Морское сражение у Пунта Стило

Мои постоянные читатели знают, что в молодости я три года прослужил на подводной лодке Тихоокеанского флота в должности начальника медицинской службы.   Плавание на дизель-электрической субмарине, в том числе одна боевая служба (моряки знают, что это такое), сделала из вчерашнего студента Хабаровского медицинского института мужчину, научившегося принимать самостоятельные решения. Но с тех пор все, что связано с военно-морскими флотами и сражениями на море, находится в зоне моего внимания.

Во время Первой мировой войны крупные боевые корабли воюющих держав предпочитали отстаивать в морских базах под прикрытием дирижаблей и редко выходили в море, совершая разве что набеги для обстрела побережья.  На всю войну случилось, по сути дела, всего одно генеральное сражение – так называемой Ютландское, в Северном море, недалеко от побережья Дании, между флотами Германии и Британии,  которое закончилось вничью.

Но начало Второй мировой войны ознаменовалось тем, что на просторах Атлантики и Индийского океана стал действовать немецкий рейдер, тяжелый крейсер «Граф Шпее», который пустил на дно немало торговых судов англичан и их союзников.  Против него Британия отправила несколько кораблей, которые настигли рейдер у Ла-Платы, где и произошло сражение. Получивший повреждения немецкий рейдер зашел в нейтральный порт Монтевидео для ремонта. И тут англичане с помощью дезинформации обманули командира тяжелого немецкого крейсера, который решил, что в выходу из бухты Монтевидео подошли английские крупные корабли – линкоры, и у него нет шансов вырваться из западни.  Поэтому командир принял решение затопить крейсер на выходе из бухты, что и сделал на виду многочисленных зевак на берегу. Узнав позже, что его обманули, и у него был шанс спасти корабль, командир застрелился.  Это было первое сражение на море во время Второй мировой войны, случившееся в конце 1939 года.

Италия объявила войну Великобритании и Франции уже в то время, когда Франция в начале июня 1940 года подписала перемирие с Германией.  Поэтому имевшийся на Средиземном море довольно мощный флот Франции был итальянцам не страшен, тем более что он ушел в Северную Африку. Но «владычица морей» Британия имела на Средиземном море крупную эскадру, к тому же контролировала выход из Средиземного моря в Атлантику – пролив Гибралтар.  Так что вступившую в войну Италию ждали сражения на море именно с английскими кораблями, особенно с учетом того, что Италия вела боевые действия в Северной Африке, где им тоже противостояли англичане.

Бои у Пунта Стило и мыса Спада

В первые дни июля предчувствие неминуемой битвы так и витало в воздухе. 29 июня пришли сообщения о передвижениях англичан в центральном Средиземноморье и в Эгейском море. 2 эскадры итальянцев приготовились поднять якорь. Однако, на основе этих разведданных не было предпринято никаких действий.

1 июля: Итальянское командование флотом узнало, что Гибралтарская эскадра вышла из порта и направляется на восток. По этой причине ночью 2 июля 1-я и 2-я дивизии крейсеров вышли в море, чтобы прикрыть конвой, возвращающийся из Триполи. В Сицилийском проливе была развернута группа торпедных катеров. На следующее утро британская эскадра, вышедшая из Гибралтара, обстреляла французскую базу в Оране (Мерс-эль-Кебир), после того как французские корабли отвергли приглашение англичан последовать за ними. Линкор «Бретань» был потоплен, еще 2 линкора и эсминец тяжело повреждены. Линейный крейсер «Страсбург» и 11 эсминцев сумели прорваться в Тулон. Бой привел к гибели 1500 французских моряков. Одновременно с этим боем французская эскадра в Александрии была разоружена и переведена на положение интернированной.

Вечером 6 июля важный итальянский конвой, состоящий из 5 теплоходов в сопровождении эсминцев, вышел из Неаполя в Бенгази. Когда на следующее утро конвой входил в Ионическое море, пришло известие, что группа британских крейсеров прибыла на Мальту. Штаб ВМФ итальянцев  немедленно отправила в море крейсерскую дивизию в качестве дополнительного сопровождения конвоя. Кроме того, 3 дивизии крейсеров должны были прикрывать конвой со стороны Мальты. Еще одна эскадра, состоящая из линкоров «Чезаре» и «Кавур» плюс 2 дивизии крейсеров, должна была осуществлять стратегическое прикрытие, так как считалось, что могут встретиться и более крупные британские корабли.

