Из переписки об о. Павле Троицком

Из переписки об о. Павле Троицком
Федоров Мистик
Очевидно вся почта в Свято Тихоновском университете, у о. Владимира. Много писем  и подробных было лично  к епископу Пантелеимону Шатову, к игумени Иулиании Зачатьевского монастыря,  тоже очень подробных и "прозорливых", предполагаю  и к чадам о. Всеволода о. Александру Салтыкову, кому-нибудь ещё (в храме о. Валентина Асмуса продавался двухтомник посвященный о. Всеволод, изданный сыном о. Всеволода дирижёром Иваном Шпиллером там вся их переписка. О Павел сообщает, что сжёг письма к нему о. Всеволода, а с его письмами пусть поступает как хочет. Всё пути ведут в Тихоновский университет.

Виктор Судариков

Федоров Мистик Сергей да, спасибо! Вопрос - почему не опубликован ни один автограф письма? При том, что вопрос важный - на какое щацию подавали и ее не приняла церковная комиссия.

С. Ф.
 Это к о Владимиру. Он. с епископом Пантелеимоном подавали на канонзацию. Но о Павел критически отзывается о митрополитах, в том числе и о председателе комиссии по канонизации мтр. Ювеналии, а по доносу мтр. Мануила он был арестован и семнадцать лет провел в лагерях.
А если запросить дело. Павла в Архиве КГБ? Только должны быть основания. О. Владимиру выдавали дело на руки.

С. Ф.

Архив КГБ в Красногорске. А мы получали дело Иосифа Генина о котором я писал на Лубянке. Тоже доставляла из Красногорск по запросу Инны Иосифвны Гениной, дочери.

 В. С. о доносу митр.Мануила (Лемешевского) был арестован свщмч.Сергий Мечев. Он из не поминающих митр.Сергия. И канонизирован. Могу предположить, что дело именно во "второй части" жития. Ксения Лученко Павел Лукин - так ведь?

С. Ф.
Я этой книги не знаю. Лет пятнадцать назад выходила книга  о. Павле изданная группой священников. А с Мануилом происходит конфуз, святой доносчик.

(Наверное недоразумение. Вы писали о святом Сергии Мечеве, а не мтр. Мануиле.)

 Идите в Архив КГБ на Лубянке, приёмная на Кузнецком мосту. Они представят отдельную комнату для ознакомления с документами. О. Владимир печатно благодарил сотрудников КГБ за сотрудничество.

 
С. Ф. Отец Павел писал о патрирхе Пимене - "Плохого он не сделает, а доброго ему сделать не дадут, а он настаивать не будет."
И, что патриарх в клетке, под конвоем монахов, и не может никого принять. Сам о. Павел писал, что не жалел, и не жалеет о своём выходе из юрисдикции епископов. И что позиция мтр. Ювеналия к властям - Чего изволите? А самому о. Павлу была открыта воля Божия, а не "чего изволите?" Вот поэтому митрополиты и "заворачивают" его канонизацию. Синод Русской православной Церкви в угоду императрице осудил святителя Арсения с именем Андрей Враль. А прошло время, и Собор РПЦ причислил его к лику святых.
Моё субъективное впечатление, боязнь епископов канонизировать преподобного связана не с тюремными документами о его " смерти", о. Павел вышел на свободу с такой справкой на руках, а его выхода из под власти коммунистических епископов. Слишком много "смутного" поднимется  с процессом канонизации. Тот же донос мтр. Мануила. Неудобно старым митрополитам, много вопросов к ним, лучше пока "завернуть"

В. С. - Сергей я уже писал выше, что по доносу митр. Мануила был арестован не только он, и не поминающих было много. И они канонизироааны.
Например, архиеп.Серафим (Самойлович) твёрдо обличал митр.Сергия (Страгородского), говорил о вредности и неканоничности его действий.
Но свщмч.Серафим был канонизирован.

Виктор Судариков
А вот такой вопрос - о.Павел вышел на свободу под вымышленным именем? Под своим никак не мог - он значился умершим. Известно ли, под каким именем он жил? Есть ли свидетельство о его смерти в 1991м году?

С.Ф. Я не в курсе. В первой книге о нем пишут, что о. Павел хотел умереть в безвестности, как в безвестности умерли миллионы заключенных.

В. С. Надеюсь,мы доживём до анализа его писем - не только почерка, но и анализа лексического и семантического, способного рассказать о пишущем. Ведь о.Павел родился в конце XIX века, долго жил в монастыре - и это не могло не наложить определенного отпечатка. Духовники иногда вспоминают события из своей жизни - и это устанавливало бы связи писем и о.Павла с его современниками.

С. Ф. о. Павел был регентом хора Данилова монастыря в Москве. Однажды прихожанка передала для него маринованные грибы. О. Павел сказал, чтобы их выбросили в нужник. Оказалось, что женщина колдовала на них.

С.. Ф.  У меня одна из моих старушек Ксения Александровна Калошина ребёнком пела в детском монатырском хоре. Когда о. Павел запретил мне посещать старушек, (я написал ему о сатанинских силах в квартире Арбатской старушки), то исключение он сделал для Ксении Александроны, хотя я не писал о ней о. Павлу. А оказалось, что в доме Арбатской старушки проходили собрания оккультистов  с поклонением скульптуре Мефистофеля.
***

О "пионерстве" о. Афанасия Селичева.

По поводу пионерского галстука. Это очень перекликается с  семейной историей дочери о. Владимира Воробьева Катей. О. Владимир не позволил носить Кате звёздочку октябренка с изображением Ленина. Катя была одна такой во всем классе. (Формально он носила вместо звёздочки красные нашивки "медсестры") Пришло время поступать в пионеры. О. Владимир не разрешил одевать пионерский галстук. Ему пригрозили, что Катю исключат из музыкальной школы и поломают ей жизнь. О. Владимир обратился с письмом к о. Павлу Троицкому. О. Павел благословил  формально носить пионерский галстук. Катя закончила музыкальную школу.
Я вспоминаю, как в девятом классе ребята комсомольцы расколошматили кирпичами списанный бюст Ленина. Это был 1971 год. После того как мы сдали комсомольские  зачеты на столетие Ленина.

***

 Сестра о. Павла работала в какой-то местной администрации, от неё он и получил свидетельство о своей смерти.

