Тётя Зина - Зинаида Николаевна Раевская

Раевские в Чебоксарах.
Тётя Зина - Зинаида Николаевна Раевская


        Тётя Зина была очень близка с моей бабусей, из всех сестёр они больше всех были похожи между собой. Кто-то верит в гороскопы, кто-то нет, но у моей бабуси с т. Зиной были одинаковые гороскопы и по году (между ними было 12 лет разницы), и по знаку Зодиака (обе они были Весы).

         Тётя Зина была красивая девушка, высокая и стройная, очень приятного и доброго характера.
        Тётя Зина жила в доме папы Николая Александровича. После школы она поехала учиться в техникум в Канаш (городок в Чувашии). По окончанию техникума она вернулась домой в Чебоксары, работать стала в райкоме комсомола. Мама моя вспоминала, какие у них на работе были роскошные ёлки, т. Зина водила на ёлку на работу мою маму - свою племянницу. На этих ёлках детишки выступали, и за это им разрешали взять с ёлки понравившуюся игрушку. В те времена были очень красивые зеркальные разной формы ёлочные игрушки. Моя мама тоже выступала на ёлке - читала стихи, и к общему удивлению выбрала скромненький грибок с красно-фиолетовой шляпкой и сине-зелёной ножкой (мне потом тоже этот грибок очень нравился, но со временем он раскрошился).

         Был у т. Зины друг Лёшка, в те времена отношения между молодыми людьми были чистыми и целомудренными, во всяком случае в их круге. Т. Зина с Лёшей приходили помогать бабусе возделывать огород . Мама рассказывала, как Лёша у нас в огороде впрягался в телегу и возил на ней, кажется, капусту. Он при этом смеялся и говорил: "Я ВРИДЛО - временно исполняющий должность лошади". Потом Лёшку призвали в армию, а на войне у него появилась какая-то женщина, таких называли тогда военно-полевая жена. Тётя Зина никак не могла этого простить Лёшке, и говорила, что его ненавидит. Так не состоялась эта любовь.

        Приезжал в райком комсомола Павел Павлович Перлович, который работал директором МТС (машинно-тракторной станции) в г.Ядрине, небольшом русском городке в Чувашии в 80 км от Чебоксар. У него была повреждена правая рука, повредил он её на комбайне, поэтому на фронт его не взяли. Павел Павлович был высокий, стройный, красивый, голубоглазый, кудрявый, громогласный. Говорили, что он бабник. Павел Павлович - дядя Паня предложил т. Зине выйти за него замуж, но она ему отказала.
        Своё предложение дядя Паня повторил спустя достаточно долгое время. На этот раз тётя Зина согласилась, они поженились, и т. Зина переехала к нему в Ядрин. В Ядрине она работала в райкоме партии, была членом партии.

         В Ядрине на краю городка у дяди Пани был большой шикарный дом. Под домом был погреб во всю площадь дома, ходить в погребе можно было в полный рост, не пригибаясь. При доме были сад, огородик, баня, ещё был двор с сараями. Пока жив был дядя Паня, была у них свирепая цепная собака, которую я очень боялась.
        У д. Пани были две сестры - тётя Капа (Капитолина Павловна Перлович), она работала акушеркой и была известным и уважаемым в Ядрине человеком, и тётя Граня - Аграфена Павловна Перлович. Обе были не замужем и жили в том же доме. Ещё у них была домработница тётя Паша (Пелагея), она пекла очень вкусные пироги и занималась заготовками на зиму. Вот в такой семье оказалась т. Зина. Первое время ей было тяжело, сёстры д. Пани были остры на язык, в особенности т.Капа. Как-то приехала к ним тётя Соня, и д. Паня, посмеиваясь, сказал ей, что у Зины губёнки дрожат, как его сёстры начнут высказываться. Тётя Соня была не тем человеком, чтобы такое вытерпеть. "Да что ты за муж такой, ядрёна мать, у твоей жены губы дрожат, а ты её защитить не можешь!" - возмутилась она. После этого дядя Паня стал заступаться за т. Зину.

        У дяди Пани была очень сильная астма, и тётя Зина очень переживала за его здоровье. Как-то была она в Чебоксарах, заходила к нам в гости, и плакала, говорила: "Паня, наверное, умрёт". Бабуся ей сказала: "Зина, пока человек жив, никогда не надо такое говорить ". Дядя Паня ещё долго после этого прожил, дожил до 77 лет. Жили они обеспеченно, на питании никогда не экономили. У соседей покупали молоко, и дядя Паня каждый день выпивал по большой-большой кружке. Врачей они слушали, указания их выполняли. Помню, перед каждой едой перед дядей Паней лежали три кучки таблеток: для приёма перед едой, во время еды и после еды. Всю кучку разом и выпивал. Перед тётей Зиной тоже лежали три кучки, но поменьше.
        У дяди Пани была болезнь: неврит слухового нерва, из-за которой у него постепенно ухудшался слух. В конце жизни он полностью оглох, но никогда из-за этого не комплексовал. Он вообще ни из-за чего не комплексовал.

