Blue Hope. Голубая не только Надежда ч. 33

Ценная бандероль стоимостью в один доллар 
Blue Hope/Голубая Надежда
Надежда тоже голубая

Все мечтают взглянуть на "Титаник"


"Все мечтают взглянуть на "Титаник". Даже морские чудовища"
(Лорен Таршис "Я выжил на тонущем "Титанике" 2010)


  "Титаник" Кэмерона стал культовым событием в истории кинематографа. При бюджете в 200 млн. $  только за 1997 год набрал 1 843 201 268 $.  Всего к  20-летнему юбилею выхода на экраны сумма превысила  2 млрд. $, а точнее  2 194 439 542 $.
   Бюджет картины "Титаник"  превышал стоимость строительства самого корабля -  130 000 000 $ в ценах  2012 года.
    Современные спецэффекты, актёрская игра, пугающая реалистичность, подходящий саундтрек и монументальность замысла - то, почему оскароносный фильм  "Титаник" покорил миллионы зрителей. Фильм,  как и крушение "Титаника",  до сих пор тема для дискуссий.
   Так, например, по утверждению кинокритика Антона Долина, причина сногсшибательной популярности картины Кэмерона  в том, что "крушение кинематографического „Титаника“ отчётливо выразило коллективный страх перед Апокалипсисом, так или иначе охвативший мир в преддверии смены тысячелетий.
"Конец света маловероятен. Но всегда остаётся надежда"
(Стивен Кинг)
  Удивительно, что образы в фильме имеют реальных прототипов.
  Например, Джозеф Доусон -  23-летний кочегар, погибший во время крушения лайнера "Титаник".(1)  На протяжении 80 лет он был в числе безвестных жертв той катастрофы, пока в 1997 году в Голливуде Джеймс Кэмерон не снял фильм про гибель лайнера. По невероятному совпадению, одного из главных героев фильма зовут Джек Доусон. Персонаж в исполнении Леонардо Ди Каприо стал очень популярен, и когда стало известно о наличии на "Титанике" реального Джозефа Доусона. Его могила под номером 227 на кладбище Фейрвей в Галифаксе (Новая Шотландия, Канада) стала более посещаемой, чем расположенная там же могила неизвестного ребёнка, который лишь в 2008 году был идентифицирован по ДНК как 19-месячный Сидней Лесли Гудвин.
   По словам Джеймса Кэмерона, он ничего не знал о существовании Джозефа Доусона и имя Джек Доусон, что называется, взял с потолка. Тем не менее есть факт, который немного связывает выдуманного Доусона с реальностью: в фильме Джек Доусон знакомится с ирландским пассажиром 3-го класса Томасом Райаном, который позже был застрелен офицером Уильямом Мёрдоком.
   В свою очередь на реальном "Титанике" одного из стюардов 3-го класса звали Том Райан. Ему было 27 лет и он родился на Джерси и  при поступлении на корабль  в качестве домашнего адреса указал Саутгемптон, Альберт-Роуд, 87. Райан тоже погиб, но, в отличие от Джозефа, его тело если и было найдено, то в числе неопознанных до сих пор.
"Правда - это клей, который удерживает всё вместе"
(Стивен Кови)
  Далеко не всех выживших пассажиров "Титаника"  ждали дома. Один из японцев, которому посчастливилось остаться в живых, на родине подвёргся гонениям. Его обозвали трусом из-за того, что он не погиб вместе с 1500 других людей.
  13 супружеских пар  отправились на "Титанике" в  свадебное путешествие. Для многих из них оно стало последним.
"У каждого путешествия есть своё тайное назначение, о котором сам путешественник не имеет представления"
(Мартин Бубер)
   Милвина Дин, последняя выжавшая пассажирка "Титаника", умерла 30 мая 2009 года в возрасте  97 лет. (2)
 На момент трагедии ей было всего 2,5 месяца. Разумеется, она ничего не могла помнить о крушении.
"Память сохраняет только то, что вы сами даёте ей на сохранение"
(Дмитрий Писарев)
   Вокруг самого  крушения "Титаника"  ходит огромное количество слухов и легенд. Какие-то из них соответствуют действительности. Другие - не более, чем выдумка, миф.
"Каждый миф, - как пишет канадская писательница Маргарет Этвуд, -  есть одна из версий правды".(3)
   "Титаник" начали строить весной 1909 года.  Это был самый крупный в мире лайнер. Длина судна составляла чуть более 269 метров. Высота - 18,5 метров, ширина - 28 метров.
 Спустя всего лишь  2 года судно было спущено на воду. Для такого корабля в тот период это были рекордные сроки. При торжественном событии присутствовало около 100 тысяч человек.
  Однако после официального спуска на воду "Титаник" отбуксировали  к достроечному причалу с целью проведения заключительных работ.
  Вскоре "Титаник" был застрахован на рекордные для тех времен - 5 миллионов долларов. Полис должен был покрыть все расходы в случае полного или частичного повреждения судна. Случайно ли это?
"Ничего не бывает случайного, все имеет первопричину"
(Зигмунд Фрейд)