***

 С. Ф. Я не в курсе этих подробностей. Братом о. Павла был епископ Вениамин расстреляный. советской властью

***

С. Ф. У меня лет тридцать пролежали, мгф. кассеты присланные о. Павлом, записи служб о. Всеволода Шпиллера. Я ничего не знал об о.. Павле. Когда связные передали благословение о. Павла передать кассеты, запись делал тогда дьякон о. Николай Кречетов, и их ещё не успели послать в Кувшиново, то Агриппина Николаевна не сразу поняла о каком Сереже и идёт речь. Я только-только начал посещать её, и был на квартире о. Всеволода раза три.
"Сереже, который Вам помогает" - ответила связная Галина. Я об этом пишу в" Арбатской старушке"

***
Фрагмент  "Арбатская старушка"

В 2003 году в издательстве Православного Свято-Тихоновского БогословскогоИнститута вышла книга посвященная о.Павлу Троицкому. Среди воспоминаний и свидетельств священников, духовных чад о.Павла, большой раздел занимают воспоминания и материалы предоставленные игуменией Иулианией (Кледой). В восьмидесятые годы молодая девушка Мария Каледа, (дочь о.Глеба Каледы) решила посвятить себя монашеской жизни. В эти годы она получила от о.Павла несколько больших и ласковых писем, касающихся ее несостоявшегося замужества и выбора монашеского пути. Одно из писем особенно остановило мое внимание.
Мария Каледа помогала одной старушке, которая постоянно стремилась покончить жизнь самоубийством. Она была прикована болезнью к постели, и, как ей казалось, отравляла жизнь сыну и невесткам (сначала одной, потом другой). Просила Марию помочь ей уйти из жизни. И однажды даже осуществила свое намерение. Однако ее вернули к жизни.  Мария описывает как  ей было тяжело физически помогать этой старушке. На нее наваливалась какая-то тяжесть, она не могла молиться, ее все раздражало, она  была неспособна что-либо делать. В январе 1986 года  Мария получила письмо от о.Павла, в нем были такие строки: «Радость моя, ты очень осторожно помогай страждущим, я тебе говорю из опыта. Один человек ходил к старушке, как будто бы верующей (она лежачая больная), приходил домой сам не свой: не хочет идти к духовнику, хочет бросить работу, грубит своей больной матери, а оказалось – она делала попытки самоубийства, и эти мысли ее не оставляли. Там темная сила, а мы слабые духовно. Уж куда нам помогать страждущим... Божие благословение да будет с тобой.
Спасибо тебе за заботу обо мне.
Храни тебя Господь.
Иеромонах Павел 30.12 1985г.»

О.Павел видел мысли Ольги Александровны Булгаковой. Она говорила мне, что разные мысли одолевают ее, но не раскрывала какие именно

***
С. Ф. Тогда просите ректора Свято Тихоновском университета  много  лет ведшего переписку с о. Павлом, запрашивающего у него благословения на браки и прч. На странице епископа Пантелеимона Шатова опубликованны письма о. Павла. В первой книге об о. Павле были письма к Иулиании. Мои старушки Киселевы получали от него письма, и в них был строки для меня. Найдите двухтомник Ивана Шпиллера об отце, там приводится около тридцати писем о. Павла. Экспертиза показала, что письма написанные до ареста, и письма из затвора написанные одним человеком.
Сам Христос не оставил ни одного написанного Им слова, но мы верим Еаангелистам.
О. Всеволод был духовным чадом святителя Серафима Соболева, сам был старцем. Вернулся в Россию в 1950 году, больше двадцати лет лет вёл переписку с о. Павлом, она опубликованна. У Вас нет опыта выхода в метафизику, у о. Владимира он есть. Атеисты тоже доказывали, что Христа не существовало, но это говорит об их узости и ограниченность. Письма, материалы есть, Вы просто не хотите на них выйти и возводите свое незнание в абсолют. Когда Вам кажется, что Вы все знаете,  "а ты ниш и наг"
***

 о. Аркадий Шатов и получал много писем  от о. Павла, с подробностями, которых не мог знать простой человек. О Владимир говорил о письме о. Павла, он писал - Ты скажи  N чтобы она так и так не  согрешала. Священник не знает как грешит исповедывающаяся ему женщина, от о. Павла приходит предупреждение ей.

Мтр. Антонию Блюму явился Христос, и это певернуло всю его жизнь. До этого он собирался кончать жизнь самоубийством. Но вы же не будете требовать от него принести справку от Христа, что Он явился Антонию Блюму. Да и справке не поверите. Подобное познаётся подобным.

***
 Агриппина Николаевна не один раз ездила в о. Павлу в Кувшиново. Это есть в первой книге о нем.

Я думаю, что все письма о. Павла. к старушкам у о. Владимира Воробьева. Вопрос у кого письма к о. Всеволоду , вошедшие в книгу об о. Всеволоде. Кассеты, которые передали мне от о. Павла я через 25 лет отдал о. Владимиру. О. Владимир неоднократно встречался с о. Павлом в метафизике (почему я несколько раз был свидетелем их встреч, не понятно ни мне, ни о. Владимиру.) Думаю, что о. Владимир прекрасно знает, где мощи преподобного Павла Троицкого. Иначе благочестивый народ разорвал бы их на сотни мощевиков. Вспомните, как спасали голову преподобного Сергия. А отец Павел уровень преподобного. Я много раз видел его безвидное присутствие на службах о. Владимира, пока не прогневал его, написав о нем о. Иоанну Крестьянкину, думая, что старцы знают друг друга. О. Павел узнал об этом, хотя я не сообщал ни ему, ни о. Владимиру.
Слушайте Виктор, а может быть Вы воспроизведете нашу переписку об о. Павле? У меня не хватает терпения и усердия, а вдруг в этой переписке вспомнились забытые детали. С той же Тоней Комаревской, нарушевшей запрет  о. Павла, и приведшей к нему мтр. Мануила. После чего, по его доносу о. Павла арестовали на 17 лет.
***

  Я не в курсе. Скорее всего круг общения о. Павла был ограничен. Я писал о сотнях мощевиков имея ввиду непомерное почитание православных и кликушествующих. Как иоанитки кусали до крови Иоанна Кронштадского принимая его за Мессию, и таким образом "причащались" его плоти и крови. Я работал церковными сторожем, и насмотрелся на подобные выкрутасы ретивых верующих людей.

***
 У меня одна из моих старушек Ксения Александровна Калошина ребёнком пела в детском монатырском хоре. Когда о. Павел запретил мне посещать старушек, (я написал ему о сатанинских силах в квартире Арбатской старушки), то исключение он сделал для Ксении Александроны, хотя я не писал о ней о. Павлу. А оказалось, что в доме Арбатской старушки проходили собрания оккультистов  с поклонением скульптуре Мефистофеля. *
***

Не может язык "обьяснить" пальцам, что камешек, который они сжимают  имеет сладкий вкус, это сахар. Пальцы верят только себе, для них это - камешек. Подобное познаётся подобным.. Опыт духовных людей недоступен плотским.

***
Они,  старцы, встречались друг с другом в метафизике, трое. А первым сообщившем о. Иоанну об о. Павле был я. За что потом очень пострадал. .

Федоров Мистик а разве обращаясь к о. Иоанну вы знали о запрете? Из ваших записок это никак не следует.

 Я тогда не осозновал серьезности запрета и последствий. О чем и говорил о. Владимир, сказавший, что он даже не знает, какие последствия могут быть для меня, что я таких людей не слушаюсь. Последствия наступили, сокрушительные. Я стал просить помощи и защиты у о. Ионна.

***

Павел Лукин

Ни в какой "проект КГБ" я не верю по многим причинам, но в письмах есть момент, который прямо это опровергает. Когда о. Д. Смирнова вызывают в КГБ, чтобы мягко предложить ему сотрудничество, "Троицкий" жёстко запрещает ему всякие контакты с органами, заявляя "Это - дьявол".