Вскоре после этого пришло сообщение, что часть сил Александрийского флота вышла в западном направлении. Ночью подводная лодка «Бейлул» сообщила, что обнаружила и атаковала это соединение, которое состояло из 3 линкоров, авианосца, 5 крейсеров и 16 эсминцев. Утром 8 июля командование итальянского флота  получило сообщение, что Гибралтарская эскадра тоже покинула базу, направившись на восток. Она состояла из 3 линкоров, авианосца, 5 крейсеров и 17 эсминцев. Казалось невероятным, чтобы все эти действия имели единственной целью атаку конвоя, который в любом случае англичанам было крайне трудно успеть перехватить. После войны стало известно, что Александрийский флот должен был возле Мальты встретиться с конвоем, направляющимся в Александрию. Сопровождение этого конвоя было его единственной целью. Однако этот конвой был обнаружен итальянцами только 11 июля уже на подходах к Египту. Со своей стороны, англичане после атаки «Бейлула» предположили, что итальянцы раскрыли их планы и собираются им помешать. На самом деле оба флота преследовали собственные цели и совершенно неправильно истолковали мотивы противника. Поэтому последовавший бой был результатом случайного стечения обстоятельств.

Какие бы причины ни вывели врага в море, очевидно, что англичане намеревались запутать командование итальянского флота  и заставить ее разделить силы, чтобы разбить их по частям. Этому стратегическому шаблону англичане следовали множество раз с унылой монотонностью.

Совершенно логично итальянский штаб ВМФ решил держать свои силы сконцентрированными в центральной части Средиземного моря, чтобы защитить свой собственный конвой, прикрыть Ионическое побережье и навязать бой Александрийскому флоту прежде, чем он соединится с Гибралтарской эскадрой. В этот момент «Чезаре» и «Кавур» были единственными итальянскими линкорами, находящимися в строю. Неприятель имел в резерве много линкоров, и ему выпала блестящая возможность уничтожить «Кавур» и «Чезаре» раньше, чем войдут в строй остальные итальянские линкоры. Итальянский флот имел, со своей стороны, прямо противоположные намерения — избежать боя с превосходящими силами. Флот надеялся, что самолеты ВВС, взлетающие с сухопутных аэродромов,  смогут повредить вражеские линкоры, прежде чем эскадры войдут в соприкосновение. Это несколько уравняло бы силы.

Выход Гибралтарской эскадры был правильно расценен итальянским командованием как отвлекающий маневр. Против нее должны были действовать подводные лодки и самолеты. Исходя из этих предположений, итальянские силы продолжали двигаться на юг, прикрывая конвой, который благополучно прибыл в Бенгази вечером 8 июля. В 15.00 того же дня командующий итальянским флотом адмирал Кампиони, корабли которого выполнили основную задачу, сообщил в штаб ВМФ, что направляется на восток навстречу британской эскадре, вышедшей из Александрии. Это заявление было свидетельством боевого духа, охватившего флот Кампиони. Но штаб имел веские основания запретить подобную акцию. К этому времени были расшифрованы две радиограммы противника, из которых стало ясно, что вражеский флот к завтрашнему полудню окажется у берегов Калабрии. Британский командующий адмирал Каннингхэм знал, что его эскадра сильнее, так как любой из трех его линкоров превосходил итальянские. Он надеялся использовать тактически выгодное положение своей эскадры, отрезать итальянцев от базы и уничтожить.

На основе этой информации итальянские силы могли бы легко уклониться от неравного боя, взяв курс на Мессину. Однако итальянский штаб решил принять бой, хотя калабрийские воды были менее пригодны для этого, чем район Киренаики. Поэтому штаб приказал адмиралу Кампиони маневрировать таким образом, чтобы принять бой около полудня в том районе, где, по предположениям, окажется к этому времени британская эскадра — то есть примерно и 50 милях юго-восточнее Пунта Стило (Калабрия). Ночь прошла спокойно, обе эскадры двигались к району боя. Вся разница заключалась в том, что англичане надеялись захватить противника врасплох, тогда как итальянцы сами намеревались навязать бой.

Все утро 9 июля за итальянскими кораблями следили британские самолеты-разведчики. А вот итальянская авиаразведка не сумела даже обнаружить вражескую эскадру. Эта неудача заставила штаб ВМФ и адмирала Кампиони серьезно усомниться в своих действиях. Не отправились ли англичане назад в Александрию? Однако в 13.30 итальянцы подверглись яростной атаке британских торпедоносцев, взлетевших с английского авианосца. Хотя это была первая такая атака, итальянцы сумели уклониться от всех торпед. Поскольку эти самолеты могли взлететь только с авианосца, их появление означало, что неприятель находится поблизости. Кампиони приказал катапультировать гидросамолет, который вскоре обнаружил британскую эскадру всего в 80 милях. Хотя итальянские ВВС не причинили никакого вреда противнику, итальянские корабли пошли ему навстречу и приготовились начать бой.

