Саморегуляция трудных состояний

Стремление скрыть свои неприятности от других приводит к большому нервному напряжению. Поэтому человеку просто необходимо реализовать потребность поделиться с кем-то своими тревогами, своим беспокойством. Вероятно, что в процессе рассказа мы несколько глубже осмысливаем волнующую нас проблему, лучше видим её в настоящем свете. Беседуя  с приятелем, другом, близким человеком в спокойной обстановке, которые вставляют в разговор заинтересованные замечания, человек побуждается к правильной формулировке своих проблем, и часто сам находит выход из трудных ситуаций.
Конечно, разговор по утрам с самим собой в стимулирующем направлении очень необходим каждому из нас. Д.Карнеги придает важное значение разговору с самим собой: " Не забывайте говорить себе ободряющие слова... Беседуя с собой каждый час дня, вы можете управлять своими мыслями, Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Беседуя с собой о вещах , за которые вы должны быть благодарны, вы воспрянете  духом, а ваша душа запоёт".
Во время пандемии, мы вынуждены ограничить общение с другими людьми. Предлагается метод разговора  вслух с самим собой.
Метод разговора вслух с самим собой хорошо работает и в случае возникновения затруднений с выбором правильного решения.
Процедура состоит в том, что после десятиминутного пребывания в обстановке полного покоя и мышечной релаксации человек высказывает вслух доводы «за» и «против» соответствующего разрешения и прислушивается как бы со стороны их звучанию. Эффект процедуры проявляется в том, что неожиданно может открыться новое содержание того мотива, который считался уже хорошо осмысленным. И уже этого бывает достаточно для принятия твердого и более аргументированного решения, в связи с чем исчезает внутреннее напряжение, которое обуславливалось неопределённости ситуации.
Этим же целям могут служить и дневниковые записи. Более четкого словесного оформления своих тревожных мыслей бывает уже достаточно, чтобы прояснить проблему и тем самым превратить состояние неопределённого беспокойства в эмоциональное разрешение.
Существует методика самовнушения в бодрствующем состоянии (методика самовоздействия как зарядка позитивного мышления). Д. Карнеги рекомендует технику «Именно сегодня»:
1. Именно сегодня меня постигнет счастье. Счастье заключено внутри нас; оно  не является результатом внешних обстоятельств. Поэтому человек счастлив настолько, насколько он полон решимости быть счастливым.
2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к этой жизни , которая окружает меня, и не буду пытаться приспособиться к этой жизни, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить всё к своим желаниям, я приму мою семью, мою работу, обстоятельства моей жизни  такими, какие они есть, и постараюсь полностью соответствовать им.
3. Именно сегодня я позабочусь о своём организме. Я сделаю зарядку. Буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья воздействий и мыслей. Мой организм охотно  выполняет все мои требования и установки.
4. Именно сегодня я постараюсь уделить развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. У меня нет лености к умственной работе.  Я причитаю с интересом то, что требует усилия, размышления сосредоточенности.
5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я сделаю кому-нибудь что-то хорошее, полезное и выполню два дела, которые мне не хочется делать.
6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелателен.  Я постараюсь выглядеть как можно лучше, буду любезным и щедрым на похвалы, не придираться к людям и не пытаться их исправить.
7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днем, не стремясь решить проблему  всей моей жизни зразу. Я легко выполняю любую даже рутинную работу.
8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, я запишу, что я собираюсь делать каждый час. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу её точно выполнить.
9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.
10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.

Действенность текста этой программы значительно повышается, если его читать по утрам сразу же после пробуждения, громко внятно и не торопливо.
Если человек испытывает тягостное состояние от однообразной и скучной работы необходимо активизировать интерес к работе соревнование с самим собой (выполнить, например, сегодня больший объем работы, чем вчера).
Оригинальным приёмом общения с самим  собой в бодрствующем состоянии является разговор с собственным телом. Например, мы  можем разговаривать сначала с мышцами своего тела примерно в таком ключе: «Спокойно, спокойно, расслабьтесь и отдыхайте», Затем, примерно так же, поговорите и собственными челюстями, чтобы они разжались, с глазами, руками и ногами, чтобы они расслабились. Поговорите так же и с собственными органами.
Ещё один вид авто-коммуникации – «общение в памяти». В качестве примера: одна женщина убитая горем из-за смерти своего сына находилась убитая горем из-за этого. Она случайно нашла старое письмо сына, в котором он с благодарностью вспоминал слова её наставления при расставании о том, что всегда необходимо «улыбаться и мужественно принимать всё, что может случиться». Будучи поражена явным несоответствием своего нынешнего состояния со своими же прежними советами, она словно услышала слова сына: «Почему же ты не выполняешь того, чему учила меня? Держись. Что бы ни случилось». И с этого момента её состояние начало стремительно улучшаться.
Французская поговорка гласит: « Человек никогда не бывает так счастлив или несчастлив, как это кажется ему самому».


Рецензии