Последняя роль Армена Джигарханяна в его театре

Это была роль несчастного учителя. Я как блогер ходила на спектакль "Театр времен Нерона и Сенеки" как раз в 2017-ом - последний год, когда Армен Джигарханян активно играл, потом череда болезней отняла у него сцену. Когда речь идет о творческих людях, мне кажется, самое лучшее - вспомнить, что и для чего они делали. Вспоминаю

В молодом возрасте Джигарханян играл императора-садиста, позже - Сенеку, уставшего от Нерона, от людей, от бытия. Философ застал обоих главных самодуров Рима: Калигулу (сделал любимого коня сенатором) и Нерона (спалил Рим ради красивого зрелища). Первый его все-таки не казнил, второй - все-таки не пожалел. Эдвард Радзинский в качестве автора пьесы (а фантазировать для театра у него получается гораздо органичнее, чем для книг по истории!) дает свою версию, почему.

Нерон: Я убил маму, чтобы не видеть вокруг себя недовольных лиц.

Спектакль - это монолог Нерона перед старым Сенекой, его бывшим учителем. Исповедь растерянного, отчаявшегося, никем не любимого инфантила. Снова и снова в своих фантазиях он убивает тех, от кого не получил беззаветной любви, в т.ч. собственную мать. "Полюбите меня! Остановите меня! Спасите меня кто-нибудь!" - по сути вопит Нерон на протяжении всего действа. Всячески кривляется, чтобы привлечь внимание, но чувствует себя пустым местом, не смотря на безграничную власть.

Сенека: Я учил тебя любви!
Нерон: Ты учил меня лжи!

Довольно неожиданно великий философ в моих глазах оказался в большей степени антигероем, чем безумный тиран. Учитель истеричного нарцисса 24 часа в сутки сидел на пороховой бочке, но сполна пользовался своим положением, был самым богатым и влиятельным гражданином Рима. Сенека писал красноречивые письма друзьям, однако в обществе Нерона с боязливым молчанием смотрел на зверства ученика. А самое высочайшее достоинство, я считаю, - это умение говорить, не смотря ни на что. Так, чтобы быть услышанным, не смотря ни на что. Иначе все софистика, не философия. Не мудрость, а злодейство. Для контраста в духе Радзинского в сюжет добавлен безбашенный Диоген с бочкой - он жил в Греции и на 400 лет раньше, но контраст действительно получился отличный.

Сенека: Что делать философу во всей этой грязной каше?

Уже очень пожилой Джигарханян почти все время сидел, молодой исполнитель роли Нерона скакал вокруг него с пеной у рта, и все это напоминало скорее цирк уродцев, чем арену для "хлеба и зрелищ". Из-за этого впечатление было очень мощным, когда Сенека наконец встал и громко заговорил правду человека, которому нечего терять. Как настоящий мудрец, хотя бы перед смертью. Я тогда подумала, что такая яростная речь, должно быть, отнимает массу сил. Не так часто даже в театре зрителей балуют возможностью наблюдать страстное не любовное, а нравственное противостояние. Большая трагедия, когда приходится учить черную дыру в лавровом венке, постепенно сам становишься всего лишь пустотой с кучей денег.


Рецензии