  3000 $ стоило место в I классе.  Общая "стоимость" пассажиров, внесённых в список, достигала 250 млн. долларов. Даже не сосчитать, сколько это миллиардов на наши деньги...И примерно во столько же оценивался их багаж.
  Стоимость самых дорогих кают на Титанике в переводе на современные реалии оценивается в 100 000 долларов.
   Среди перевозимых вещей было много не просто ценностей, но и раритетов. Наибольший интерес представлял подлинник "Рубаи" Омара Хайяма, бронзовая древнегреческая статуя Артемиды и едва ли не ещё более древняя мумия египетской жрицы времен Аменхотепа IV.
  Именно наличие на судне этой редкости позволило впоследствии выдвинуть как одну из версий гибели "Титаника" "проклятие фараонов". По мнению немецкого журнала "Der Spiegel",  древняя жрица так отомстила за то, что был нарушен её покой: когда мумию извлекали из усыпальницы, у неё под головой была обнаружена табличка с изображением Осириса и надписью:
"Очнись от сна, и один взгляд твой восторжествует над любыми кознями против тебя".
 Владелец ничего лучше не придумал, как поставить ящик со столь необычным грузом возле капитанского мостика.
   Повлияло ли "проклятие фараонов" на "Титаник" или нет, вопрос спорный. Как бы там ни было, судьба капитана Смита, по понятным причинам, сложилась весьма плачевно. А уж была ли в этом виновата мумия, пусть каждый решает сам для себя. (4)  Также как и версии  о Суперлуне, северном сиянии и солнечном затмении.
Кто-то винит в этом миражи. Другие считают, что причиной крушения крупнейшего океанского лайнера своего времени "Титаник" могло стать возгорание в топливном хранилище.
  Программист и климатолог Мила Зинькова из Сан-Франциско (Калифорния, США) выдвинула новую гипотезу о причинах гибели легендарного парохода "Титаник". По ее мнению, катастрофу могло спровоцировать полярное сияние.(5)
  Исследователь гибели "Титаника", историк Тим Малтин скептически отнесся к новой гипотезе. Он говорит,  "Мне понравилась статья Зиньковой, однако имеются и альтернативные объяснения событий, которые она приписывает солнечной буре",  - говорит он. -
  При этом Малтин соглашается с тем, что, вероятно, в ночь гибели "Титаника" произошла солнечная буря.
"Но я думаю, что это не было существенным фактором", - считает историк.
   Интересно, что айсберг, с которым столкнулся Титаник, образовался в океане более 2-х тысяч лет назад. По мнению экспертов, столкновение с ним -  это странное стечение обстоятельств.
   У современных лайнеров шансы столкнуться с айсбергом гораздо выше, нежели у Титаника. При этом больше ни один из кораблей не затонул в результате столкновения с айсбергом.
"...у природы свои законы, не подвластные желаниям и воле людей. Она убивает с безразличием, свойственным любому дикому хищнику"
(Джеймс Роллинс)
  После встречи с айсбергом, спустя несколько часов, "Титаник" разломился на 2 части и полностью затонул, унеся с собой жизни полутора тысяч человек. В основном это были пассажиры третьего класса. Всего на лайнере было свыше 2200 человек и 12 собак. Выжило только 3 животных и чуть более 700 людей.
"Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился"
(Грейс Хоппер)
   Вину за трагедию, естественно, возложили на капитана Титаника, который погиб вместе с пассажирами и другими членами экипажа. Эксперты утверждали, что корабль затонул целиком. Крупных разломов на нём не было. Такой был первая официальная версия крушения судна.
   Накануне сотой годовщины крупнейшей морской катастрофы в ней находят все новых виновных.
  В книге  "Кто потопил "Титаник"? Окончательный приговор", вышедшей накануне трагического юбилея, в гибели "Титаника" обвиняется  Уинстон Черчилль. Но доказательств мало. Выводы и обвинения строятся в основном на умозаключениях и косвенных уликах, хотя и  выглядят вполне правдоподобно. (6)
  Известный репортер Роберт Стрейндж, ранее занимавшийся криминальными делами, а сейчас специализирующийся на журналистских расследованиях, три года занимался  изучением британских и американских архивов.
 "Самый великий британец, - считает он, -  сыграл немалую роль в трагедии, произошедшей 15 апреля 1912 года в северной Атлантике".
  Такой вывод Стрейндж сделал на том основании, что  четырьмя годами ранее, в 1908 году, 33-летний Черчилль получил свой первый крупный пост в правительстве и  возглавил министерство торговли, которое отвечало за морской флот. И, конечно, должен было следить за постройкой крупнейшего корабля того времени.
  "Черчилль, однако, -  утверждает Стрейндж, -  отнёсся к исполнению своих обязанностей как куратора флота, спустя рукава. У него тогда нашлись более важные, в его понимании, дела -  политические амбиции, уязвленная гордость, финансовые проблемы и ухаживание за будущей женой Клементиной".
