Бомба

Посоветовали посмотреть сериал о создании советской атомной бомбы. Слышал самые восторженные отзывы. Не знаю, как там будут освещать проблему разделения урана. Приходилось мне видеть в своей жизни одного из тех, кому приходилось заниматься этим. Но меня сейчас  волнует несколько другое. Есть эпизод, когда советские ученые предлагают сделать вертикальную закладку реактора в отличие от горизонтальной американской,  и им приходится преодолеть весьма сильное сопротивление руководителей науки в погонах, которые верят, по  сути, во все американское. Трудно оценить урон, которой нанесли нашей науке, оборонной промышленности это поклонники Запада. Сколько я слышал я в свое время этих историй, американцы прекрасно зная эту ситуацию, подкидывали несбыточные проекты, которые с огромной энергией заставляли выполнять наших ученных и инженеров. Другой аспект, что сами военные (которых приказывали называть ПЗ), узнав о разработках Запада, заставляли наших повторять их и гасили любые альтернативы, возможно, гораздо лучшие. Одной из уток, тупиков, была фантастическая СОИ, за которую тут же ухватились наши военные. Начиналась эпоха фантастики рентгеновские лазеры с ядерной накачкой. Новое оружие - новые капиталовложения. Все это тяжелая нагрузка на народное хозяйство, тем более, если это элемент фантастики. Я думаю, более опытные инженеры  и ученые могли бы привести  больше примеров блефа в разных областях. Если бы военные действительно были не командирами, а заказчиками дела были бы у нашей науки и оборонной промышленности лучше. Конечно, в фильме эти проблемы смягчены, а возможно еще и не оформились, и Берия был более осторожен  при вмешательстве в создание атомной бомбы. Но и сейчас военные уверены, что стоит заплатить головастым побольше, и они все сделают. И не надо все время развивать науку, вкладывать деньги, выращивать ученых, создавать школы. Если раньше была хотя бы передача "Очевидное - невероятное", издавались популярные журналы и так пропагандировалась наука. То теперь ни в телевизоре, ни в интернете ничего не узнаешь о науке, только рекламируются разные группы и так сказать, новинки,  культурной (?) жизни.
Это, несомненно, не исторический сериал. Сюда навязали и любимую мелодраму, и ужасы советской жизни, только Лаврентий Павлович почему-то  получился добрым дедушкой, едва ли ни Дедом Морозом. Честно говоря, хотелось бы больше исторической достоверности, а темой любви  можно было бы пренебречь, не вводить в историческую реальность  выдуманных героев. Но в целом сериал мне понравился.

 Мнение знакомого физика: Мне тоже советовали, и я посмотрел в целом около1.5 серии, на большее меня не хватило. Считаю, что никакой исторической и научной достоверности там нет и характеры все перевраны. Насчет СОИ Вы заблуждаетесь, именно научная часть там не стоила "ничего" и подорвать экономику никак не могла, тем более, что она закончилась полным успехом. Берию ученые "уважали", видимо, тогда другого нормального менеджера не было. В сериале переврана вся научная часть, квалификацию ученых, которые там работали показать невозможно, настолько она высока...
Актеры, они и есть актеры, квалификацию в них не вложишь, и обмануть дезинформацией высококлассных ученых трудновато бывает "се ля ви". Да, по первому вопросу. Курчатов совершенно не похож ни по характеру. Харитон таким никогда не был, я лично был с ним знаком. Главный испытатель сферичности сжатия Щелкин, был, просто, гением. Он на вышку не пускал Харитона, чтобы тот близко не подходил. А, показали "кустарей", да к тому же глупых. Я, лично знал и Бабаева и Романова и Трутнева - он еще жив и говорит какие-то слова во время титр, но это уже "второе" поколение бомбоделов и из третьего некоторых основных знал лично, это люди совсем другого склада и темперамента... тех кого показывают актеры, вообще, учеными назвать невозможно. Это мое личное мнение, поскольку мне рекомендовал посмотреть очень близкий человек, то одну серию я досмотрел, а так бы и ее не смог бы видеть.
Да, много работал с гением миниатюризации зарядов Львом Петровичем Феоктистовым, он тоже второе поколение, конечно, не по этой тематике. Но, масштаб личности, его не сыграешь, если этого масштаба нет.

Знал Феоктистова с 1978 г. Когда он уже из Снежинска приехал в Москву, а других людей с 1982 года примерно, там в Сарове, конечно, они уж руководили, но и Феоктистов и Романов и Бабаев были совершенные умницы "секли", как раз Феоктистов про Харитона говорил:"Я в жизни не видел более не творческого ученого, чем Ю.Б.Харитон, и тут же добавлял: я в жизни не видел более творческого ученого, чем А.Д. Сахаров" они все были учениками И.Е. Тамма. А, Харитом был интересен тем, что не слушал доклады начальников, если была проблема, он обращался прямо к исполнителям, точно знал, что начальники обманут. И тем не менее Харитона уважали ученые - можно было иногда добиться правды с его помощью. А, насчет ответа на первый вопрос: была, специально организована "утечка" научной информации, через конференцию заграничную: что вот в Снежинске такие эксперименты провели, получили генерацию. На самом деле было все не так, но тем не менее правда...


Рецензии