Воспоминание об отце и его лодках

Посвящается моему отцу Сергею
Афанасьевичу Ткачуку, светлому и
достойному человеку. Лодочнику-любителю.

Во-первых, об отце. В пору описываемых приключений батя преподавал в ХПИ и был деканом "Автомобильного факультета". Он читал курс "Проектирование машиностроительных и ремонтных предприятий". Юмор у него был всегда и для всех. С дипломниками он шутил:"Кто может, тот делает, а кто не может, тот других учит!" Многие из дипломников, прошедшие практики на народно-хозяйственных и других предприятиях Хабаровска, уже знали, что он был ГИП (Главный инженер проекта) например: для ремонтного цеха ОГМ нефтеперерабатывающего завода, 2-х цехов: испытательного и шефмонтажа на заводе "Дальдизель", слипа для пограничных катеров и др. Летом он часто с утра отправлялся по местам практики и, бывало, забирал и переводил студентов на другие предприятия, если после 4-го курса их заставляли выполнять не квалифицированную работу. После обеда приходил в бабушкин домик на Спиртзаводе, где я жил неделями.
   Если позволяла погода мы ехали на левый берег Амура. У отца была к тому времени уже вторая деревянная лодка больше 5 метров в длину, на которой мы бесконечно возили кошенную траву с левого берега, чтобы превратить в сено для коз. Иногда с нами ехал и дед Паня, с детства знавший левобережье до Ина и воевавший там с белыми и японцами в 1920-22 годах.
Иногда совершали поездки, нередко с мамой, на Тунгуску, в Калиновские и Марковские разливы и дважды совершили "дальние " походы на Петропавловское озеро километров за 60. К тому времени у него уже было несколько моторчиков: "Стрела", "Ветерок-8"1966г, "Москва"1962 года и угловатая "Москва-М".Скорость у наших деревянных лодок с "Москвой," вряд ли превышала 15км/час. По течению, до турбазы ХабИИЖТа на Петропавловском озере мы петляли по Хохлацкой и Чепчикам  больше 3 часов. В запасе у нас был и "Ветерок". В 1968 году мы так добрались до турбазы, сняли "Москву" в антипожарный контейнер на базе. Утром собрались на "Ветерке" в сторону Чичаговки. Что -то закусывало пластиковую шестерню штатного стартера и батя, сняв капот, завел мотор "аварийной" веревочкой. Капот остался не надетым. Озеро было как зеркало. Налегке наша деревяшка шустро выскочила на плес, где проходил фарватер реки Сита при малом уровне. Вдруг вода вокруг вскипела, из воды во всех направлениях начали вылетать серебристые рыбины с темными спинками. Толстолобы! Мелкие, средние и просто огромные! Сначала получил по затылку я и рыбинка в пол-метра забилась в лодке. Почти моментально, крупный, чуть не в метр, толпыга боднул отца в грудь, так, что он отклонился назад. И я увидел, как полетело из-за спины отца что-то страшноватое! Розово- серые лохмотья! Я рванул отца на себя за правый рукав телогрейки. Он же в это время крутанул газ на румпеле, мотор встал. Батя выглядел растерянным, я заглянул ему на спину, и облеченно выдохнул: Через обрывки красного речфлотовского спасательного жилета и серой, крытой брезентом телогрейки спина выглядела целой, хотя медленно вспухала багровой полосой. Ура -а-а! А что с агрессорами? -В лодке бешено прыгали три рыбины! Я бросился на самую крупную , но она в тот же миг ударила массивной головой меня в нос, И я на мгновенье , как ослеп в слезах, а она тут же выпрыгнула через невысокий борт, мягко шлепнув на прощанье по лбу. Одну батя успел пнуть под моё сиденье, а когда и куда делась первая ни он, ни я не заметили. Отец снял спасжилет. Он точно спас! Жалко выглядела и телогрейка, рубашке тоже досталось, но главное, обошлось без крови, хотя ссадина была пугающая. Меня. Бате же не видно! Отец переоделся в теплый свитер, надел остатки телогрейки и другой спасжилет. Морщась от боли завёл "Ветерок," долго не мог надеть капот, но застегнул и кивнул мне на своё место: "Поехали!" Я порулил обратно на базу. В то время там проходили геодезическую практику студенты после первого курса строительных специальностей и был круглосуточно медработник. Все окончилось не очень плохо, но заполнилось на всю жизнь. Отец потом сделал сдвоенный вертлюжок на задней стенке ветерковского капота и тот просто откидывался назад и легко захлопывался после запуска.