    Далее, Стрейдж уверяет, что  Уинстон Черчилль не реагировал на неоднократно поступавшие к нему докладные записки о том, что нормы и правила безопасности на море, в частности в отношении спасательных средств, устарели и нуждаются в изменениях.
  Роберт Стрейндж, продолжая обвинять Черчилля, пишет, что он поручил контроль над строительством "Титаника" Френсису Каррутерсу, плохо подготовленному инженеру, который не обратил внимание на слабость и ненадёжность стальных листов обшивки корпуса и крепивших их заклепок.
  Ко времени спуска на воду "Титаника" Черчилль, добился своей цели -  перевода в министерство внутренних дел и благодаря этому избежал внимания во время расследования причин трагедии.
  Виновен ли Черчилль? Но айсберга на пути "Титаника" никто, разумеется, не ожидал.  Тогда вина за крушение лежит на всех создателях корабля.
"Там, где виновны все или почти все, нет виновных"
(Ханна Арендт)
   В  80-х годах  XX века американский путешественник Гримм предпринял несколько попыток достичь "Титаника" - все они оказались неудачными. (7) Гримм в конце концов отказался от этой затеи.
   А  молодому океанологу Роберту Балларду и французскому океанографу Жану-Луи Мишелю повезло больше. В 1985 году они обнаружили "Титаник".
 Части корабля лежали на глубине 3750 метров на океаническом дне. Тогда-то и выяснилось, что на самом деле "Титаник"  разломился надвое.
  Через несколько лет отдельные части корпуса удалось поднять на поверхность. Они были отправлены на анализ. В результате выяснилось, что при строительстве "Титаника" использовалась низкосортная сталь. Правда, впоследствии эксперты опровергли эту версию. По их мнению, низкосортными были заклёпки, которые скрепляли стальные пластины корпуса. А заклёпка - одна из важнейших элементов конструкции.
   Учёные создали компьютерную модель катастрофы. В результате выяснилось, что корма не поднималась высоко в воздух, как было отражено на картинах, рисунках и  в фильме  Джеймса Камерона. Обе части лайнера были на приблизительной ровной поверхности. 
  Тогда был сделан окончательный вывод: гибель "Титаника"  - это результат неправильных расчётов конструкции лайнера. Эти данные были умышленно утаены с целью получения страховой выплаты.
"Слишком много людей думает о защите вместо того, чтобы думать о возможности. Кажется, они больше боятся жизни, чем смерти"
(Бенджамин Франклин)
  С тех пор сюда в поисках  чётких, детальных  кадров и "вещественных доказательств" на дно, где находятся обломки "Титаника" наведывалась не одна экспедиция.
  Благодаря группе американских исследователей в 2010 году появилась подробная карта места крушения "Титаника" -  своеобразный путеводитель по затонувшим обломкам корабля, позволяющий увидеть его разрозненный мир как единое целое.
  Носовая и кормовая части глубоко ушли в донный ил и находятся в плачевном состоянии, подъём их на поверхность не представляется возможным.
"Если твоя лодка некрасива, ты не тянешь на крутого странника,
Не беда! Надёжность всякой лодки круче красоты Титаника"
(Наталья Розбицкая)
  Крушение "Титаника" вызвало широкий общественный резонанс. После гибели судна в 1914 году была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море.
"Потерпевший кораблекрушение, всегда будь упрямей, чем море, и ты победишь!"
(Ален Бомбар)
    Со  дна с "Титаника" подняли  тысячи артефактов - предметов быта и роскоши, ставших невольными свидетелями  гибели "Титаника". Но некоторые вещи сохранились на земле, как например меню. Меню не оказалось на дне океана благодаря доктору Вашингтону Доджу - банкиру из Сан-Франциско, отправившемуся в путешествие на "Титанике" со своей женой Рут и сыном Вашингтоном-младшим.
  Рут взяла меню на память, поместив его в свою сумочку. С тех самых пор оно хранилось в их семье как своеобразная реликвия. Последний обед пассажиров лайнера состоял из яиц, курицы, говядины, бараньих котлет на гриле, различных десертов и восьми видов сыра. Организаторы аукциона рассчитывали выручить за это около $158 тысяч, а было продано за рекордную сумму - 88 тысяч долларов.
   Сохранившееся у одного из пассажиров печенье продали на аукционе за 22 тысячи долларов. На сегодняшний день это самый дорогой в мире крекер. Печенье входило в набор для выживания, который был на всех шлюпках.
"- Значит, бриллиант утонул вместе с Титаником... жаль..
- Лишь частицу принял океан, а потом выбросил на берег"
(ответ автора на комментарий к предыдущей главе)

