Подарок

— После уроков остаемся, — пробежало волной по классу перед последним уроком. И целый урок все гадали — зачем и почему и совсем не слушали Тамару Григорьевну. Все, кроме Людмилы, нашей активистки и старосты. Только у нее одной могло хватить ума оставить целый класс после уроков, когда у всех куча дел, да еще и неизвестно для чего. И ведь ни у одного не хватило смелости удрать после звонка, все сидели как миленькие, хотя и здорово возмущались.
Но Людмила постучала ручкой по столу и сказала голосом только что вышедшей Тамары Григорьевны:
— Тише, ребята! Не задерживайте сами себя.
Вот обезьяна!
Но все же мы немного затихли.
— Не знаю, известно вам или нет, — назидательно изрекла Людмила, — что у нас на носу день рождения Натальи Борисовны. Предлагаю организовать подарок.
Людмила строго обвела класс взглядом, будто высматривая, вдруг кто с ней не согласен. Тогда у-у-у, берегитесь!
— Она же не возьмет! Надо только своими руками делать! — закричали все.
— А я не умею своими руками, — гордо заявил то ли троечник, то ли двоечник, в общем, вечно отстающий в учебе Руслан. — Другое дело — мамиными или папиными.
— Тихо, тихо, — подняла руку Людмила как заправская председательша. — Я все обдумала. Не забыли, что завтра контрольный диктант?
—Разве такое забудешь? — горестно покачал головой Руслан. — Картина такая есть. «Опять двойка» называется. Это про меня.
— Уроки учить надо, — показала ему язык Юлька с первой парты, хотя сама этим редко занималась.
 Прекратите! — осадила их Людмила. — Представляете, какая будет сенсация, Ну и подарок тоже, если все получат за диктант пятерки!
— Как же, получишь пятерку, — снова влез непутевый Руслан, — если Мисочкин списывать не дает.
— Ничего, в этот раз даст, — дружно пообещали ему боксеры-близнецы, спортивная гордость класса, Колька и Мишка.
А Мисочкин сразу полез в ранец, будто ему там что-то понадобилось срочно. На самом деле он там с удовольствием спрятался бы , ведь весь класс на него уставился, да ранец был маловат.
— Мисочкин-то, может, и даст, а вдруг он сам ошибок наделает? — засомневался председатель совета отряда Андрей Андреев.
— Надо застраховаться от всяких случайностей, — продолжала выдавать мудрые мысли Людмила. — Вот ты, например, как к диктанту готовишься?
— Как, как… Обыкновенно. Правила повторяю. Как же еще?
— Вот! — обрадовалась Людмила. — А я ничего не повторяю специально. Положу под пятку пятак — и пятерка обеспечена!
Все так и застыли. Вот это Людка! Такие умные слова — и такие дикие пережитки! А пятерки-то она и правда каждый раз получает.
Эх, а я-то, дурак, мучаюсь! — стукнул кулаком по столу Руслан! Такой уж он у нас невыдержанный, просто никак сдержаться не может. — Ну, теперь уж я в люди выбьюсь! Что у меня пятаков не найдётся, что ли!
 Все стали смеяться и советовать Руслану, как ему лучше начать новую жизнь.
— Смотри, чтоб тебе черная кошка дорогу не перебежала!
— Соль лучше вообще не ешь, а то рассыплешь и не видать тебе пятерки как своих ушей.
Руслан важно выслушивал эти дурацкие советы и делал вид, что записывает их в крошечную записную книжку.
— Да замолчите вы или нет! — не выдержала своего назидательного тона Людмила. — В общем, чтобы на диктант все пришли с пятаками. С черными кошками, пустыми ведрами не встречаться, соль не рассыпать, зеркал не разбивать и так далее. У своих бабушек спросите, как лучше диктант написать.
 После этого мы разбежались по домам, смеясь и советуя друг другу разные глупости.