Алексей Мастерков И поэтому Агриппина запретила им всякие контакты с КГБ? Да ещё и сама себя обозвала дьяволом? Так не бывает, не усложняйте. В письмах прослеживается вполне чёткая линия - уберечь милых её сердцу священников от всего сколько-то стрёмного (от диссидентов до КГБ). Это психологически как раз в её случае очень понятно и объяснимо. Зачем это КГБ, мягко говоря, неясно :).

С. Ф. Я посещал Агриппину Николаевну. Зачем ей нужно было бы писать мне письма? Она много рассказывала об
отце Павле при встречах.

Из письма о. Павла о. Всеволоду

25 декабря 1982 г.

После кончины матушки Людмилы, жены о. Всеволода.

'' ... не хотел писать, нечего было писать, нужно было, и есть нужда крепко молиться о новопреставленной. Я все время с Вами, и был, и есть. ...''
'' Пока я помощью Божией служу часто, и с Вами, и без Вас. ...''

'' ... Агриппинушка с Вами до смерти. Она бывает по человечески странная. Может быть эта странность Вас сердит. Очень прошу, не сердитесь, она Вам преданная всем своим чистым сердцем и душой. Я часто слышу, как она  говорит с Вами, милая Агриппинушка

***
С. Ф.
Зачем КГБ нужно было в течении семи лет писать никому не известному дворнику Союза писателей СССР?
Хотя начальник первого отдела Литвиненко постоянно хотел меня завербовать.

***

 Алексей Мастерков И поэтому Агриппина запретила им всякие контакты с КГБ? Да ещё и сама себя обозвала дьяволом? Так не бывает, не усложняйте. В письмах прослеживается вполне чёткая линия - уберечь милых её сердцу священников от всего сколько-то стрёмного (от диссидентов до КГБ). Это психологически как раз в её случае очень понятно и объяснимо. Зачем это КГБ, мягко говоря, неясно :).
****

 С. Ф. А зачем было писать в течении семи лет дворнику Союза писателей, каким я являлся?
 
  Федоров Мистик Сергей да, здесь немало загадок. Так вроде вам и не писали, а иногда упоминали в письмах другим людям?

  Но я то написал ему несколько писем, и получил ответы. Письма передавал сестрам Киселевым, а они Агриппине Николаевне.
***

Почерк этого, "кого-то" и почерк о. Павла после заключения, совпадают.

Совпадает почерк до лагеря и после.

Федоров Мистик Сергей то есть писали вам, и вы ни одной реликвии не сохранили. А зачем Агриппина Николаевне было отдавать письма, если они адресованы вам?

С. Ф.
Виктор Судариков полученные от о. Павла письма Агриппина Николаевна передавала сестрам Киселевым  а в них было несколько строк обо мне, и о   чем я не писал, и старушкам не говорил. Иногда тайно тщеславился видениями. О. Павел написал "поменьше думать о чем ненужном"

 

 Федоров Мистик Сергей а зачем они были сестрам Киселевым, если были адресованы вам?

С. Ф.
Виктор Судариков Мы были друзьями со старушками.

 У меня лет двадцать пять были мгф. кассеты, переданные о. Павлом. Служение о. Всеволодом  Литургии и канона Андрея Критского, пасхальное яйцо, салфетка с подписью  "Христос воскресе, Сережа""

Письма были не мне, а Киселевым. Я только копировал ответы мне. Скорее всего письма в Тихоновском университете. Он выпускал книгу об о. Павле.

*) Оптинский старец Варсонофий, отвечая на вопрос, кто такие духовные люди, писал своему чаду, находившемуся в Петербурге: « Ты находишься за тысячу верст от Оптиной и думаешь, что ты далеко от меня, и я тебя не вижу. А я вижу, о чем ты думаешь» (неточная цитата)

***

Фрагменты писем старца иеромонаха Павла Троицкого

Из письма. 14 октября 1971г. О Всеволоду Шпиллеру.

''...Ваш взгляд на патриархию вполне разделяю. Патриарх в золотой клетке. Он все понял, но, увы, уже поздно. Хорошо, что Вы не были 14/Х в Загорске. Там вместо Патриарха был Куроедов и ещё три представителя. Для них был отдельный стол. Никодим с Филаретом [(Денисенко, будущим раскольником)] вели разговоры самые неподходящие. Многих сделали архиепископами, например Питирима. У многих истинно верующих было мрачно на душе. Сочувстсвую им вполне. Пока в церкви молиться можно со всеми вместе, а там - видно будет.''

14 октября 1971 года о. Павел пребывал в городке Кувшиново 450 км. от Москвы,  духом пребывая в Лавре, о чем и пишет о.Всеволоду.

Июль 1972г.

'' ... Наша патриахия - концелярия Куроедова, не больше. Куроедов расправляется с духовенством как ему угодно.  Патриарх все подписывает, никокого сопротивления. ...''
Декабрь 1972
'' В. и О. ... Они очень хорошие, но уж слишком агрессивно настроены против Патриарха всея Руси. ...''

19/2-1973г.

'' ...Я не совсем понимаю общения Трубецкой с Сахаровым и его семьёй. Все они правы: и Сахаров, и Солженицын, и правильно открытое письмо Лиды. Но вполне согласен с Вами, что за их спинами стоят страшные, тёмные силы. От них бежать надо, а не сближаться с ними, и упаси Бог ходить к ним в семьи. А Вас ''любят'' стараются проникнуть к Вам в дом, завязать знакомство и т.д. Дорогой о.Всеволод! Бойтесь таких знакомств, хотя они и интересны. Хорошо Вы делаете, что уклонились от обеда в Загорске, от службы на Ордынке. Возможно, это создало бы лояльность с патриархией, а потом попросили бы слетать в Америку, где Вам были бы несказанно рады и Вы должны были бы поддерживать брехню ( простите за грубость) митрополитов и т. д. А Вы на это ужасное дело не пойдете.

ЖМП читать совсем невозможно...."

1 марта 1973г.

''...А Патриарх бессилен. ...
..... Его жизнь - лишение свободы.  Он никого не может принять: конвой из монахов. ...''

1973г.

'' ... У   о. Александра Меня  не все благополучно. Общаетесь ли Вы с ним? Какой винегрет у этих молодых учёных людей. В самом простом разобраться не могут, и в то же время стараются обращать людей в Церковь''

19 сентября 1973 г.

'' Дорогой о.Всеволод! Благодарю за Ваше тёплое письмо. Все Ваши воскресные проповеди я слушаю с большим вниманием и даже по нескольку раз. Меня особенно удовлетворила Ваша проповедь о горчичном зерне. Проповедь о свиньях, бросившихся в море, рисует такую живую картину и так хватает за сердце, прямо до слез, и невольно думается : а наш ''Синод'' не так ли поступает, как владетели этими свиньями, просившие Христа уйти от них. Страшно! И как Вы сильно это нарисовали! Страшно, что такой ''Синод''. Но ведь мы это заслужили. Ведь все совершается по воле Божией. .... ''

1 марта 1974 г.

'''...Много правды пишет Солженицын, этого отрицать нельзя. Но и неправды у него немало. Самое же главное - это то, что в некоторых  его произведениях нет любви. ...''

11 апреля 1974 г.

''... У Крутицкого [(митрополита)] ''свое'', а вернее то, что ему приказали. Да ведь ему все равно, лишь бы угодить. ...''

