Трагедия Николая Коншина

Николай Николаевич Коншин- старший сын владельца Серпуховской мануфактуры Николая Коншина от второго брака.Коншин-младший с детства увлекался пением. Вопреки воле отца, который хотел, чтобы сын занялся текстильной промышленностью, он уехал в Италию - в Милан, в Ла Скала. Там познакомился с американской певицей Эммой Мэршэн (1867-1937), они поженились, жена приняла православие и стала носить имя Ирина. Молодые отправились путешествовать по Европе, с успехом выступая на сценах оперных театров. Но отец не хотел мириться с тем, что его сын стал артистом, и всячески ему мешал. Однажды в Лондоне на концерте присутствовала сама английская королева, которая с нетерпением ждала выхода русского артиста, но напрасно: отец устроил так, что сын    опоздал на собственное выступление. Контракты были разорваны, и    чета    возвратилась в Россию, попробовала выступать в Петербурге. Отец    подкупил зрителей, и они забросали певца тухлыми яйцами и помидорами. Оскорбленный до глубины души Николай    уехал к себе в имение, увез жену, оборвав таким образом и её карьеру.Коншин уезжает в Ахлебино-имение в Калужской губернии.Земли в Калужской губернии Николаю Коншину подарил его отец —  миллионер, параходчик, текстильный и сахарный магнат. Но поместьем толком никто не занимался, крестьяне пили, дебоширили, хозяйство было в упадке: несколько неурожайных лет, эпидемия холеры… В конце ХIХ века ахлебининский помещик привез из Италии в свое имение молодую жену-иностранку.В Ахлебинине у Коншиных был кирпичный и конный заводы. Особая гордость семьи — породистые скакуны, которые продавались военному ведомству по цене от 500 до 1 500 рублей. Николай сам лично принимал участие в скачках и выставках по коневодству, каждый раз получая высшие награды и призы.В Ахлебинине супруги начинают строить дом..Но жизнь супругов не складывается. Новый удар — умирает их первенец Нестор. Эмма переживает депрессию, идет в храм, усердно молится, принимает православие и имя Ирина. Через некоторое время у Коншиных рождаются сыновья Николай и Георгий.После крещения Ирина энергично взялась за дело. Она решила переустроить жизнь ахлебининцев и жителей близлежащих деревень к лучшему.  Для этого у нее было два инструмента: благотворительность и просвещение.  Женщина творческая и деятельная, она обладала отличными организаторскими способностями и практичным умом.  Она хотела  добиться  результата – и добивалась его, используя принцип «не давай рыбу, а давай удочку». И неплохо бы у нее поучиться тому, как она это делала.Ирина Коншина  создала в Ахлебинине общество трезвости и библиотеку. Организовала кустарный промысел народных вышивок и привлекла   вышивальщиц (700 женщин из 69 сел). Ирина Яковлевна прекрасно рисовала и  сама создавала рисунки для крестьянских вышивок, обучала рисунку и «перспективе». Была построена мастерская, где работали вышивальщицы, а мальчики ткали  ковры.  Крестьянские работы мгновенно раскупали на выставках и за границей. Это давало доход более 4 000 рублей.Коншина любила детей, частенько угощала крестьянских ребятишек яблоками, пряниками, а зимой даже мороженой клубникой,  - из собственного сада и погребов-ледников.В селе Потросово-Никольском к церкви, где  Ирина Яковлевна  была прихожанкой,  ее стараниями была пристроена трапезная,  в Ахлебинино построена часовня и церковно-приходская школа. В специальных мастерских детей учили ремеслу: столярному делу и вышивке. Тем учителям, кто брал на воспитание детей-сирот или детей из бедных семей, давалось жилье. В школе устраивались праздники и концерты: крестьяне распевали арии из опер. За это всем выступающим барыня дарила гостинцы: вышивку, игрушку, кулек конфет и  молитвенник. Сама Ирина Яковлевна преподавала  церковное пение. А потом  Ирина Яковлевна построила здание гимназии.   Во время первой мировой войны она оборудовала при школе помещение для раненых воинов. По воспоминаниям местных жителей, она сама их лечила и выхаживала.Часть соседнего имения Бедлинского она арендовала под детский приют. Для детей приюта было приобретено 13 коров и сепаратор для производства масла, которое реализовывали на рынке. В этом же имении Коншины завели мануфактурную фабрику. По церковным праздникам в Ахлебинино стекался народ из окрестных сел. В течение двух дней там проходили «духовные чтения» - священники беседовали с людьми, рассказывая о вере, о вреде пьянства и т.