О фильме Ренуар
Последние годы жизни художника были тяжелыми физически – ревматизм рук и ног, неспособность передвигаться. Но мудрость, данная с рождения и окрепшая с годами, помогала переносить боль телесную и хранить силы для утоления жажды духовной.
Он уже не мог писать «Лягушатник», примчавшись утренним поездом к маленькому островку на Сене или изображать в ранних солнечных лучах «Завтрак гребцов» в Шату.
Однако принцип работать на открытом воздухе оставался незыблемым. И, превозмогая боль, художник переносил на холст то, что хранило живой импульс жизни - лужайки перед его усадьбой в живописном местечке Кан-сюр-Мере, ручей с прозрачной водой, цветы и деревья. Ведь «боль проходит, а красота остается».
Стимул жить усилился, когда в его доме появилась Андре (Криста Тере) – молодая амбициозная девушка. Провинциалку в ней выдавала лишь одежда прованс и соломенная шляпка – излюбленные атрибуты ренуаровских портретов.
Ренуар пишет свою модель с упоением и свободой, пытаясь запечатлеть блеск глаз, свежесть влажных губ, вдохнуть аромат ее юности - шелковистых волос, гладкой кожи.
Часто повторяются кадры – служанки выносят утром коляску с художником к лесному ручью, работают на кухне, где еще не разделанная дичь достойна натюрмортов Снейдерса, яркая зелень и сочные овощи – словно сгустки красок, не успевших засохнуть на палитре, а фарфоровые тарелки были расписаны в юности самим «хозяином», как называет мастера домашняя прислуга. Бытовые кадры не кажутся монотонными. Так, исподволь, незаметно, на фоне размеренного деревенского быта, рождаются живописные шедевры.
Импрессионизм, на мой взгляд, - самый аполитичный стиль в искусстве. Целесообразность мироздания импрессионисты признавали через красоту.
Красота – не в пафосе борьбы, триумфе победителя, а в гармонии природы.
Ренуар изображал мир многоликим, ярким, трепетным, без смерти, войны, болезней.
Фильм так же импрессионистичен, как стиль художника. Кадры, подобно свету и тени, дополняют друг друга, оставляют зрительное впечатление:внезапный порыв ветра и тихий погожий день, растворенный в застывшем воздухе; бесшумный трепет ковыля и рев самолета, кружащего над безмятежным Провансом; юные тела новобранцев, купающихся в море, и изможденные лица тех, кто уже побывал на поле брани.
Короткие диалоги и реплики, подобно легким мазкам на палитре, «лепят» образ. Одиночество и отчужденность подростка Коко (Тома Доре), который на вопрос Андре, кто он в этом доме, - отвечает: «Никто». Или ответ Жана, крикнувшего, что он спешит в Лувр, чтобы взглянуть на Тициана, которого почитал Ренуар. Сближение старика-отца и рано повзрослевшего сына, вернувшегося с фронта Первой Мировой, происходит в сдержанно-эмоциональной тональности, на протяжении всего фильма.
Из биографии художника известно: он опасался того, что сыновья займутся коммерцией. Жан Ренуар стал режиссером. Он предпочел искусство. А последняя модель отца станет его первой актрисой, женой и музой.
Фильм «Ренуар» - не традиционная биографическая повесть, где в хронологическом порядке одно событие сменяет другое. Кадры стремятся ухватить миг, показать знАчимое в незначительном, раскрыть сложную взаимосвязь художника и мира.
Ведь по словам самого мастера, «живопись не рассказывают, на нее смотрят».
Свидетельство о публикации №220112001668
Как я люблю Ваши рецензии! Ёмкие, сочные, объясняющие замысел режиссёра!
Ренуар занимает особое место в моём сердце, его к своему стыду я не знала о его недуге.
После Вашей рецензии осталось тёплое ощущение как и от его картин.
Спасибо Вам большое!
С уважением, Дарья
Морозова Дарья Вячеславовна 23.11.2020 21:38 Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Дарья.
Успехов!
Людмила Куликова-Хынку 23.11.2020 21:48 Заявить о нарушении