В ночной тиши, перед рассветом,
Объято море лунным светом.
Что спрятано среди камней?
Алмазы шахов, королей?
В морской холодной глубине,
На тёмном и песчаном дне,
В старинных парусных фрегатах,
Лежит добыча для пиратов!
Но ведь не мне!
В резных шкатулках изумруды,
Есть жемчуга, сапфиры Будды,
Рубины в сундуках царей
Сверкают искрами огней.
Когда-то может их добудут!
Но ведь не мне!
(Н.Туманова)
  На борту "Титаника" найдено платиновое украшение с брильянтами. Несколько колец - на дне. Одно из них невольно напоминает о бриллианте Око Бхайравы.
"Сокровища - это все, что потерял и чем пренебрег человек: пропавшая даром минута - сапфир; брошенный кусок хлеба - сверкающий жемчуг; сила, не послужившая на пользу людям, - чистое золото. Если бы люди не теряли своих сокровищ, они бы разбогатели. А так сокровища уходят в землю"
(Мария Конопницкая)
   Гибель Титаника - это пример мужества и благородности людей. Среди пассажиров судна была обеспеченная женщина - феминистка Маргарет Браун. Дама не только имела миллионы долларов. Она была очень образованной, знала 5 языков и умела изысканно материться на всех из них. После столкновения с айсбергом она не торопилась покидать судно. Женщина помогала экипажу разместить людей в шлюпках. В результате кто-то в конечном итоге столкнул ее с борта в океан.
  После того, как миллионершу подобрало другое судно, она стала собирать средства для выживших в крушении, составляла их списки, находила теплые одеяла для пострадавших и т.д. На момент, когда корабль добрался до порта деятельная дама собрала уже 10 тысяч долларов. Впоследствии она продолжила свою работу в этом направлении. (8)
"Благородство - это готовность действовать наперекор собственным интересам"
(Сергей Довлатов)
 История с "Титаником"  продолжает будоражить умы людей.
   В Индии жених и невеста утонули в попытке повторить знаменитую сцену из фильма "Титаник".
  Это произошло на реке Кавери в окрестностях храмового города Талакаду в штате Карнатака. В управлении местной полиции рассказали, что 28-летний молодой человек по имени Чандру и его  20-летняя невеста отправились вместе с членами своих семей и фотографом на рыбацких лодках в истоки реки, чтобы сделать предсвадебную фотосессию. Пара собиралась повторить знаменитую сцену из фильма "Титаник" c Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо. (9) Помните:  Роуз стоит на носу корабля с раскинутыми руками, а Джек её обнимает?
  О чём только думали влюблённые? Если уж повторять, то на море и на корабле, а уж никак не на реке с течением и, тем более, на рыбацкой лодке.
"Никакая страсть не бывает полностью безопасной"
(Питер Бергер)
   Вода в реке сильно поднялась после ливня. Попав в стремительное течение, рулевой потерял управление. В результате лодка перевернулась. Несостоявшиеся молодожены погибли на глазах у родителей и родственников Лодочник при этом сумел выплыть и добраться до берега. Тела жениха и невесты  доставали с помощью рыбаков и спасателей.
  Свадебная церемония должна была пройти 22 ноября 2020 года.
   Сотрудники полиции занимаются расследованием инцидента. 
  Главная ценность истории с "Титаником" не столько в драматическом сюжете, сколько в поучительном смысле:
"Люди, не забывайтесь! Не поддавайтесь иллюзии безопасности!"
"Тот, кто уверен в собственной безопасности - абсолютно беззащитен"
(Макс Фрай)

