, как о замечательном враче, бизнес-леди, депутате, а прежде всего, как о женщине, матери, молодой бабушке… О том, как вы смогли победить тяжёлую зависимость, о том, как долго искали любовь…
- О да, - покачала с улыбкой Ольга, - в принципе, вся моя жизнь - это длинный, отчаянный и трудный поиск любви… Прежде всего к себе.
    Они обговорили ещё несколько ключевых моментов, затем Ксения что-то коротко ответила по телефону, взяла в руки папку, с наклеенным на ней логотипом канала и сделала приглашающий жест рукой:
- Что ж, тогда через пять минут начинаем….
       - Дорогие друзья! Сегодня у нас в гостях… Ольга смотрела на Гарика, занявшего место, как они и договаривались, почти напротив неё, чтобы в какую бы сторону она не смотрела, всегда могла бы заметить его ободряющий взгляд и лёгкую полуулыбку. Рядом с ним она увидела дочь с внуком, и чуть дальше разглядела с десяток знакомых лиц. Друзья… Не просто лучшие, а близкие, почти родные… Те, кто идёт вместе с ними по этому пути.
- Вы недавно отметили свой день рождения, юбилей, - Ксения наклонилась к ней и как бы по секрету заметила, - Не будем, разумеется, называть точную цифру.
- Почему не будем? - вскинула глаза Ольга, - Мне исполнилось 45, и совсем недавно в вашем кабинете, я как раз разглядывала себя в зеркале и размышляла много это или мало. Раздался смех и аплодисменты. Ольга заметила разбежавшиеся от глаз Гарика, длинные, смеющиеся лучики. Она обвела глазами зал, а затем посмотрела прямо в глаза ведущей:
- Значительную часть этого времени, а если точнее то, почти половину жизни, я находилась в состоянии разной степени опьянения. От лёгкого подшофе до полного беспамятства. Несколько запоздало-неуместных хлопков обескуражено повисли в воздухе, постепенно растворяясь в потолочных сводах, пока, наконец, стыдливо не умолкли. Наступила абсолютная тишина. Первой, как ей и положено, опомнилась телеведущая и запела, закружила, плетя словесный бисер, нанизывая смысловые паузы, многозначительные взгляды и улыбки, с помощью оператора играя крупным планом и освещая преувеличенно бодрым голосом хронологию событий, демонстрируя на большом экране видеоматериалы, представляя титулованных гостей, друзей семьи, перемежая всё это историческими анекдотами и интересными фактами из биографии Ольги и Гарика.
     В какой-то момент она снова обратилась к Оле:
- Так вот мы и подходим к главному. Ведь в этом месяце круглая дата не только у вас, но и у реабилитационного центра, созданного при вашем непосредственном содействии… Ольга слегка приподняла ладонь:
- Хотела бы слегка уточнить, наш центр своим появлением обязан целой группе людей… Это наши друзья и единомышленники…
- Да, конечно, - мягко, но властно остановила её Ксения, - и об этом речь впереди… Но в контексте вашего недавнего заявления… - она сделала паузу и посмотрела в зал, а затем снова повернулась к Ольге, - Вы сейчас так категорично, так обезоруживающе откровенно сказали о том, что на своём личном опыте знакомы с проблемой зависимости, и мы вернёмся, безусловно, к этому разговору, но сейчас мне бы хотелось напомнить нашим гостям и телезрителям только несколько основных направлений вашей деятельности. Итак, сегодня вы - практикующий стоматолог, заслуженный врач, доцент кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии медицинского университета, вы победили в прошлом году на выборах депутатов городской Думы, два года назад вы были награждены медалью «Отличник стоматологии»…
     Она говорила, а Оля вспомнила, как вышла шестнадцать лет назад из подмосковной наркологии - разбитая, потерянная, опустошённая. И совершенно не знала, что ей делать, потому что за две недели до этого узнала, что муж Сергей, пока она проходил лечение, развёлся с ней и через её родителей, которым отдал, как ненужную вещь, старшую дочку, передал, чтобы даже не вздумала их с сыном беспокоить. Она вспомнила, как выла, катаясь по полу от ярости и бессилия, как ушла в многодневный запой, превратившись, по сути, в бездомную. Как скиталась по знакомым и ночевала на автовокзале, как её били, насиловали, а однажды просто спустили с лестницы, отобрав последнее… И как долго, правдами и неправдами она добиралась в свой родной город, поближе к детям. Как устроилась санитаркой в гнойную хирургию, потому что больше никуда не брали и потому что младшему медицинскому персоналу, которого всегда не хватало, давали пусть временное, пусть ветхое, но всё же жильё. Как восстанавливала утерянные документы, постепенно возвращаясь к жизни, как вернула дочь, осыпаемая проклятиями отца, насмешками брата Славика и покидала родительский дом под скорбное молчание матери. Как мучительно боролась за сына, но полностью его вернуть так и не смогла. Время было упущено, он вырос, впитывая весь негатив, посылаемый его матери, и в дальнейшем, так и жил на две семьи… Неприкаянный, недолюбленный, чужой. Маленький обиженный мальчик с раненым сердцем, тщательно прятался под грубой, резкой оболочкой и демонстративно-вызывающим поведением, регулярно уходя в наркотический дурман…
- Кроме того, - вернул её к действительности голос ведущей, - вы являетесь не только идейным вдохновителем этого реабилитационного центра, но и его бессменным руководителем. На экране замелькали новые кадры.