— Дай пять копеек, — попросил я вечером у папы.
Папа порылся в кармане и высыпал мне на ладонь кучу мелочи.
 — Ты что! — замахал я другой рукой, — мне целиком пятачок нужен.
— Целиком? — Папа внимательно оглядел меня с ног до головы, но синяка не нашел. — Зачем тебе целиком?
Надо, — сказал я. — На диктант. Под пятку.
— Нету целиком. Спроси у мамы.
Мама была на кухне и наш разговор не слышала, поэтому ей тоже пришлось объяснять зачем да почему.
— Лучше бы правила повторил, — проворчала она , но пятачок дала.
Бабушка жила в другом городе, оттого моя подготовка к диктанту закончилась на маме.
Как только открыли дверь в кабинет, все ребята кинулись занимать свои места, готовиться к диктанту. Ни один не забыл, что в класс нужно войти с правой ноги. Из-за этого в дверях даже получилась пробка. Пятак у меня в носке скользил туда-сюда, но я уже привык к нему, пока дошел до школы.
 Наталья Борисовна была так сосредоточена на предстоящей работе, что ничего не замечала. Ничего! Ни того, что у чистюли Гореловой на фартуке темные масляные пятна    ( перед  диктантом нельзя было купаться, мыть голову и надевать чистую одежду); ни того, что у Кольки с Мишкой в волосах дружно запутались какие-то репьи; ни того, что в классе стоит какой-то тонкий, едва заметный звон — кто-то наложил пятаков не только в ботинки, но и во все карманы.
 Все было бы отлично, если бы не Леха Терентьев. Вечно он все портит! Леха появился в дверях, когда мы уже открыли тетради. Это надо было видеть! Волосы у него стояли дыбом, Рукав рубашки был оторван, а про лицо и руки и говорить нечего! Наталья Борисовна так и остолбенела.
Мы тоже сидели тише воды ниже травы. Леха очень удивился, что его не ругают за опоздание на диктант и сказал «здрасьте», чего с ним раньше никогда не случалось. Наталья Борисовна остолбенела во второй раз.
 — Можно сесть? — от волнения пробасил Леха.
— Что с тобой, Терентьев? Ты откуда в таком виде? — сочувственно спросила Наталья Борисовна.
— Ничего, — сказал Леха. — А я из дома. Вот на диктант контрольный пришел. А чо?
— Но вид! — развела руками Наталья Борисовна. — Тебе сейчас только на киностудию — беспризорника играть.
— Снова я! Как чо, так я! — привычно завозмущался Леха. — Ну подрался вчера немного. Договорились же! — вдруг ляпнул он.
— О чем? — расширила черненькие ресницы Наталья Борисовна.
По классу будто волна пошла. Девчонки зашипели на Леху, стали прикладывать палец к губам, мол, молчи, мальчишки показывали кулаки из-под парты. У Оли выпал пятак из босоножки и покатился на середину класса. Она воспользовалась замешательством, нырнула за ним, догнала и снова сунула под пятку.
Наконец Леха понял, что проболтался и стал быстро думать, как выйти из положения. Выходить из всяких каверзных положений он был большой мастер, потому что постоянно только этим и занимался.
— Контрольный диктант писать договорились, — с большим трудом додумался он и посмотрел на Наталью Борисовну честными-честными глазами.
— Ну, садись, — с неохотой сказала Наталья Борисовна. — Последний раз тебя в таком виде на урок допускаю. Только из-за диктанта.
 Леха покивал головой, будто бы соглашаясь, хотя отлично знал, что с уроков учеников можно выгонять только в самых что ни на есть исключительных случаях. А у него они были чуть не каждый урок. Что ж ему совсем в школу не ходить?

Никогда еще Наталья Борисовна так быстро не проверяла наши работы. Уже на следующее утро она встретила нас со стопкой вчерашних тетрадок в руках. Мы ликовали — сейчас в журнал посыпятся наши пятерочки!
— Да, обрадовали вы меня, — устало проговорила Наталья Борисовна, хотя день только начался. — Двойки, тройки, четверок — кот наплакал, пятерок — ни одной! Пасты в ручке не хватило — столько ошибок!
Класс забеспокоился, зашептался. Людке со всех сторон совали кулаки. Она покраснела и застыла как мумия, даже глазами по сторонам не водила.
— Не пойму, что с вами вчера случилось? Такого еще не бывало! Людмила — четверка, есть небольшие ошибки, Мисочкин — три, Руслан — два.
— Она у меня получит! Отличница! — забубнил сзади Руслан, будто в первый раз пару схватил.
— Как ни странно, порадовал меня Терентьев, — продолжала Наталья Борисовна. — Тройка, но твердая. Еще немного постараться — и была бы четверка.
Леха заулыбался и стал тихонько подбрасывать вверх трюльник, который он клал под пятку. Но Людмилу это уже спасти не могло.
Когда Наталья Борисовна кончила читать оценки, все закричали, запрыгали на месте, замахали руками. Наталья Борисовна попыталась успокоить нас, но это у нее не вышло. Тогда она отвернулась к окну, сложила руки на груди, как все учителя, и перестала обращать на нас внимание. Наверное, она очень расстроилась из-за наших двоек. Да еще перед днем рождения. Плечи у нее чуть вздрагивали. Все решили, что она плачет потихоньку от нас.
Почти весь урок мы прокричали, провыясняли отношения. Когда до звонка осталась совсем капелька, Наталья Борисовна обернулась, посмотрела на нас сухими, смеющимися глазами и скомандовала:
— Задание на дом: сочинение «Как я готовился к контрольному диктанту».
— Вот это тема! — так и подпрыгнул Леха. — Это можно написать. Это уж я напишу! Без всяких пятаков!
 И он погрозил кому-то невидимому, с кем позавчера дрался, кулаком.


Рецензии