Новости из Карабаха

Новости из Карабаха.
Министерство обороны Азербайджана подтвердило, что подразделения азербайджанской армии вошли в Агдамский район, большую часть которого до недавнего обострения карабахского конфликта контролировала Армения. Азербайджан вернул себе эту территорию согласно подписанному недавно трехстороннему мирному договору по Нагорному Карабаху.
"Согласно трехстороннему заявлению, подписанному президентом Азербайджанской Республики, премьер-министром Республики Армения и президентом Российской Федерации, подразделения азербайджанской армии вошли в Агдамский район 20 ноября", - сказано в сообщении минобороны.
"Сердечно поздравляю всех агдамцев. Дорогие агдамцы, вы больше не беженцы", - сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев в обращении нации, которое транслируется всеми азербайджанскими телеканалами. Он напомнил, что Агдамский район был самым населенным среди тех, что были затронуты карабахским конфликтом: раньше там жили около 143 тыс. азербайджанцев.
По словам главы Национального агентства по разминированию территорий Азербайджана (ANAMA) Газанфра Ахмедова, на полное разминирование районов Карабаха, перешедших под контроль Баку, может уйти более 10 лет.
Конфликт обострился снова летом этого года, а в сентябре перешел в фазу активных боевых действий. С обеих сторон погибли тысячи человек, в том числе мирные жители.
Мирный договор был подписан после того, как Азербайджан добился значительных военных успехов, заняв многие районы, которые ранее контролировала армянская сторона, в том числе стратегически важный город Шуша.
Согласно документу, до 20 ноября Азербайджан должен получить контроль над Агдамским районом. При этом к 25 ноября ему должен перейти Кельбаджарский район, а к 1 декабря - Лачинский район.
Трехстороннее соглашение между Баку, Ереваном и Москвой также предполагает, что теперь территории вдоль линии соприкосновения и вдоль коридора, соединяющего Карабах и Армению, будут охраняться российскими миротворцами.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян не раз заявлял, что подписывал это соглашение с тяжелым сердцем и настаивал, что единственной альтернативой мирному договору была бы потеря всего Карабаха. В Ереване люди вышли на улицы, протестуя против его решения.
Накануне один из генералов армянской армии Мовсес Акопян обвинил руководство страны и армии во лжи, грубых ошибках в проведении мобилизации и военных закупок, а также отсутствии стратегии и тактики.
В пятницу утром министр обороны страны Давид Тоноян подал в отставку. Вместо него указом президента Армении на должность нового руководителя оборонного ведомства назначен Вагаршак Арутюнян, который уже занимал этот пост в 1999-2000 годах. До назначения Арутюнян был советником премьер-министра Никола Пашиняна по вопросам обороны и безопасности.
Лачин - азербайджанский город, через который проходит главная дорога между Арменией и Нагорным Карабахом - по условиям соглашения об окончании второй карабахской войны остается под контролем российских миротворцев: это часть "лачинского коридора" шириной в пять километров. Но армянские жители города все равно покидают его: условия мира, на которые вынуждена была согласиться Армения, кажутся им слишком неопределенными, чтобы чувствовать себя в безопасности - даже под обещанной охраной российских миротворцев.
Сам Лачинский район, административным центром которого является Лачин, к 1 декабря перейдёт под контроль Азербайджана.
17 ноября российские миротворцы взяли под полный контроль и открыли для проезда армян дорогу из Армении через Лачин и Шушу в Степанакерт.
Команда Би-би-си видела накануне на дороге в Армении семь идущих в сторону Степанакерта автобусов с возвращающимися беженцами.
Всего, по данным армянских властей, за неделю после окончания войны в Нагорный Карабах вернулись более 1200 человек.
Но бежали оттуда во время войны десятки тысяч, и до сих пор встречный поток уезжающих из Карабаха выглядит гораздо мощнее этих 1200 вернувшихся.
До  1992 года в Лачине жили семь-восемь тысяч азербайджанцев, в 2020 году- около двух тысяч армян.
Российские миротворцы постепенно подтягиваются в Карабах. Но карабахские армяне не уверены, что россияне смогут их защитить. Мирное соглашение, казалось бы, спасло их: азербайджанская армия была в нескольких километрах, и Лачин с проходящей через него дорогой был для нее очевидной первоочередной целью.
Но теперь из Лачина бегут и армяне.
Семь вопросов к миру в Карабахе. Кто от этого выиграл и что будет дальше?