     А Ольга вспоминала, как в полуразрушенном состоянии, отчаявшаяся и обозлённая встретила Гарика. Такого же хроника… С той только разницей, что он к тому времени не пил уже два года. Именно Гарик тогда сказал, что выход есть… Именно он привёл её впервые на группу анонимных алкоголиков.
- Вашему центру «12 шагов надежды», исполняется в этом месяце 5 лет, - продолжала Ксения, - К вам огромная очередь из желающих, я знаю, что вы помогаете там зависимым людям абсолютно бесплатно, скажите, как это возможно?
Ольга ушла мыслями в свои воспоминания и ответила не сразу:
- Разумеется, бесплатно… Мне ведь тоже помогли бескорыстно. А очередь, да, к сожалению…Единовременно у нас может находиться не более тридцати человек… Мы ведь на самоокупаемости…- она замолчала, как бы что-то обдумывая и на что-то решаясь:
- Видите ли, я лежала в разных наркологических клиниках… И кое-что ещё там поняла. При всём уважении к специалистам, работающим в этой отрасли, уверена, что подходы к лечению должны быть в корне иные. Проблема у меня, и у таких, как я - не пьянство, а… трезвость! Как бы абсурдно это не звучало… Мне плохо, мне невыносимо в трезвости! По какой-то причине человек, склонный к зависимости чувствует себя не таким, как все. В нём будто заложена мина замедленного действия, толкающая на путь саморазрушения и твердящая ежеминутно: ты не такой, ты хуже, слабее, глупее, ущербнее… Вот в чём основная проблема. А с алкоголем, наоборот, никаких проблем не было. Алкоголь этот неприятный, отвратительный симптом снимал моментально: рраз, и все вокруг совсем не такие уроды, и сам ты тоже вполне ничего…  И поэтому мы в нашем центре, пытаемся научить человека находить ресурсы в себе самом, открывать пути своего личностного преобразования без помощи алкоголя и наркотиков.
    Голос телеведущей, пытающейся привлечь к беседе других гостей, утонул в протестных возгласах и аплодисментах. На Ольгу посыпались самые разные вопросы личного, медицинского, социального плана. Она видела обращённые на неё глаза, замечая во многих и боль, и надежду, и разочарование, и опустошённость… Оля вопросительно глянула на ведущую. Та кивнула, отступила назад и показала глазами на микрофон.
- Ну что ж, значит, спикерская… Неожиданно…- улыбнулась она Гарику, и тот понимающе развёл руками, дескать, ничего не поделаешь…
- Приветствую вас всех ещё раз, - звенящим от волнения голосом начала она, - меня зовут Ольга и я алкоголик. Сегодня, в этом зале уже упоминали про два юбилея, мой и нашего центра. Но несколько дней назад была ещё одна круглая дата. Пять лет, с тех самых пор, как я не пью. И это, пожалуй, самая важная дата. Потому что без неё, не было бы и остальных. Не было бы вообще ничего. Последний мой запой окончился всего за несколько дней до ухода моего сына… До его самоубийства… В тот день или вечер, когда мой ребенок задумал такое сотворить, когда он решил, что это единственный выход, я опять мучилась похмельем или шла в магазин за бухлом.