Нельзя спорить, у Солженицына много горькой правды, но все преподносится с большой раздражительностью и со злобой. Самое же главное: христианин  - не политик.

16 июля 1974 г.

'' ... Зачем же Вам послан великий труд, послано мученье? Я много думал, молился, как умею. И все то же в ответ святое ''да'', от которого свет, радость, мир и тепло. Я лично очень хочу дать Вам отдых от мученья с Агриппиной... Но - твердое ''да''. Такова воля Божия. ...''

10 ноября 1974 г.

'' ... Слышал отрывки из ''Архипелага ГУЛАГа'' . Да, все так и было, как у Солженицына описано, в моём лагере. Возможно, что в других лагерях было и хуже. ...''

1975 г.

'' ... О. Дмитрий [( Дудко)]  совсем сошёл с ума. Много глупостей он творит, и никто не может ему помочь. Сам себе голова, он уверен в своей правоте. Жаль его. ...''

26 февраля 1976 г.

'' ... Жаль о.Дмитрия, он сам себе яму роет. ...''

Начало лета 1976 г.

'' ... Мне бывает всегда очень грустно, когда милое чадо обращает внимание на сардинку, с ь'еденную в неположенное время. Меня всегда это очень сердило. ...''

''...Служу редко, больше бываю у Вас. Ваши певчие то хорошо поют, то врут, а все же стараются. ...''
[ о. Павел был регентом Даниловского  монастыря. За 450 километров ,,слышал'' как поют в Николо-Кузнецком храме, фальшивят или нет.]

25 октября 1976 г.

'' ... Слышал, что патриархия Вас не отметила. Причина такого отношения к Вам - Ваши правдивые слова, которых никто не скажет. Патриарх плохого не сделает, а хорошего сделать ему не разрешат, он же требовать не будет. ...''

28 марта 1977 г.

'' ... В Святую ночь мысленно буду с Вами. Служу нечасто. Больше бываю у Вас в храме, где Вы служите. ...''

'' ... Прослушал Вашу беседу о Григории Паламе, о Кресте. Прекрасно. Не думайте, что я Вам льщу. Я пишу как воспринимаю и вместе с Вами переживаю. Вижу Вашу огромную аудиторию, радуюсь, радуюсь. ...''

16 мая 1977 г.

'' ... Вы меня браните, считаете, что я не все хорошо понимаю. Оно так и есть. ...''
[ Конечно, о. Всеволод не посмел бы написать своему духовнику ничего подобного ''бранного'' О. Павел видел мысли людей за сотни киллометров.]

'' ... Дорогой о.Всеволод! Вы верите, что есть воля Божия? Вот эта воля Божия ( говорю дерзко) навязала Вам эту ненужную избушку, которая Вас так тяготит. Делайте всё, что Вам угодно с избушкой, продайте ее. Не сердитесь на меня за мою горячность. ... ''

8 декабря 1977 г.

'' ... Очень хорошо, что у Вас  нет о.Василия Бланковского. Он много мутит. Я очень удивляюсь, зачем воздвигать Крест по 100 раз на каждую сторону, петь '' Господи, помилуй''.  Слышал с одним священником стало плохо. Зачем? Все равно никто не понимает. Может быть, я грешу? О Церкви можно много говорить, а нужно  ли? ...''

'' ... Что же касается меня, то мне остаётся только: очень редкие службы, четки, Ваши проповеди, и всё. Живём очень тихо, мирно, далеко в лесу, и всегда с нами Божественная красота. Как много в миру всяких скорбей и всего прочего, а иногда и просто пустого. ...''

23 января 1979 г.

'' ... Слышал, что в журнале ''Вестник'' написали обо мне и об Агриппине. Журнала пока не имею. Очень недоволен. Знаю, кто мой благодетель.
Дорогой о.Всеволод! У меня на столе Ваша фотография от 10/Xll 78 года. Вы - старец! ...''

2 ноября 1979 г.

«… Вы пишите о видении. Вот это видение не имеет ни пространства, ни времени . Агриппина мне ничего не писала о Вас, ничего не говорила, а только по ночам своими воплями  не давала мне спать. [( за 450 км.)] Вы удивляетесь, что Богу нужны о человеке мелкие детали. Да, это бывает нужно. Многое человеку непонятно. Мысленно бываю вместе с Вами. Вы в этом году жили много  на даче, и я с Вами там же был. Хорошо у Вас, уютно, тепло. Ваш кабинет на даче уютный. Знаю, что 6/10 был у Вас приступ, знаю о Ваших глазах.  Я с Вами очень близок, очень Вас чувствую. Вот и алтари хороши. Если можно Вас просить, пожалуйста, служите раз в неделю, не исповедуйте т.к. это берет силы духовные. А там, как знаете.  …»
« … Передайте мой земной поклон Агриппине. Скажите ей, что я ее слышу. …»

12 апреля 1982 г.

« …  Мне передали из Вашего храма чай. Передайте чай Вашему сыну, всегда его  помню с двумя малышками Севой и Машей. ...''

[( Чай еще не успели послать со связными к о. Павлу, когда от него пришел такой ответ. Как в 1984 году ему хотели прислать записи служения о.Всеволодом  Литургии и Канона Андрея Критского, когда пришел ответ на такое намерение – передать кассеты мне, хотя никто  о. Павлу о моем существовании не сообщал, как и я ничего не знал об о.Павле, его имя хранилось в глубокой тайне.)]

« … Об Андрее Рублеве все слышал. Хорошие дела делает Саша. [Салтыков] …»

[Искусствовед, сотрудник музея Андрея Рублева  Александр Александрович Салтыков, впоследствии священник, настоятель храма Воскресения в Кадашах, проводил целый цикл лекций в здании института напротив Гидропрэкта на Соколе.  Вместе с друзьями мы посещали эти лекции, в том числе и лекцию и об Андрее Рублеве. Высочайший уровень постижения и подачи материала. ]

29 июня 1982 г.

'' ... Пусть Саша [Салтыков] не волнуется о реках. Мы очень умные, а есть ещё воля  Божия...''
В связи с попыткой повернуть северные реки. - примечание редактора книги.
[ В связи с информационной блокадой по поводу проекта, по просьбе о.Александра Салтыкова я распрастанял по редакциям журналов письмо Василия Белова, говоря , что по рассчётам американцев в результате осуществления этого проекта может чуть-чуть тизмениться наклон Земной оси. На меня смотрели выпучив глаза, полагая, что я человек из Китежа. Удалось через друзей письмо Василия Белова опубликовать во Франции в ''Русской мысли'' Блокада была прорвана.]
'' ... Дорогой о.Всеволод! Вас любит народ, а Вы не верите. Какую Вам митру готовят к Вашему юбилею... Праздник бывает, когда Вы появляетесь. Я сам вижу и чувствую. ...''
[ Сомнительно, чтобы кто-то описывал о.Павлу митру, которую хотели преподнести о.Всеволоду на его юбилей, 80 лет.]

12 сентября 1982 г.

''... Всегда помню малышей Севушку и Машеньку, и Вашего Иоанна никогда не забываю, молю Бога, чтобы был с подчиненными не так строг. ....''