  Выжить после...

   Несколько потенциальных пассажиров отменили поездку на "Титанике" фактически в последний момент. Среди них основатель всемирно известной шоколадной фабрики. Произошло это вовсе не из-за плохого предчувствия, как любят говорить. На самом деле у бизнесмена возникли неотложные дела. Он должен был срочно встретиться с деловыми партнерами.
   Повар ресторана запивал стресс алкоголем. В результате он выжил, проведя в ледяной воде более 2-х часов.
    Выжил и  Норрис Уильямс. Но ему  посоветовали ампутировать ноги из-за сильного обморожения. Норрис отказался от совета врача и два года спустя, в 1914 году, занял первое место в мужском одиночном разряде.
    Роберт Уильямс Дениэл 27-летний банкир, путешествовал на "Титанике" вместе со своим французским бульдогом Гаврош. Роберт был одним из немногих счастливчиков, кого спасли из ледяной воды.  Он предъявил иск за собаку со своим страховым агентством, поскольку бульдог участвовал во многих конкурсах и являлся чемпионом многих из них. По сегодняшним подсчетам, он заплатил более 11 000 долларов за Гаврош.
"Я видела, как огни корабля начинали уходить под воду, затем беззвучно, на расстоянии около мили, он просто пошёл вниз. Он исчез. Ах, да, небо было очень чёрным, и звёзды были очень яркие. Говорили, что люди в воде пели, но я знала, что они кричали"
(Мадлен Меллингер в интервью "Торонто Стар", 15 апреля 1974)
  Люси Ноэль Марта Лесли, графиня Роуттс проявила большое мужество во время гибели Титаника, взяв под свой контроль свою спасательную шлюпку и перемещение 35 пассажиров в безопасное место, где "Карпатия" спасла их через пять часов.
"Не требуйте гарантий. И не ждите спасения от чего-то одного - от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, - и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу"
(Рэй Брэдбери "451° по Фаренгейту")
   Через год после страшной атаки в США 11 сентября 2001 года в одной из американских газет была опубликована  коротенькая заметка - напоминание:
   Может быть, вы знаете, что руководитель одной из крупных компаний выжил в атаке 11 сентября, потому что повёл своего сына первый раз в детский сад.
   Другой парень остался жив, так как была его очередь идти за пончиками.
  Одна женщина опоздала, потому что её будильник не прозвенел вовремя.
   Кто-то опоздал, застряв в пробке на автостраде Нью-Джерси.
    Ещё один опоздал на автобус.
    Женщина пролила кофе на одежду, и ей нужно было время, чтобы переодеться.
    У кого-то не заводилась машина, кто-то вернулся, чтобы ответить на телефонный звонок.
    У другого ребенок не был готов вовремя.
    Один не мог поймать такси."
    То, что особо впечатлило, это мужчина, который надел тем утром новые туфли, добирался до работы различными средствами, но, прежде чем попасть туда, заработал на ноге мозоль. Он остановился у аптеки, чтобы купить лейкопластырь! Вот почему он выжил.