     Я лежала в психбольнице, в наркологии, со мной занимались психологи и психиатры, и везде мне говорили: «Главное, ты должна сама захотеть бросить пить!» Чаще всего, я кивала головой, думая при этом: «Какие же вы наивные! Ведь это, практически, невозможно!» Если у меня отсутствует желание пить, о чем разговор, дамы и господа, мне ничего не будет стоить покончить с этой дурной зависимостью. В том-то и дело, что мне нравилось употреблять алкоголь. Он был моим другом и советником. Я нуждалась в его поддержке всегда. В горе, или в радости, в унынии или эйфории. Я прибегала к нему, когда страдала или тревожилась, когда боялась или ненавидела, когда любила или разочаровывалась. Мой второй муж, пока мы были женаты, говорил, что никогда не ревновал меня. Это было лишнее, так как изменить ему я могла разве что со стаканом. Так он рассказывал своим друзьям, и это было правдой.
     Но однажды наступило прозрение. Я поняла, что алкоголь никогда не был мне другом. Он не был даже приятелем. Он разрушал все, что было мне дорого. И делал это методично и последовательно. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Теперь мне известно, что алкоголизм делает человека одиноким. Это его наивысшая цель. Он будет нашептывать, что твой супруг ничтожество, бездельник и круглый дурак. Твой начальник, будучи клиническим идиотом, все же бесцеремонно на тебе ездит. А те люди, которые будут пытаться остановить тебя, разумеется, двуличные подонки. Я была уверена, что окружена врагами и завистниками. Я упивалась мыслью, что меня никто не понимает, зато все, кому только не лень, используют. Так что же такое зависимость? Определенная форма безумия? Да, конечно. Своеобразная аллергическая реакция на спиртное? Возможно. И что сразу же после первой рюмки открывается тяга невероятной силы? Безусловно. Я изучила свою болезнь досконально, как врач и как пациент. Я знаю о ней все, что известно на сегодняшний день науке. К тому же прошла этот путь сама. Я видела проблему зависимости, так сказать, изнутри. Я знаю, как меняется биохимия мозга у алкоголика. Я в курсе тех патологических изменений в деятельности внутренних органов и структуре личности, которые ожидают пьющего человека в зависимости от стадии болезни. В докладе Всемирной организации здравоохранения, сообщается, что алкоголь убил больше населения, чем СПИД и туберкулез вместе взятые. Статистика свидетельствует, что от алкоголизма в России страдает более 5 миллионов человек. А смертность от употребления спиртосодержащих напитков в год, составляет полмиллиона жителей страны. Также известно, что только 5% алкоголиков выздоравливают. Ну и что дальше? Кому стало легче от этих цифр? Ведь сама природа алкоголизма так до конца и не изучена. Почему один человек становится алкоголиком, а другой, при прочих равных условиях,  нет? Если кому-нибудь из вас это известно, скажите. У меня же нет однозначного, конкретного ответа. Но я знаю, что выход есть. И что больше не обязательно умирать от хронической, прогрессирующей, смертельной болезни, имя которой - алкоголизм. Я помню, как пять лет назад, впервые сказала, - Здравствуйте, меня зовут Оля, я алкоголик… и заплакала… Но вместе с этими слезами, я почувствовала невероятное облегчение. Чтобы начать избавляться от проблемы, её следует обозначить. Говоря проще, назвать словами. По возможности, кратко и точно. Именно этого я очень боялась долгие годы. Я засовывала голову в песок, как страус и никак не хотела, или не могла признать очевидное. Когда-то мой отец искренне желал, чтобы я заболела любой другой, пусть самой опасной и смертельной болезнью, лишь бы не этот, по его словам, позор.
     Я относительно недавно узнала, что не виновата в своей болезни. Раньше я искренне была уверена, что я выродок, недочеловек. Моральный урод, одним словом. Мне намертво было вбито в голову, что это то, чего нужно стыдиться и бояться. Это то, что нужно прятать, зашторивать и маскировать. Ведь это позор! Дочь, жена, мать - алкоголичка! Но больше я не хочу это скрывать и замалчивать. И не буду в ужасе шарахаться как от чего-то постыдного и срамного. Я не обхожу брезгливо пьяных людей, когда вижу их на улице или в транспорте. Потому что знаю, что я - одна из них. Меня не веселят ролики о нетрезвых мужчинах и женщинах, которые ведут себя  в опьянении безобразно, уродливо и нелепо на потеху толпе. Мне не смешно, так как я знаю, какая боль и трагедия стоят за этим. И сколько близких им людей страдает от их употребления. Уверена, что их родителям, детям, мужьям и женам тоже совсем невесело.
