Букеты из чужих садов. Н. И. Пирогов

Из дневника старого врача

«Одно только неоспоримо для каждого беспристрастного и не близорукого наблюдателя – это целесообразность, причинность, план и мысль во всяком проявлении мировой жизни».   
_________
Из моего мировоззрения, откровенно изложенного в этом дневнике, я заключаю, что существование Верховного Разума, я считаю необходимым и неминуемым требованием моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существования Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума.
_________

«Я представляю себе, – нет, это не представление, а греза, – и вот мне грезится беспредельный, беспрерывно зыблющийся и текущий океан жизни, бесформенный, вмещающий в себе всю вселенную, проникающий все ее атомы, беспрерывно группирующий их, снова разлагающий их сочетания и агрегаты и приспособляющий их к различным целям бытия».
_________
«В веществе, подвергнутом умственному анализу, я ничего не вижу, кроме проявления силы, и все свойства вещества в моих глазах – проявления силы, а не что-либо присущее самому веществу; так, вещество сделалось бы таким же проницаемым, если бы частицы его не удерживались притягательною, атомистическою силою; без этой силы не было бы ни малейших вещественных частиц, и материя исчезла бы из нашего чувственного мира.
Но сила, обнаруживавшаяся моим чувством в свойствах и движениях материи, могла бы существовать и не скопленная в виде атомистических частиц!»
_______
«…И вот мы находим себя запертыми в волшебный круг; с одной стороны, мы фактически не знаем другого ума, кроме своего органического, с другой стороны, этот же самый ум указывает нам на произведения творчества Природы, несомненно свидетельствующие о существовании другого ума, с атрибутами, несравненно превышающими творчество человеческого ума».
______________________
«Можем ли мы утверждать, что ум, это функция мозга? Разве пчела и муравей, не имеющие мозга, не представляют нам примеров удивительной сообразительности,  целеустремленности, и даже творчества?»


Рецензии
Можно сказать короче: БОГ ВЕЗДЕ И ВО ВСЁМ, только в разных концентрациях..

Леонид Югаев   19.01.2021 13:41     Заявить о нарушении