'' Знаю, что Вы слабый и желудок у Вас больной, как и у меня. Всю Вашу братию поздравляю с праздником. Всех помню, часто бываю у Вас в храме, хорошо поют, много народа, много причастников, больше молодёжи. Хорошо, тепло в Вашем храме. Когда Вы бываете в храме,
какая бывает радость! ...''

25 декабря 1982 г.

После кончины матушки Людмилы, жены о. Всеволода.

'' ... не хотел писать, нечего было писать, нужно было, и есть нужда крепко молиться о новопреставленной. Я все время с Вами, и был, и есть. ...''
'' Пока я помощью Божией служу часто, и с Вами, и без Вас. ...''

'' ... Агриппинушка с Вами до смерти. Она бывает по человечески странная. Может быть эта странность Вас сердит. Очень прошу, не сердитесь, она Вам преданная всем своим чистым сердцем и душой. Я часто слышу, как она  говорит с Вами, милая Агриппинушка! ...''

22 января 1983 г.

  '' Дорогой о.Всеволод! Вчера служил литургию, сорок дней было Людмиле Сергеевне.
Вспоминал Вас, мы вместе служили. Хорошо, что чаще будем служить вместе, Вам легче будет и сон наладится.  Чувстсвую, около храма Вашего бесы разбушевались, всё пройдёт, тишина придёт. Терпенье и молитва... Хорошо, твёрдо было Вами сказано 19/l  после литургии... Так было нужно... Все нам на пользу духовную. ...''
'' ...  Все праздники служил с Вами ... Не подавайте сам, держитесь ... [ рапорт об уходе]  Прошу Ваших св. молитв. Всегда за всех Вас молюсь.''

12 марта 1983 г.

'' Дорогой о.Всеволод! Знаю все Ваши горести, тяжести Вашего храма. Очень жаль и о.Александра [ Куликова], и о.Николая  [Кречетова]. По человеческих храм разорен, а по Божию нет. Господь послал испытание.
(* В праздник особо чтимой в Николо-Кузнецком храме иконы Божией Матери ''Утоли моя печали'' утром литургию служил Патриарх Пимен, а вечером стало известно о его указе - переводе в другие храмы ближайших соратников о. Всеволода: о.Александра Куликова и о. Николая Кречетова. ''По человечески - храм  разорен'' -примечание редакции.)

Простите меня, а Вы положили в ящик фото Л.С. [ Людмилы Сергеевны,  жены], по ночам плачете о ней, смотрите на эти карточки. Зачем?.. За неё надо молиться, а не любоваться ею. Вы плачете о ней, а я плачу о Вас. Вам нужно бывать в храме, Вас ещё пока не выгоняют, а Вы бросили свою паству.  Ваши овцы остались без пастыря. Вам нужно бывать в храме, а то Ваш Тимаков [ священник] неумело берет власть. Пока ему ещё никто не давал ее. Все пока разваливается при помощи Тимакова. Хотя бы через воскресенье бывайте в церкви, это обязательно, не служить, а просто быть в алтаре. Я Вас прошу об этом... Не подавайте Патриарху об отставке. Нет воли Божией. ...''

30 апреля 1983 г.

'' ... Я не знаю, что Вам сказать. Чувствую, что Вы стремитесь уйти на покой. Вас обидели, отняли двух сразу ... А если нет воли Божией на уход Ваш, что будем делать?..."

''Чувствую как Ваш храм пустеет, люди бегут к о.Александру, к о. Николаю. [ По болезни о.Всеволод почти не служил.] Как жаль Тимакова, бедный бегал за митрополитом Антонием] , но увы... . Все же душа у него не покойна. Горит бедный! ...
[ о.Владимира Тимакова обвиняли в инициативе удаления из храма о.Александра и о.Николая.
Им была подана записка к Патриарху с предложением отправить
о. Всеволода на покой по старости, как не справляющегося с обязанностями настоятеля.
Прочитав записку, Патриарх ответил - Я тоже стар, и меня тоже надо отправлять на покой? ]

 [ об Иоанне, сыне о.Всеволода] '' ...Он горячий, я с ним согласен, но все же так не надо. Я тоже всегда был вспыльчив и понимаю его. ...''

4 июля 1983 г.

'' « Дорогой о.Всеволод! сердечно благодарю Вас за службу на Вознесение, за проповедь. Все я получил, все у меня есть. А вот служба на Троицу – слишком тяжело, старайтесь не служить с Тимаковым. Эта служба у меня есть. Ваш голосок слабенький. А когда вы вышли садиться в машину, сказали слово о значении цветов – это было утешительно! ... ''
'' ... Знаю, что Вы хотели мне писать. Не нужно, я Вас чувствую. Пока никаких хлопот о возвращении о.Александра и Николая - нет воли Божией. ...''

'' ... Я по милости Божией служу часто, но писать мне трудно.
 12/Vll хорошо было бы мы вместе служили с Вами! ...''

[ Из моего рассказа 2002 года ''Цветы''

На Троицу 14 июня 1983 г., когда о.Всеволод вышел с цветами на ступени храма, где его окружили люди, я подумал: «Почему священники на Троицу выходят с цветами?»Подошел под благословение. О.Всеволод, глядя мне прямо в глаза, вдруг произнес: «Почему мы приходим на праздник Троицы с цветами? Потому что через свое освящение человек освящает весь мир, каждую травинку.» [ о. Всеволод развил эту тему до короткой проповеди ] Благословив всех подошедших, о.Всеволод вместе с Агриппиной Николаевной [ с Андреем Борисовичем]  сели в машину такси, стоявшую у дверей храма.
Я  по обыкновению сделал короткую запись в дневнике о службе о.Всеволода с упоминанием  этого диалога. В то время я не имел ни малейшего представления об о. Павле Троицком. Через девятнадцать лет в 2002 году мне посчастливилось читать письма о.Павла к о.Всеволоду. В письме от 4 июля 1983 г. я прочитал такие строки:
« Дорогой о.Всеволод! сердечно благодарю Вас за службу на Вознесение, за проповедь. Все я получил, все у меня есть. А вот служба на Троицу – слишком тяжело, старайтесь не служить с Тимаковым. Эта служба у меня есть. Ваш голосок слабенький. А когда вы вышли садиться в машину, сказали слово о значении цветов – это было утешительно! ... и т. д.
(На фотографии о.Всеволода с цветами во дворе храма, по правому краю виднеется нос автора.)]

6 сентября 1983 г.

''... многим хорошо за Вашими службами, и моим, и мне тоже. ...''
'' ... Может быть ещё послужим вместе 11/ lX?..."
''... Я очень часто бываю с Вами. Слышал службу Вашего о.Евгения. [( новый дьякон, бурсак с комплексом  Наполеона, )] Простите, если к Вам его прислал протопресвитер Матфей - он намерен Ваш храм закрыть. Кому он метит? Вы меня понимаете, почему я ушёл?... И никогда не жалел и не жалею. ...''

[ Вы меня понимаете, почему я ушёл?... И никогда не жалел и не жалею. ...''