   Так получилось , что первую его дюралевую лодку помог "достать" ему я. В 1969 году по 3-4 раза в неделю бывал на стадионе Ленина и, возвращаясь, нередко заглядывал в магазин"Спорттовары". Однажды я увидел объявление: "В продаже есть лодки "МКМ," цена 370рублей". Продавщицам я, долговязый пацан, наверное уже примелькался, то лески, то крючки, то кеды. Я, с надеждой и мольбой, спросил: "Что,если я сбегаю за отцом , может ли хватить на после обеда?"
   Повезло, наш Хабаровский судостроительный завод освоил производство этого "сверхдефицита" народного потребления и в магазине оказалась неожиданная партия местных лодок! Я позвонил отцу, а сам пошёл на вторую смену в школу. Вечером по виду папы, понял, что он успел! " Почти, аншлаг уже убрали! Но спросил продавщицу, что вроде сыну сказали: "Хватит"-Та улыбнулась: " Мальчишке высоконькому я оставила!" Так в нашей семье оказалась новенькая лодка "МКМ" с заводским номером№ 70! Она почти не отличалась от лодок привезенных из западных районов. Так , по мелочи. Отличалась крышка подмоторного отсека, переборка которого была не герметичной. Стекло и кронштейны походили на такие же от "Казанки", хотя кокпит "МКМ"был немного шире. Сиденья с неразрезными, откидными спинками теснились впереди и посредине. Батя сразу наметил, что сделает спинки переднего сиденья разрезными, используя комплект кронштейнов второго сиденья. Позже так и сделал. Траву и сено мы возили подстилая брезент, концы которого поднимались до стрингера для сидений.
Первый выход отец сделал со своим братом, моим любимым дядькой Алексеем. Завели " Москву-М". Отгребли от берега на непривычно громыхнувших веслах. Походили вверх- вниз. Вроде неплохо, для "Москвы", конечно! Нет, выхода на глиссирование, конечно же не было. Так, скорость максимум 17-18 км/час, чуть быстрее "Москвича", чуть медленнее"ОМ". Попробовал батя в одиночку. Вот тут уже было чистое глиссирование. Наверное больше, чем 25-26км/час. Прокатил и нас с мамой. Мама обновку одобрила сразу :"Легкая, но на
плаву остойчивая!" Проверила: "А как на веслах? Эх, не разгонишь, выбега нет , как у старой "деревяшки."Да, весла высоко стоят, надо для гребли банку поднять! " Мама моя тоже "лодочница" в третьем колене. В лодках знает толк!
Забегая вперед, скажу, что в итоге отцу удавалось в одиночку достигать ожидаемой по паспорту скорости в 30 км/час. Вдвоем с отцом нам тоже, с минимумом снаряжения, удавалось выйти на глиссирование со старенькой "Москвой М". Особенно до восхода солнца и после заката, когда над водой ползет холодный туманчик. Для измерения скорости тогда у нас ещё не было чувствительных манометров-спидометров, но расстояние по береговым ориентирам было известно. Мы четко знали за сколько минут дошли до моста или вернулись на лодочную. "Ветерок 8" был уже подношен, но хорошо заводился и отец брал его с собой как запасной.