Около 15.00 правофланговые итальянские крейсера заметили неприятельские крейсера на расстоянии около 25 километров и немедленно открыли по ним огонь. Англичане не отвечали, пока расстояние не сократилось до 20 километров. Как отмечают англичане, стрельба итальянцев была меткой, но лишь легкий крейсер «Нептун» получил одно попадание, причинившее легкие повреждения. Тем временем дистанция между линкорами противников все сокращалась, и в 15.53 заговорили тяжелые орудия. Расстояние было 26 километров. Одновременно адмирал Каннингхэм поднял с авианосца «Игл» новую волну торпедоносцев. Их атака не принесла результата, хотя британские пилоты заявили, что добились, по крайней мере, одного попадания.

Как видите, первое крупное столкновение между британским и итальянским флотами, известное в итальянских источниках как бой у Пунта-Стило, а в британских - как акция у Калабрии, произошло 9 июля 1940 г. у юго-восточной оконечности Апеннинского полуострова. По стечению обстоятельств, итальянцы и англичане одновременно проводили крупные конвои: первые - в Ливию, вторые - из Александрии на Мальту. Для их прикрытия обе стороны вывели в море главные силы своих флотов: итальянцы - линкоры "Джулио Чезаре" (флаг адмирала Кампиони) и "Конте ди Кавур", 6 тяжелых, 10 легких крейсеров, 32 эсминца; англичане - линкоры "Уорспайт" (флаг адмирала Каннингхэма), "Малайя", "Ройял Соверен", авианосец "Игл", 5 легких крейсеров и 16 эсминцев.

Отправной точкой сражения можно считать налет торпедоносцев "Суордфиш" с "Игла", состоявшийся в 13.30. В это время тяжелые крейсера двигались в северном направлении позади линкоров кильватерной колонной в следующем порядке: "Больцано", "Тренто" (флаг командира 3-й дивизии контр-адмирала Каттанео), "Фиуме", "Гориция", "Зара" (флаг контр-адмирала Маттеуччи), "Пола" (флаг вице-адмирала Паладини). Именно на них и пришелся удар торпедоносцев, принявших крейсера за неприятельские линкоры. Главными целями атаки оказались средние корабли колонны, но все они успешно уклонились от сброшенных торпед, что ободрило экипажи.

Визуальный контакт с противником итальянцы установили в 14.54. К тому времени крейсера Паладини нагнали свои линкоры и шли все той же колонной на их левом - противоположном от неприятеля - траверзе, поэтому в перестрелке с головными британскими крейсерами не смогли участвовать.

Подход "Уорспайта" заставил итальянские легкие крейсера, находившиеся впереди и правее главных сил, поставить дымовую завесу и поспешно выйти из боя. К 15.53, когда началось сражение линейных кораблей, обе дивизии тяжелых крейсеров выдвинулись в голову боевого порядка итальянского флота и вошли в огневое соприкосновение с британскими крейсерами.

Согласно отчету адмирала Паладини, "Тренто" открыл огонь в 15.55, "Фиуме" - в 15.58, "Больцано". "Зара" и "Пола" -в 16.00, а "Гориция" - в 16.01. Дистанция составляла около 10 миль. "Когда наши корабли начали стрелять, - писал адмирал, - вражеские крейсера открыли ответный огонь. Их стрельба была точной, но в основном неэффективной. Лишь "Больцано" в 16.05 получил попадание тремя осколками. Они пробили корму и повредили рули, заклинив их в положении "лево на борт". Корабль описал полную циркуляцию, продолжая вести огонь. Потом несколько близких разрывов за кормой освободили рули, и крейсер снова занял свое место в строю". В действительности, "Больцано" получил три прямых попадания 152-мм снарядов (по всей видимости, с крейсера "Нептун"), повредивших рулевое управление, ствол одного из орудий носовой возвышенной башни и помещение торпедных аппаратов.

Решающий момент сражения произошел в 16.00, когда "Чезаре" получил попадание 15-дюймового снаряда с "Уорспайта" в среднюю часть. Тремя минутами позже Кампиони отвернул на юго-запад, приказав Паладини поставить дымовую завесу для прикрытия выхода линкоров из боя. На самом деле, итальянским крейсерам пришлось заботиться уже и о собственной безопасности, так как в 16.09 на них перенес огонь британский флагман, к которому через некоторое время присоединилась "Малайя". В 16.17 эсминцы поставили плотную дым-завесу, вынудившую англичан прекратить стрельбу, благодаря чему корабли Паладини не пострадали от крайне опасных снарядов линкоров, равно как и от очередной атаки торпедоносцев с "Игла", выбравших себе основной целью головной "Больцано" и заявивших о достигнутых попаданиях, которых в действительности не было.