Формально  запротоколированная  ''смерть о.Павла Троицкого'' в лагере освободила его как монаха от власти епископов, полностью подчиненных атеистической, коммунистической власти. ''Канцелярия Куроедова''  Преподобный Сергий не мог бы принять как волю Божию повеления епископов, ''ищущих, как только угодить власти'' повелевающей ими. Отец Павел тот же уровень преподобного. Он не был епископом, как святитель Лука Войно-Ясенецкий, не был призван на ''общественное служение'' и мог уйти в тайный ''затвор''  для сохранения чистоты сердца, при коммунистических опричниках, ищущих как погубить побольше духовенства. Свои 15 лет лагерей по доносу епископа Мануила он отсидел. Свой крест нес. Но принимать ''брехню митрополитов'' как волю Божию, а ему была открыта  подлинная воля Божия, не мог. Потому и ушёл из под формального подчинения епископов, вынужденных в угоду власти говорить то, что они не думают, как это было и в ''православные времена'' при царе Иване Грозном, когда стараниями православных епископов в темницу на двадцать пять лет был заключен Максим Грек. А через три столетия Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых. И несомненно Собором Русской Православной Церкви иеромонах Павел Троицкий будет причислен к лику святых.

В семидесятые годы, когда в атеистической литературе рассматривался спор  Иосифлян с  нестяжателями, последователями Нила Сорского, то с иосифлянами расправлялись легко - церковники такие же феодалы. А как быть с нестяжателями, отказывающимися от собственности?  Нашли формулировку - '' Духовенство, напуганное крестьянскими выступлениями,  ради сохранения своей власти, прибегло к такой форме обмана населения, якобы отказ от собственности. Что носило только временный, тактический характер.''
Когда некоторые церковные и около церковные писатели заявляют, что подлинный о.Павел умер в лагере в 1944 году, а от его имени в дальнейшем до 1991 года действовал сотрудник КГБ, это была операция по разгрому диссидентского движения в Церкви, и приведению молодёжи к состоянию послушных овец, которыми управляют Пастыри, послушные КГБ, и все письма неведомого затворника были написаны в КГБ, это воспринимается как дикость. Очень похоже на заявление по поводу Нила Сорского и нестяжателей, что все они  жулики и эксплуататоры, только предприняли обманный маневр. А отец Павел это выдумка КГБ.
 У таких людей, если они так честно думают, синдром КГБ, они воспринимают КГБ как Бога.
О.Павел постоянно восхищался проповедями о.Всеволода, и категорически запрещал говорить о себе,о нем знал только узкий круг людей. Что же считать о.Всеволода разработкой КГБ? А молчание вокруг имени о.Павла - мощной пропагандой, одурманивающей умы молодёжи?]

25 ноября 1983 г.

'' ... Мне кажется, что Вы уйдете из Вашего храма и будете очень жалеть. Теперь у Вас о.Александр [ Салтыков]. Я слышал как он читает Апостола, хорошо, но он ещё как-то смущается и немножко путает, слишком мало служит. Все у него будет хорошо. Вас, дорогой о Всеволод, прошу никому не писать, и не обьяснять, и не просить. Пусть все делается без Вашего вмешательства. ...''

21 декабря 1983 г.

'' ... Знаю все о Вас. Зачем Вы пошли в это логово?  Было ли Вам хорошо после этого сидения за столом? Знаю все Ваши болезни, страдания, мучения. Мы все  за Вас просим, пристаем, умоляем Матерь Божию, чтобы нам быть ещё с Вами. А Вы, мы все Вас просим, выполняйте, что предписывает Ваш добрый доктор....''

'' ... Дорогой о.Всеволод! Всегда с Вами хорошо, вот и о.Александр стремится быть чтецом около Вас, и о.Валентин. с радостью служит с Вами, и Ваши слова летят в записях, и так много их слушают. Вы ничего не знаете, как Вы многих обогащаете. Я оживаю от своих недугов, когда бываю с Вами в Вишняковском переулке. ...''

                ***   
      

8 января 1984 года на второй день Рождества, в Собор Пресвятой Богородицы о.Всеволод почил.

              ***

Из воспоминаний Ивана Шпиллера, сына о.Всеволода

'' Ранним осенним утром 1975 года я направлялся в 67-ю Московскую больницу, где в то утро папу должны были оперировать. Операция предстояла сложная, результат мог быть любым. Я очень волновался ещё и потому, что у меня были подозрения, связанные с персоналом этого отделения, в частности с заведующим, от которого как от хирурга, я уже и отказался. Накануне впод вечер Агриппина Николаевна решила ехать к о.Павлу, и я в письме к нему начал было излагать свои тревоги и смятение, но так письма и не дописал, ибо выяснилось, что, если Агриппине Николаевне удастся выехать этим вечером, она доберётся до батюшки лишь к полудню следующего дня.
Итак, утром, выходя из лифта, встречаются почтальона: ''Вам срочная телеграмма'' Вот ее текст :" Персонал, больница - хорошие. Целую всех. Ваш Павел.'' Вернувшияся на следующий день после тяжёлой, но удачной операции папы Ашриппина Николаевна рассказала о том, как ее о.Павел напоил чаем с дороги и между прочим спросил : ''А почему это Иван Всеволодович все время стоит у косяка двери в операционную? ... Ах, да, ты этого не можешь видеть!..."
Я действительно простоял у косяка в операционную все это время... За много сотен верст от о.Павла. ''

''В моём собственном опыте, как и в опыте многих людей, имеющих с о.Павлом такое же, письменное общение, были случаи поразительные. Так, получаю однажды письмо от батюшки, в котором между прочим говорится : ''... ты не смущайся, что тяжёлое придёт в твою семью. Болезнь Севы, больница. Думаю, что у вас там больницы не на высоте? Все пройдёт, все будет хорошо... Слава Богу,что у Севы нет повреждений ни рук, ни ног ...?  Головка, как она болит, у меня тоже иногда болит..''
Мой сын был жив-здоров и лишь дней через 10 он ... попал под машину. Переломов не было, но оказалось сотрясение мозга, вызвавшее головные боли. Больница оставляла желать лучшего... Расстояние между батюшкой и потерпевшим  состовляло около четырёх тысяч километров. [Красноярск] Письмо было написано двумя неделями раньше.

***

 
 