   Потом у нас был некоторое время "Ветерок-12 Э". Тот уже лучше позволял глиссировать вдвоём, особенно, когда поставили на него трехлопастной винт от "Москвы", переделав ступицу по чертежам из "Катеров и Яхт." Мне удалось помочь отцу, подобрав для него тиристоры парами с близкими значениями тока открытия и моторчик "запел"!
   Лодка "МКМ" представляла собой дюралевый вариант популярного проекта фанерной лодки МК-29. (В Хабаровске фанерная версия продавалась под названием "Зяблик" и была по ощущениям тяжелее "МКМ") Этот проект отличался врожденным отгибом днища от последнего шпангоута к транцу на 20 мм от ОЛ. Это облегчало выход на глиссирование с "Москвой", но увеличивало смоченную поверхность скулы с "Вихрем".
 "Вихрь-М" №М3Е 6223 отец купил в навигацию 1973.Тогда он стоил 400 рублей и проглотил почти все отцовские отпускные. Зато скорость! Стали доступны походы за грибами километров за 80 и возвращение с нежной добычей к вечеру. Почувствовав "вертлявость" подвески "Вихря," тогда же отец купил и установил дистанционное управление газом-реверсом и рулем.
  Завал бортов в корме делал повороты за румпель резкими, с внешним креном, сиденье сзади в свежую погоду забрызгивалось! С дистанционкой, типа прогрессовской В-25 управлялся предсказуемо, но скорость падала километра на 3! Зато стекло прикрывало от секущих брызг на заднем сиденье. Отец всегда, если позволяло время, брал с собой меня и моих приятелей по двору и классу.
   За всё время только один раз именно особенности лодки МКМ поставили нас в опасное положение. Возвращаемся вдвоём осенью. Отец за рулем. Низовка, ветер метров 12-14, волна около метра по судовому ходу! Чтобы глиссировать, жмемся к мели, где волна короче и ниже, но надо пересечь фарватер Тельмановской паромной переправы, а там низовка против течения поставила " стоячую волну" около 2 м! Ну и ткнулись в первую или вторую ! Газу! Нос задираем, а тут мотор заливает, накрыло сзади! Только пускалка из воды торчит! Сразу этот вал воды плюхается через транец. И остаётся в кормовом отсеке.. Переборке не герметичная. Зажурчало аж под пайолами. Но не из нас. Вода просто.. Похватали весла и выгребли. ... Хоть и не сразу, но за час километр преодолели. Гребли каждый веслом своего борта. Ширина лодки позволяла. Да и ветер подталкивал. Решили мотор оставить у паромщика на левом берегу, лодку там же примкнуть к дебаркадеру и на пароме вернуться в город. Словом приключения в тот день не закончились, но относятся уже к катеру "Амур" и предмет другого рассказа. Батя " МКМ"-ку любил, внимательно читал о всех возможных усовершенствованиях для неё и мотора в "Катерах и Яхтах". Например, спилил по пологой линии к транцу киль , чтобы не завоздушивал винт в крутых поворотах. Он сделал со знакомыми надежную тележку-трейлер и переносную лебедку, на раскладывающейся буквой "А" рамке, на которую можно было встать и создать, необходимый по ситуации, противовес. Продал он "МКМ" одному из своих коллег-бывших учеников, когда у него потихоньку отошли старые напарники, а у меня уже была лодка "Воронеж" и 2-3 раза в сезон он выезжал с мамой на Пензу. Для дачных поездок отца я приклепал новый транец, к лишившейся водомета, а потом и хозяина, соседкиной "первой казанке" и отец несколько раз выезжал на "коротышке" из Владимировки, где оставлял её в огороде у знакомых и она там же была похищена .
   Всех, кому понравилась моя повесть, прошу помянуть добрым словом моего отца!


Рецензии
Очень трогательные, душевные воспоминания детства! Видно, что вы очень любили своего отца.

Александр Журбицкий   25.11.2020 09:43     Заявить о нарушении