Между тем, итальянские крейсера также прекратили стрельбу: "Пола" это сделала примерно в 16.04, "Фиуме" - в 16.05, "Тренто" - в 16.09, "Гориция" - в 16.12, "Зара" - в 16:16, но орудия "Больцано" замолчали лишь в 16.20.
Артиллерийский бой завершился, но испытания для итальянских кораблей на этом не закончились. Итальянские ВВС выслали для атаки британского флота 126 бомбардировщиков. Однако их пилоты продемонстрировали полное неумение отличать свои корабли от вражеских. В результате "Чезаре", "Больцано" и "Фиуме" подверглись атаке собственных самолетов - к счастью, все ограничилось близкими разрывами, да и калибр авиабомб не превышал 250 кг. Следствием стал приказ Кампиони о нанесении на полубаки красно-белых наклонных полос для опознавания с воздуха.

Ведомые "Полой" тяжелые крейсера направлялись в Аугусту, но вскоре после полуночи 10 июля получили приказ двигаться через Мессинский пролив в Неаполь, так как штаб ВМФ опасался, что в сицилийских портах корабли могут быть атакованы британской авиацией. Предусмотрительность оказалась не лишней: в тот же день Аугуста подверглась налету торпедоносцев с "Игла" - ими был потоплен эсминец "Леоне Панкальдо"...

Какие-либо выводы по действиям тяжелых крейсеров в бою у Пунта-Стило делать трудно. Их пассивная роль в начальной стадии сражения стала следствием ошибок в развертывании и построении боевого порядка флота. Затем у них появился шанс проявить себя, но в десятиминутной перестрелке не было достигнуто ни одного попадания. Поскольку в тех же условиях британские легкие крейсера попаданий добились, можно сказать, что итальянцы получили первую оценку качества своей артиллерии - оценку, увы, негативную.

Какие выводы можно сделать из короткой стычки у Пунта Стило? Впервые в своей истории итальянскому флоту пришлось сражаться с британским. Объективный анализ результатов может привести к заключению, что бой закончился вничью. Ни один корабль не был потоплен. 4 попадания, полученные итальянскими кораблями, не имели серьезных последствий. То же самое можно сказать о повреждениях «Нептуна» и «Уорспайта». Оба флота выполнили свои главные задачи, которые они ставили перед собой. Оба конвоя благополучно дошли до цели. Оба флота не сумели помешать противнику, так как плохо понимали, что же он делает. Однако следует помнить, что вечером 8 июля англичане вышли в море, чтобы нанести решительное поражение итальянцам. Это им полностью не удалось. Ситуация была исключительно благоприятной для них. Адмирал Каннингхэм давно планировал нечто подобное, но в своей книге он признался: «Бой оказался совершенно неудовлетворительным для нас». Возможно, еще более примечателен другой факт, тоже упомянутый им в своей автобиографии. Сразу после возвращения в Александрию он потребовал из Лондона новые подкрепления: четвертый линкор, несколько тяжелых крейсеров, бронированный авианосец, крейсер ПВО и много мелких кораблей. Это требование, сделанное сразу после боя у Пунта Стило, есть прямое выражение уважения к итальянскому флоту.

С другой стороны, бой ясно показал полную несостоятельность итальянской авиаразведки и отсутствие взаимодействия кораблей с самолетами. Неудача была еще более удручающей потому, что бой происходил вблизи итальянского побережья. Ни один итальянский истребитель не появился в воздухе, когда адмирал Каннингхэм выслал в атаку свои торпедоносцы. В 15.40 Кампиони потребовал послать в атаку бомбардировщики, так как надеялся нарушить строй англичан в момент завязки боя, как планировал итальянский штаб  ночью накануне боя. Но эти бомбардировщики прибыли, когда бой уже завершился. В основном они бомбили итальянские корабли, возвращающиеся в Мессину, а не корабли противника. К счастью, ни один итальянский корабль не пострадал во время этой ошибочной атаки. Тем более не пострадали и вражеские корабли.

Вечером накануне битвы самолеты ВВС добились одного попадания в крейсер «Глостер». Летчики также добились нескольких попаданий в корабли Гибралтарской эскадры. Ее выход был отвлекающим маневром, что подтвердилось, когда она повернула назад южнее Балеарских островов. Все эти попадания причинили только минимальные повреждении. Тем не менее, Муссолини считал иначе. Министр иностранных дел Италии и по совместительству зять дуче Чиано и своем дневнике 13 июля записал, что в этом бою «были уничтожены 50% британских морских сил на Средиземном море».