Сергей Федоров
                Чудо о магнитофоне

Об отце Павле Троицком я узнал после смерти о. Всеволода Шпиллера. Я бывал на квартире у Агриппины Николаевны . Как-то от о.Павла пришло письмо, в котором он писал , чтобы кассеты , которые ему хотели послать –запись служб о. Всеволода Литургия и чтение канона Андрея Критского передали мне.
Я был поражен. Я ничего не знал об о.Павле.
Агриппина Николаевна объяснила мне:" Он очень прозорливый , он в вас что-то видит"'.
Я недоумевал.
А.Н.—Все просто. Все по Православию. Вас просто кто-то любит и хотят сделать вам радость.
На следующий день 25 ноября 1984 г. О. Владимир Воробьев в храме ( тогда еще в Вешняках) объяснил мне: «Иеромонах Павел духовный отец о.Всеволода. Это абсолютно святой человек. Ему никто не говорил о вас. Он просто увидел, что вы любите слушать проповеди о.Всеволода и ходите с магнитофоном к людям слушать и послал вам. Это Божия милость. Если нужно будет, Бог пошлет вам и магнитофон»
 - Я ходил к людям с чужим магнитофоном и с чужими записями о.Всеволода.
О.Владимир предупредил, чтобы я ни единой душе не говорил об этом даре и о старце.
Еще раньше 5 ноября 1984 года я обратился к о. Владимиру с просьбой помолиться, чтобы Господь послал мне магнитофон для занятия пением. У меня был чужой, и его уже нужно было отдавать. Мы очень хотели услышать Литургию , но кассеты подаренные о.Павлом не подошли к этому магнитофону. Я был огорчен.
Агриппина Николаевна, узнав об этом спросила:"А сколько стоит магнитофон?".
Когда я приехал с авоськами к Агриппине Николаевне, она указав рукой на конверт лежащий на столе сказала :"Вот пожалуйста возьмите и завтра идите и покупайте себе магнитофон. Это вам дар свыше. Мне как раз принесли пенсию за четыре месяца. Мысль сделать такой дар появилась сегодня".
Когда я купил магнитофон , и мы слушали службу о.Всеволода, я показал Агриппине Николаевне письмо, в котором просил о.Владимиира помолиться, чтобы Господь послал мне магнитофон.
Агриппина Николаевна: «Это никакая не Агриппина, это Бог вам послал магнитофон. Это вам дар свыше . Только дар не падает с неба, а приходит через людей»
И магнитофон, и записи о.Всеволода сохраняются у меня до сих пор.
Так состоялось наше знакомство с о.Павлом.
 
Двенадцать лет Агриппина Николаевна сопровождала о.Павла в лагерях и ссылке: «И вот вы знаете, там я видела столько чудес, что почти привыкла к ним. Вот нечего есть. Ничего нет. Вдруг кто-то постучит в окошко - какой нибудь ссыльный архимандрит принесет кусочки хлеба»
Агриппина Николаевна рассказывала о последних днях о.Всеволода: «Он все время молчал. Вокруг него были люди, а он молчал. Мы даже думали, что он не узнает нас. Я склонилась над ним и спросила: «Батюшка, Вы узнаете меня?'' А он мне ответил: « На глупые вопросы не отвечаю. Она в течение двух месяцев (болезни) ходит за мною, и я ее не узнаю».

Рисунок "О.Всеволод на кухне своей квартиры. (после смерти)" http://www.proza.ru/2009/12/26/75

                Искушение
Май 1985.
У меня начался бунт против о.Владимира. Я не хотел работать дворником. О. Владимир не благословлял менять работу. Я решил, что ухожу от него. В это время написал письмо о.Павлу.
«Батюшка Павел.
Погибаю. Теряю смысл жизни. Прошу вашей помощи. Благодарю Вас за удивительный дар- запись службы о.Всеволода. Желаю Вам здоровья»
   Сережа 2мая 1985г.

Ответ сообщил о. Владимир 28 июня.
«Отец Павел прочитал ваше письмо и передает вам, чтобы вы не ходили к тем старушкам, к которым вам трудно ходить».
В то время я посещал старушку-инвалида на Арбате. Старушка не спала по ночам от ужаса. В квартире были темные силы. Я стал заболевать. Начались конфликты с о. Владимиром. Ответ о.Павла был ясен.
В другом письме поблагодарил о.Павла. Описал темные силы , пребывающие в этой квартире ( и неприкаянную душу умершей женщины).
Пришло благословение (январь 1986г.)
Ни к каким старушкам не ходить. Ходить только к Киселевым и к Ксении Александровне (Калошиной). (Ксения Александровна не знала об о.Павле)
Я просил прощения у Владимира. О.Владимир простил.
Старушку не оставили. К ней приходили другие люди.
А я работал дворником.

Рисунок "Темный дух арбатской квартиры" Иллюстрация к "Арбатской старушке" http://www.proza.ru/2011/01/29/1661

(В январе 1986 года  духовная дочь о.Павла Мария Каледа получила письмо от о.Павла, в нем были такие строки: «Радость моя, ты очень осторожно помогай страждущим, я тебе говорю из опыта. Один человек ходил к старушке, как будто бы верующей (она лежачая больная), приходил домой сам не свой: не хочет идти к духовнику, хочет бросить работу, грубит своей больной матери, а оказалось – она делала попытки самоубийства, и эти мысли ее не оставляли. Там темная сила, а мы слабые духовно. Уж куда нам помогать страждущим... Божие благословение да будет с тобой.
Спасибо тебе за заботу обо мне.
Храни тебя Господь.
Иеромонах Павел 30.12 1985г.»)
                Лекция
                23 декабря1986
Под католическое Рождество я попал в Политехнический музей на лекцию по атеизму. Между мною и лектором завязался яростный спор. Аудитория разделилась. Лектор* потребовал завести на меня уголовное дело за ложное освещение событий. Вызвали милицию. Я приготовился к аресту. Произошло чудо. После фильма в конце лекции «Пастор на скользком пути» (о католическом священнике шпионе) меня окружила толпа пожилых людей и ,задавая самые нелепые вопросы довели до метро.**) Нас почему-то не тронули.
О. Павлу об этом скандале не сообщали. От него пришло письмо (2 января 1987).
Сереже:
«Поздравляю с праздником Рождества Христова и новолетием. Желаю все же бывать у о.Владимира, и поменьше думать о чем ненужном. И не посещать лекций совсем не полезных. Тихонько заниматься своими делами обычными.
Да хранит всех вас Господь.
  Любящий вас иеромонах Павел.
    январь 1987 г.»
 «Желаю все же бывать у о.Владимира» - я работал в Успенском храме в Звенигороде и редко стал бывать у о.Владимира.
«Поменьше думать о чем ненужном»- я думал о посмертных явлениях о.Всеволода. о.Павел видел мои помыслы.

               
                Друзья
Мы собирались с друзьями на квартире одного одержимого человека. Это были Богословские чаепития. Так мы искали Бога. Сообщать об этом о.Павлу не было никакой необходимости. От него пришло письмо.
«Сереже шлю благословение, и чтобы он держался о.Владимира Воробьева, во всем его слушался и поменьше времени проводил с друзьями. Лучше быть одному. Храни всех вас Господь.
 Любящий о Господе иеромонах Павел . 26 / 16 –1—1987 г.»
В дальнейшем две третьих участников наших чаепитий ушли из Церкви и Православия.

Рисунок "Встречи друзей на квартире одержимого человека" http://www.proza.ru/2011/01/30/121
               
                Моление
Написал о.Павлу письмо, в котором умолял его о встрече с ним. Писал, что буду молиться об этом Божией Матери. Молился почти месяц. Духовно встреча состоялась.
После причастия. Во время молитв к Божией Матери. 10 мая 1987 г.
Это было явление умной энергии присутствия иеромонаха Павла.
Мы видели друг друга. О.Павел был не очень доволен моим молитвам.
Сказал об этом о. Владимиру.
-Недоволен?
- Не очень доволен.
-У вас была духовная встреча. Но ты хочешь нарушить его затвор?
-Как он в затворе?!
-Да.
-Ну, тогда это какое-то детство получается.
О.Павел предупреждал, что если о нем узнают другие люди, он закроется и от тех, кому сейчас пишет.
Пришло письмо от иеромонаха Павла написанное 10 мая ( в день встречи).
О.Павел ответил и на мои проблеммы с которыми я обращался к нему.
"Сереже шлю благословение. Письмо его получил.
Лучше всего ходить в храм, где служат духовнее. Менять храм нет нужды. Храни всех Господь.
 Любящий о Господе иеромонах Павел. 10/5 –27/4 1987г. Пасха»

О.Павел прислал пасхальные яйца. Они были
. Пасха»

О.Павел прислал пасхальные яйца. Они были завернуты в салфетки и каждому были подписаны: "Зое", "Катюше".
Мне было написано: «Христос воскресе , Сережа»
Хранил этот дар как святыню. В дальнейшем , когда я прогневал о.Павла, яйцо само раскололось на две части.

