Банальные размышления о воспитании детей

 Человеческое общество требует от каждого способности постоять за себя и свои интересы. Зачастую эта способность к самозащите перерастает в откровенную агрессию. Защита своих интересов ведет к попранию прав тех, кто рядом, а оборона своей территории приводит к топтанию на чужой.
 Эта привычка формируется в раннем детстве. Еще в песочнице дети начинают демонстрировать модели поведения, которые станут определяющими в их жизни. Один малыш способен силой отнять игрушку у другого, и, если он не встретит вовремя отпора, то и став дедушкой с сединой в бороде будет претендовать на чужое имущество. Другой малыш, не найдя в себе ресурсов для сохранения своего песочного куличика, зальется слезами и, если его не научат правильно реагировать, всю жизнь будет играть роль жертвы. Третий ребенок, заливаясь слезами, прибегнет к заступничеству мамы-папы-старшего брата-сестры и, получив помощь извне, на всю сохранит привычку отыскивать сильного покровителя.
 И все эти модели поведения в равной степени не вызывают уважения.
 Что же делать?
 Своих детей в начальной школе я учила не отвечать на хамство хамством, а демонстрировать самоуважение, достоинство и уверенность. Например, одноклассник без спросу и разрешения взял какую-то вещь  моего ребенка. Обычная реакция детей - крик: "Отдай!", а то и потасовка. Мои дети в таких случаях говорили: "Когда тебе уже будет не нужна эта ручка, резинка, тетрадь... (любая конкретная вещь), положи, пожалуйста, туда, где взял". Или кто-то попытался в шутку или в раздражении ударить кого-либо в присутствии моих детей. Мои дети знали, что этого нельзя делать ни при каких обстоятельствах. И они вставали между обидчиком и его жертвой и говорили: "Допустим, он(а) не прав(а). Но у тебя есть в запасе достаточно слов, чтобы это объяснить. Тумак - не довод. Ты же не глупый человек, не умеющий говорить?" Не было случая, чтобы им не вернули их вещь. И не было случая, чтобы они пожаловались кому-либо на кого-либо. И не было ни одной попытки буллинга в их адрес.
 Ну, и разумеется, им никогда не приходилось быть свидетелями того, как мы с мужем выясняем отношения с помощью крика, битья посуды или применения физической силы. Более того, мы никогда не выясняли отношения в их присутствии. Конечно и у нас бывали разногласия, иногда даже очень эмоциональные, но мы умели их отрегулировать без лишних действий.
 Сейчас наши дети уже взрослые люди. И вполне успешные руководители в небольших, но вполне успешных фирмах. Они очень разные люди. У них разные характеры и темперамент. Но все они, а их не мало, обладают чувством достоинства, самодостаточны и умеют сказать "Нет", не оскорбляя отказом.
 Я не идеальная мама. Мои дети не идеальные люди. Но я уверена в том, что мои дети не позволят никому укусить себя за палец, не позволят себе лизать чье-либо кресло и не увидят причины кого-либо оскорбить словами или действием. Думается, самоуважение в этом играет ключевую роль.
 Так вероятно, именно это чувство необходимо формировать с самого маленького возраста? А оно формируется на уровне семьи. Семьи, где кроме самозабвенной любви есть место и уважению к каждому человеку в доме, как бы мал он ни был.


Рецензии