  Иногда вы застреваете в пробке, не успеваете на работу и возвращаетесь, чтобы взять то, что забыли, опаздываете на автобус или маршрутку…
  Когда случаются все эти мелочи, которые раздражают вас, подумайте, что это именно то,  где Бог хочет, чтобы вы находились в данный момент. В следующий раз, когда вам кажется, что утро идёт не так, дети одеваются медленно, вы не можете найти ключи от машины, стоите на каждом светофоре, не расстраивайтесь и не выходите из себя. Это ваш Ангел-хранитель охраняет вас. Все к лучшему!

Удачи вам! И будем здоровы!

"В надежде большая сила, в созидании и ожидании - вся мощь"
(Айшек Норам)

(1) Джозеф Доусон (1.09.1888 - 15.04. 1912) -  кочегар, погибший во время крушения лайнера "Титаник"
(2)  tartut.com. Обо всем.
"Интересные факты о "Титанике" amp.kp.ru/
(3) Маргарет Элеанор Этвуд (род.18.11.1939) -  канадская англоязычная писательница, поэтесса, литературный критик, активистка охраны природы и феминистка. Жанр произведений:  историческое и фантастика. По фантастическому роману "Рассказ служанки" (1985) в  1989 году немецкий  кинорежиссёр Фолькер Шлёндорф  (род. 31.03. 1939)
снял фильм "История служанки", а в 2017 году  за  сериал "Рассказ служанки взялся режиссёр Майк Баркер (род.29.11.1965) Сериал включает  4 сезона.
  За роман "Слепой убийца" в 2000 году
 Этвуд присуждена Букеровская премия - одна из самых престижных наград в мире английской литературы.
(4) Очкурова О.Ю. "100 знаменитых катастроф" читайте на litresp.com/chitat/ru
(5) "Причину гибели "Титаника" увидели в космосе" RG.ru
(6) "Комсомольская правда" История современности 27 марта 2012
Захар Радов "Черчилль виноват в гибели "Титаника"?
(7)  блог компании Storytel  Жизнь в историях
Александра Гусева "Гибель "Титаника" -  как это было"
   shimanovskadm.ru "Гибель "Титаника". Хроника катастрофы. Версии, почему и как затонул
(8)  Сплетник ру 3 марта 2016 "Артефакты,найденные на Титанике".
(9) труд.ру и Радио Sputnik 11.11.2020


Рецензии