Рисунок "О.Павел Троицкий моление"  http://www.proza.ru/2010/01/30/71

 
В июне 1987 года первый раз упомянул об о.Павле в письме к о.Иоанну Крестьянкину.
 
В сентябре 1987 года мы занимались перенесением праха матушек Спасо-Влахернского монастыря схимонахини Серафимы и схимонахини Марии .
Возникли сложности. Обратились к о.Павлу. Я тоже написал ему письмо.
Писал, что у меня нет смирения. Спрашивал о монашеском пути.
В очередном письме к Зое и Екатерине Васильевне Киселевым о.Павел
ответил:
«Божией помощью Ваши схимницы будут перевезены, и будут их тела лежать, где их положат.
Очень Вас прошу, не посвящайте Сережу в пустые разговоры обо мне.
Он прислал мне письмо. Читать-то совсем нечего.
Он пишет , что у него нет смирения. А у кого оно у нас есть ???!
Смирение не приходит вдруг. Нужно много поработать над собою , тогда и придет смирение.
Я его очень прошу, пусть держится своего духовника и не ищет других.
От добра добра не ищут. Береги что имеешь.
Сережа просит у меня фотографии. У меня их нет. А зачем они нужны?
Храни всех вас Господь.
Любящий о Господе иерм.Павел.  18/9 –1/10 1987 г.»

О. Владимир, прочитав это письмо, смеялся. Я сказал, что не ищу себе других духовников.
-Это вам на будущее сказано.
В свое время это будущее пришло.
 
В мае 1988 года написал о.Иоанну Крестьянкину письмо с описанием посмертных явлений о.Всеволода. Написал и об о.Павле. о.Иоанн подробно ответил на каждое явление о.Всеволода. Об о.Павле молчал.
 О. Владимр был в гневе и очень встревожен, считая, что о.Иоанн не знал о.Павла. Сказал , что это может привести к непоправимым последствиям, и он даже не знает, как это плохо может быть для меня. "Могут быть непредсказуемые последствия от того , что вы таких людей не слушаетесь"
 Позднее, на исповеди о. Владимир сказал мне:
- о.Павел прислал письмо. Он очень недоволен. Пишет, что о.Иоанна он не знает.
-Батюшка, я был уверен, что они знают друг друга.
-Кайтесь. Кайтесь.
 
                Ноябрь 1988 года.
Умерла старушка , жившая у Зои и Екатерины Васильевны .
Панихиду служили на квартире. Служил о. Владимир, о.Александр Салтыков , о.Аркадий Шатов.
Во время панихиды , перед чтением Евангелия , мы вместе с о.Владимиром созерцали о.Павла , взирающего на нас из духовной бесконечности.
Все же спросил о. Владимира
-Был ли о.Павел на отпевании?
-Был.
-Для меня это тем более радостно. Ведь я давно под наказанием и как бы отвергнут им.
О. Владимир – Не нужно так говорить. Вовсе не отвергнут. Просто находишься под строгостью.
Потом Зоя Васильевна сказала мне, что о.Павел прислал письмо, в котором благодар
Потом Зоя Васильевна сказала мне, что о.Павел прислал письмо, в котором благодарил священников за панихиду и за помощь в похоронах старушки.

Рисунок "О.Павел на отпевании старушки"  http://www.proza.ru/2011/01/01/197

                26 октября 1991года.
Праздник иконы Божией Матери Иверской.
 Болел, был один. В последний раз почувствовал на себе любящий взгляд о.Павла. Обратился к нему:
«о.Павел , благословите поступать в монастырь»

                6 ноября 1991 года
Известие о смерти иеромонаха Павла Троицкого.
Со слезами читал панихиду об о.Павле.
Пусть это будет соблазном- я пишу о том, что знаю.
Потом, в самый не подходящий момент, душа почувствовала любящее внимание о.Павла. Ему моя панихида ничего не прибавила, но его тронули моя память о нем и благодарность ему. Это было явление абсолютной любви и абсолютной святости.

                Сергей Федоров      Май 1993.

Несколько лет к о. Владимиру ходила мощный иконописец Татьяна В. Через духовных чад о. Владимира она узнала об о. Павле. Стала своей для семьи о. В. Татьяна хотела выйти замуж за знакомого ей человека. Спросила благословения на брак о. Владимира. О. Владимир ответил, что сам он благословить не может, но может спросить старца о. Павла Троицкого.
Очень долго от о. Павла не было почты. "Молодые" не раз приходили за ответом. О. Владимир говорил - "Ждите"
Ответ пришёл - "Воли Божией на этот брак нет" И приписка трижды подчеркнутая каранашем, - А если она не послушается, то пусть идёт, куда хочет! . "
Женщина стала кричать -" Знаю я этих старцев! Решила уходить от о. Владимира. "Молодые" поженились вопреки воле старца, и уехали в Оптину Пустынь. Купили дом, завели живность. Татьяна стала писать большие иконы по заказу. У пары родился ребёнок. Семейная жизнь кончились тем, что Татьяне пришлось взяв ребёнка, прыгать в окно, спасаясь от мужа с топором. Потом она ютилась по углам в Москве. Наше знакомство с ней прекратилось.

Алина Котляревская Что вижу, о том и пишу. Рассказывали, что о. Владислав стал догадываться о месте затвора о. Павла. Решил приехать к нему, не спросив разрешения. У машины полетели колеса, о. Владислав испугался такого грозного предупреждения, и не поехал.
***

 Об о. Павле
Ректор Свято Тихоновском университета о. Владимир говорит о четырёхста известных писем о. Павла Троицкого, из них спопятьдесят писем к нему и его семье, за двенадцать лет переписки.
Ретивые "православные"  утверждают, что нет ни одной публикации автографа о. Павла.
Несколько раз Агриппина Николаевна ездила в "затвор" к о. Павлу в Кувшиново.
Ретивые Православные заявляют, что о. Аркадий Шатов ездил в Кувшиново и ничего там не нашёл, и соседи не помнят такового..
Какие соседи, когда келья о Павла (сдвоенная изба) находилась в лесу, о чем он сам пишет?!
"Глазами будут смотреть, и не увидят, ушами слушать, и не услышат" Яростно топчут жемчуг, который перед ними рассыпают, остаётся только молится о них. - "Господи, прости их, не ведают, что творят"
Тщательно исполняют все постановления, и уподобляются ретивым фарисеям." Остаётся дом их пуст"


Рецензии