Письмо о литературе 1

Ну, «мой» Набоков тоже в стане Л.Н. Толстого. Достоевский предсказал многие беды ХХ века. Достоевский, как мне представляется, лучше знает русскую жизнь: её пьянство, распутство и алчность. Тонкая национальная психология. Достоевский — это лекарство, когда с тобою случаются беды. Его мрак реалистичен, и выход он видит во Христе (хотя с какой стороны к Нему подходить не знает).

Я верю, что Толстой любил крестьян. Он много всего удивительного написал, что признано во всём мире. Он — мыслитель.

У Толстого нет "греха" Достоевского: «небрежение словом; Толстой пишет стилистически лучше. Ну, это лишь моё скромное мнение.

Иван Ильин верил в Россию и не сомневался, что СССР («Россией» многие эмигранты назвали всю территорию СССР, что юридически ошибочно) победит Гитлера.
Ильин предсказал то, чего сам хотел бы не допустить: распад СССР на отдельные государства.
Ильин, размышляя о любви, говорит, что правильнее ценить хорошее, а милое приложится, а не за то, чтобы милому переписывалось хорошее.

В этих трёх пунктах мне Иван Ильин и нравится. Я не участвую в споре о «непротивлении». Меня немного удивляет, как Ильин пытается законсервировать русский быт. А ещё мне нравится его стиль: «поющее сердце». Ещё странно, что «Православие» он пишет с большой буквы, а при этом «советский союз» — оба слова с маленькой.

Толстого и Достоевского затёрли до дыр. Как будто кроме «Толстоевского» в русской литературе никого и нет. ХХ век мне ближе: М. Булгаков и В.В. Набоков. Делить писателей на пары придумали давно. Сервантес и (его Дон Кихот) и Шекспир (и его Гамлет). Данте и Петрарка. Тютчев и Фет.

Меня последние несколько дней волнует «Полтава» Пушкина. Любовную линию Мазепы нам в школе, кажется, не преподали. И события тех лет похожи на современность: опять конфликт на территории Украины, опять Россия и Запад конкуренты.

Я вижу парадокс в политике Петра I. Он учился на Западе, всё взял с Запада, а потом с этим Западом в лице доминирующей Швеции повоевал и даже победил.
Когда-нибудь, возможно, возьму роман «Петр Первый» Алексея Толстого.


Рецензии