п. беседы сопровождались картинками «Волшебного фонаря» . И.Я. Коншина сумела объединить вокруг себя не только ахлебининцев, но и жителей окрестных деревень, как крестьян, так и дворян, Гагариных, Полторацких, Голицыных, Осоргиных, фон Рене .Крестьяне в барыне души не чаяли и «стремились записать ее в крестные».  Но муж Николай не одобрял  благотворительности своей супруги и денег ей не давал.В то время как Ирина Яковлевна занималась благотворительностью и воспитанием двух своих сыновей,  Николая  и Георгия, её супруг занялся строительством в Ахлебинине архитектурно-паркового ансамбля. Он увеличил свое имение, скупив ахлебининские земли рахорившегося купца Н.Г.Панова, и приступил к осуществлению своих грандиозных планов. Приобретенный лес Коншин вырубил под корень, а затем засадил все пространство ценными породами, в частности, корабельными мачтовыми соснами. Расширил свои конный завод. В 1910 году плодовый сад Коншиных уже отмечался как «первый по величине во всем уезде». Коншинский плодовый сад был самым большим в уезде (3 000 яблонь) и , как и конезавод, содержался образцово . Наконец, хозяин приступил к строительству усадьбы и парка. Всеми работами руководил сам, так как прекрасно разбирался в инженерном и строительном деле. Коншин предполагал построить большую усадьбу с верхним парком и системой террас, ведущих к Оке, к нижнему парку. На самом высоком, крутом берегу Оки будет стоять дом в пять этажей с двойной круговой колоннадой для того, чтобы с высоты главного дома и с колоннад была видна не только Калуга, но и можно было бы «обнять все небеса с облаками».По центральной оси дома впереди,  как бы подпирая его, стоит оранжерея, а по бокам, как крылья, два высоких флигеля для сыновей…Очень интересно была устроена набережная: четыре яруса террас, напоминающих итальянские сады эпохи барокко. Удивительны были и подвалы-ледники, подземная дренажная гидросистема с гротиком, пристань, регулярный парк.
Оранжерея –  это вообще уникальное сооружение, которому нет аналогов. Эта  необычная полуподземная купольная оранжерея с  окнами-люкарнами. Света в такой оранжерее будет мало, что вряд ли подходит  для  растений. Зато вполне вполне духе масонских идей.
Уроженец Калужской губернии Николай Петрович Штер был в курсе происходящего в имении  несостоявшегося певца Большого Театра Ниолая Коншина.Штер  искал "подсадную утку" и он нашёл её.Пусть не для Второва,а для Коншина-но всё же его родственника
 Николай Коншин влюбился в молоденькую казачку Наталью Аркадьевну Данько-Федяй. Это было страстное чувство. Николай хотел развестись с женой, но отец запретил ему даже думать об этом, заявив, что лишит его наследства. В 1916 году, не выдержав двусмысленности своего положения, Наталья отравилась цианистым калием в доме знаменитых врачей Боткиных, где    тогда гостила. Предварительно она отослала письмо своему возлюбленному    с сообщением    об этом. Но Боткин не зря считался знаменитым врачом – Наталью спасли, а вот Николай,    едва получив письмо, застрелился в доме отца в Москве, так и не узнав, что его любимая осталась жива.О самоубийстве Коншина болтала вся Москва.
Не верьте в то,что старовер Коншин мог  закончить свою самоубийством.Коншин был убит.В 1915г. Коншина нашли мертвым в своем кабинете в Ахлебино, с огнестрельной раной. Кто исполнитель убийства не известно.После смерти мужа Ирина Яковлевна Коншина восстановила  храм Успения Пресвятой Богородицы, известный с 1583 года, но давно разрушенный, - для поминовения мужа. Помимо икон церковь украсили крестьянскими вышивками, кружевами, полотенцами и коврами. Многие оклады и церковные облачения вышивала сама Ирина Яковлевна вместе со своими мастерицами.Затем Ирина Яковлевна вновь вышла замуж за... священника Валентина Реутова, который был моложе ее на 20 лет и обучал сыновей Коншиных православию. После 1917 года Ирина отправила сыновей  в Америку, а сама осталась жить в Калуге и работала преподавателем пения в музыкальном техникуме.. Умерла Ирина в мае 1937 года. Ее похоронили на Пятницком кладбище. Говорят, что на похороны пришли все ее ученики и на могиле исполнили «Реквием» Моцарта.Моцарт-самый любимый масонами композитор.


 


Рецензии