     И я больше не плачу, когда напоминаю себе и вам, кто я есть. Я точно знаю, что если работа будет угрожать моей трезвости, я оставлю такую работу. Если человек, который рядом со мной будет являться угрозой для моей трезвости - значит, мне не по пути с ним. Слава Богу, что это не так. Мне посчастливилось заниматься любимым делом, идти по жизни и выздоравливать с человеком, которого многие из вас хорошо знают. Те люди, которым он помогал с самого начала, уже сами давно являются наставниками. Это мой муж Гарик. Это он привёл меня в сообщество АА. Это благодаря ему сегодня в моем родном городе есть группа поддержки зависимых людей. Ольга посмотрела в зал и улыбнулась:
-   Молодая женщина, на руках которой спит белокурый малыш, это моя дочь Анна и мой внук. Аня тоже не понаслышке знает об этом заболевании. Причём с самого детства. Она была ребёнок-герой. Сейчас она в нашем центре на добровольных началах работает с созависимыми людьми. Это родители, жёны, мужья, дети алкоголиков и наркоманов.
     Сегодня я хочу заявить, что мой внук растет в любви, принятии и абсолютной трезвости. Надеюсь, что для своей дочери я стала, наконец, человеком, которому можно доверять. И опыт которого чего-нибудь да стоит.
     Жалею ли я о том, что я зависимый от алкоголя человек? Я жалею лишь о том, что моё употребление прямо или косвенно затрагивало дорогих мне людей. Ежедневно и до конца дней я буду помнить о том, что моего сына нет в живых. А меня не оказалось рядом. Меня очень часто не было с ним, хотя я могла находиться в соседней комнате. Я не помогла ему, когда была нужна больше всего… И от этого не спрятаться и не убежать, это со мной останется навсегда. Если бы только можно было хоть что-то изменить. Вернуться к моему сыну и все исправить… Но этого я не могу сделать. Зато могу каждый день своей новой жизни дарить любовь, свет и тепло. Господь оставил меня жить для чего-то. И подарил трезвость. А значит, моя миссия на этой Земле ещё не окончена. Этот путь и все, что встречается на нем и есть моя жизнь. И какой бы она ни была, она - моя. И я не стала бы тем человеком, который сегодня выступает перед вами, если бы не получила этот бесценный опыт.
     Я уже выиграла, потому что мне больше не страшно проиграть. Я больше не трачу напрасно энергию и время на сопротивление. Я ни с чем не борюсь. Невозможно победить человека, который признал своё бессилие. 
     Я принимаю все, что дает мне новый день и не сопротивляюсь. Конечно, это не значит, что я всегда нахожусь в состоянии эйфории и безмятежности. Да я бы и не хотела, б-р-р, ни в коем случае, такую жизнь. У меня случаются и тяжелые моменты, когда все идет не так, когда накапливается раздражение и усталость. Но сейчас я точно знаю, отчего это происходит. Это потому, что я снова начинаю рулить. Я опять пытаюсь управлять и думаю, что могу подчинить обстоятельства жизни своей воле. И тогда, я говорю, - Стоп, - я вспоминаю, кто я и откуда пришла и кому я обязана всем, что есть сегодня в моей жизни. Воистину, чем больше я сопротивляюсь и пытаюсь настоять на своём, тем хуже мои дела. Поэтому, чтобы не случилось, я принимаю это, со смирением и благодарностью. Раньше я думала, что это проявление слабости. Теперь я знаю, что это не так. Смирение - это осознание величия Бога. А ещё для меня смирение - это трезвое видение самой себя. И это показатель того, в чем моя главная сила. Не страшно оказаться на самом дне, ведь оттуда есть только один путь - наверх…
     Ещё я точно знаю, что любой алкоголик рано или поздно бросает пить, но лишь немногим это удаётся при жизни. Я счастлива, что нахожусь среди вас, и что вхожу в эти 5%. Спасибо Богу, моей семье и вам за этот бесценный дар и за то, что я сегодня трезвая…
   
За основу взята реальная история конкретного человека. Имена всех персонажей, некоторые события и даты изменены.

Конец


Рецензии