Новый исход. Армяне бегут из Карабаха, сжигая свои дома
"Вот там, за холмом, будет азербайджанское село, - показывает владелец магазина в Лачине Степан Саргсян, американский армянин. - А вот там, с другой стороны, тоже будет азербайджанское село".
Корреспонденты Би-би-си говорили со Степаном во время боевых действий, и он, несмотря ни на что, казался оптимистом. Он и сейчас говорит, что армяне проиграли не войну, а "одну битву в тысячелетней войне".
Но магазин Степана, самый большой и красивый в Лачине, теперь закрыт. В торговом зале - пустые полки и кучи брошенного товара на полу. Степан уезжает в Ереван.
По его словам, в этих новых условиях, в коридоре шириной в пять километров в непосредственной близости от врагов, азербайджанцев, он просто не будет чувствовать себя в безопасности.
Он не верит, что российские военные, которые по соглашению будут охранять лачинский коридор, смогут его защитить - а армянско-карабахская власть, армия и полиция в этом районе фактически прекратили существование.
"Мы приехали сюда, чтобы помогать строить армянское государство. Но этого государства здесь больше нет", - Степан.
Армянская власть и правопорядок в непризнанной Нагорно-Карабахской республике в первые дни после окончания войны практически рухнули. Расцвело мародерство. В Степанакерте настоятельно рекомендуют не ходить по улицам после заката.
В Лачине владелец соседнего с магазином Степана дома на пару дней уехал в Ереван, вернулся за вещами - и обнаружил дом обчищенным.
Карабах в этом усеченном виде экономически нежизнеспособен, особенно в условиях, когда непонятно, насколько безопасным будет наземный путь в Армению, рассуждает Степан.
"А тут, в Лачине, даже при двух тысячах населения город едва сводил концы с концами, а что же будет теперь? Так что неудивительно, что люди эмигрируют".
Российские военные пока поставили в лачинском коридоре два поста: один - у самой границы, возле поселка армянских переселенцев из Ливана, построенного на руинах азербайджанской деревни Забух, другой - в самом Лачине.
Причем это пока, строго говоря, не миротворческий контингент, а военные с российской базы в армянском Гюмри. Миротворцы тоже постепенно подтягиваются и расставляют посты по периметру тех территорий Нагорного Карабаха, которые остались под контролем армян.
Но этих постов немного, к тому же они по соглашению будут стоять всего пять лет, после чего условия мира предполагается пересмотреть - и многие армяне Карабаха просто не чувствуют уверенности в будущем.
"Пусть заново сами строят": армяне сжигают  дома , оставленные  азербайджанцами в 1992  -1994годы.в Карабахе
Бежит даже отец мэра Лачина Нарека Алексаняна. Сам он отказывается говорить с журналистами, но соглашается поговорить его тесть Вардан, который помогает зятю грузить вещи в пикап.
"Все-таки за безопасность люди переживают. Но если все будет хорошо, то обязательно вернутся", - предполагает Вардан. Кто ушел, а кто остался.
Роза прожила в Лачине 27 лет: родители привезли ее сюда, когда ей был год от роду. Отец, участник первой войны, инвалид, решил перевезти восемь своих детей из Еревана в Лачин, потому что здесь было легче прожить.
Большинство соседей Рузанны эвакуировались в Армению, но она твёрдо намерена остаться в Лачине.
"Детей отправила в Армению, сама осталась. Сейчас не понимаю, что будет дальше. Детей точно не привезу обратно, - говорит Роза и плачет. - То, что я видела здесь, что здесь творилось - точно не привезу".
"Тут в пяти километрах будут жить турки (азербайджанцы), все деревни вокруг будут у них. Русские войска вроде бы будут нас защищать, но через пять лет начнется все то же самое - соглашение-то на пять лет", - повторяет Роза почти слово в слово доводы Степана.
Турками армяне Карабаха всегда называли азербайджанцев - они считают, что это один народ.
Бегут из Лачина все же не все: кое-кто намерен остаться.
"Я никуда не поеду! У меня тут квартира, вот только что ремонт сделали, работа есть, зарплата есть, мне и здесь прекрасно!" - с вызовом заявляет Рузанна Карапетян. Она работает уборщицей в местной администрации.
Правда, вещи из своей свежеотремонтированной квартиры Рузанна вывезла к дочке в Армению, в соседний город Горис: азербайджанская армия была в нескольких километрах от Лачина.
Но вот сейчас все успокоится, электричество и все прочее восстановят - и я привезу вещи обратно и буду жить, - заверяет Рузанна.
BBC


Рецензии