Торпедоносцы с британского авианосца вечером 10 июля атаковали некоторые итальянские корабли, стоявшие на якорях в бухте Аугусты, и торпедировали эсминец «Панкальдо», который затонул. Однако позже корабль был поднят и отремонтирован. Когда британская эскадра возвращалась в Гибралтар, ее атаковала итальянская подводная лодка «Маркони», которая потопила эсминец «Эскорт».

В греческих водах сновало множество британских судом, как военных, так и грузовых. Поэтому итальянский штаб ВМФ решил перевести на остров Лерос — итальянскую базу на Додеканезах — 2 легких крейсера: «Банде Нере» и «Коллеоне». Они вышли из Триполи вечером 17 июля и на следующее утро были замечены британскими самолетами. В то же время итальянская авиаразведка ничего не могла сообщить о передвижениях англичан. Эти 2 корабля под командой адмирала Кассарди уже входили в Эгейское море между Критом и Цериготто, когда они 19 июля в 6.20 заметили по носу 4 британских эсминца. Крейсера немедленно открыли огонь. Эсминцы начали удирать на восток на большой скорости. Крейсера стали их преследовать. Стрельба была очень неточной из-за большого расстояния и исключительно скверной видимости.

После часа преследования, когда крейсера вышли на траверз мыса Спада, из полосы тумана на севере на них внезапно обрушились снаряды. «Банде Нере» почти немедленно получил попадание, которое не причинило вреда. Итальянские корабли ответили, стреляя по вспышкам, которые можно было различить в тумане. Потом появились 2 корабля. Первым был бронированный крейсер «Сидней», а вторым — эсминец «Хэйвок». Но его силуэт издали был очень похож на крейсерский, и в результате адмирал Кассарди решил, что двум его 5000-тонным крейсерам, практически лишенным брони, противостоят два тяжело бронированных крейсера в 7000 тонн и четыре эсминца. Путь отхода лежал на восток, и со своей превосходящей скоростью дивизия могла легко уйти в направлении Лероса. Вместо этого адмирал Кассарди повернул на юг и принял бой.

Последовала долгая дуэль, но ни одна сторона не добилась попаданий. Затем, примерно после часа интенсивной стрельбы, в 8.25 «Сидней» добился исключительно удачного попадания в «Коллеони». Снаряд взорвался в таком месте машинного отделения, что крейсер сразу потерял ход. 2 британских эсминца торпедировали и потопили беспомощную, неподвижную цель.

«Банде Нере» капитана 1 ранга Мауджери продолжая бой в одиночку, и в 9.26 добился попадания в «Сидней». Хотя британский крейсер не получил тяжелых повреждений, он немедленно отошел, сопровождаемый эсминцами. Позднее стало известно, что на «Сиднее» к этому времени уже кончались боеприпасы. После того, как противник вышел из боя, «Банде Нере» направился в Бенгази.

Бой, несомненно, был успешным для англичан, хотя успех принесло исключительно удачное попадание. Победители не только потопили «Коллеони», но и помешали перевести 2 итальянских крейсера на Лерос.

Следует указать, что во время переходов подобного рода в опасных водах итальянская авиаразведка должна была обнаружить корабли противника — если не накануне, то хотя бы утром в день боя. Более того, в 7.22 крейсера потребовали выслать бомбардировщики. Те прибыли только в 12.37, хотя итальянские аэродромы на Додеканезских островах находились всего в получасе лета. По крайне несчастливому стечению обстоятельств, опоздавшие бомбардировщики атаковали англичан, когда те спасали людей с «Коллеони». В результате множество итальянских моряков осталось в воде.

В это же время конвой из 5 теплоходов, сопровождаемых единственным эсминцем, возвращался в Италию из Бенгази. Как только штаб ВМФ получил известие о происшедшем бое, она приказала 8-й дивизии крейсеров немедленно выйти для прикрытия конвоя. Однако противник снова не появился.

Позже будут столкновения британского флота с немецкими рейдерами – линкорами «Бисмарк», «Шарнхорст», «Грейзенау»,  потопление первых двух в результате артиллерийской дуэли с британскими линкорами, а последнего – после бомбардировке в  военно-морской базе. Будет нападение британской палубной авиации на военно-морскую базу итальянского флота а Таранто, когда был нанесен серьезный урон итальянским кораблям, включая линкоры.   В дальнейшем были еще столкновения между итальянским и британским флотом,  об одной из которых будет следующая заметка.

Продолжение следует.


Рецензии