        Очень тётя Зина любила своих сестёр и племянников. Никогда никого не ругала, не распекала. Была она светлым человеком, все, кто её знал, любили её. Всем сочувствовала, стремилась помочь в трудностях и невзгодах. Мне тётя Зина говорила: "А ты будь поласковей с отцом, ласково телятко двух маток сосёт". Но уж чего нет, того нет.
        Постоянно сёстры т. Зины и племянники ездили в Ядрин, погостить,  и помогали работать в саду и в огороде. Т. Зина всегда была очень рада гостям и старалась повкуснее всех накормить. Пока жива была бабуся, мы с ней часто ездили в Ядрин. В саду у них была грядка с ремонтантной земляникой, и перед нашим приездом несколько дней её не собирали - оставляли для меня. И обязательно открывали баночки с меленькими маринованными белыми грибочками, которые я в детстве очень любила. Дядю Паню и тётю Капу я не особенно любила, а тётя Граня мне нравилась, она была внимательна ко мне и давала мне читать книги Гайдара. Она недолго прожила, вскоре умерла от рака.

        После свадьбы дядя Паня закончил все свои похождения, и говорил: "Сам удивляюсь, никого мне не надо, кроме Зины".
        15 ноября 1947 года у них родился сын Юра - обожаемый т.Зиниными золовками и т.Зиной (умер 28 октября 1997 года). Дядя Паня же был с Юрой очень строг. Юра унаследовал от т. Зины добрый родственный характер. И была у него сильная воля. После школы Юра переехал в дом к т.Соне, учился в Чебоксарах в Волжском филиале МЭИ на вечернем отделении, а днём работал электриком. Ещё играл на саксофоне в оркестре. Женился Юра на Нонне, с которой был знаком ещё по Ядрину, а в Чебоксарах Нонна работала учительницей в школе. Родились у них дети - сын Игорь, а потом, уже когда они переехали в отдельную квартиру на Эгерском бульваре, дочка Ирочка. Т. Соня водилась с маленькой Ирочкой.

        Были у тёти Зины с дядей Паней в Ядрине друзья, вместе с которыми они отмечали праздники. Праздники были у них распределены, у тёти Зины с дядей Паней друзья собирались на Новый год.

        Где-то в 70-х годах тётя Зина тяжело заболела, выбор был - или операция, или смерть. Тётя Зина выбрала операцию, кажется это было удаление желчного пузыря, но тогда опыт таких операций был очень не велик. Лежала она в республиканской больнице в Чебоксарах. Тётя Соня мобилизовала всю родню, составила круглосуточный график дежурств. И тётя Зина выздоровела.

        Тётя Соня с позиции начальника отдела кадров в министерстве сельского хозяйства сокрушалась: "Было бы у Пани высшее образование, он бы далеко пошёл". Как-то моя мама ей сказала на это: "Хорошо пожил, а был бы большим начальником, глядишь, прищучили бы". После этого т. Соня как-то перестала переживать из-за того, что дядя Паня не стал большим начальником.
        Была у дяди Пани мечта о своей машине. Тогда очень немногие имели личные автомобили. Дядя Паня покупал много лотерейных билетов с надеждой выиграть машину. Покупал лотерейные билеты в разных городах, и подряд, и выборочно. Но, насколько я знаю, ничего серьёзного он не выиграл, были выигрыши по рублю, были авторучки с золотым пером, вот и всё. Как говорится, нет смысла играть в азартные игры с государством. А у Юры была машина, "Москвич". Купить машину помогли им тётя Зина с дядей Паней, тогда она стоила бешеных денег, соизмеримых с ценой квартиры. Юра с Нонной и детьми постоянно ездили в Ядрин, и машина была им нужна. Юра очень аккуратно водил машину, и содержал её в идеальном порядке.

        Как-то Юра с Нонной ходили на концерт Валентины Толкуновой (она была на гастролях в Чебоксарах) вместе с тётей Зиной, дяди Пани уже не было. Тёте Зине так понравилось её исполнение, что она захотела непременно увидеть Валентину Васильевну и выразить ей своё восхищение. Юра и Нонна пытались её отговорить, но безуспешно. Куда-то они пошли за кулисы, где-то ждали, когда выйдет Толкунова, и цветов у них не было. Всё-таки они дождались. Тётя Зина с таким чувством, с такой сердечностью её благодарила, что очень растрогала Валентину Васильевну. Она сказала тёте Зине: «Вы знаете, сейчас у меня будет ещё один концерт в другом месте, поедем вместе со мной, а после концерта мы сможем поговорить». Но тётя Зина сказала, что её ждут дети и она не может поехать. Я не знаю, имела ли какое-то влияние эта встреча, но после Валентина Толкунова каждый год приезжала в Чебоксары на гастроли.

        Юра работал на ТЭЦ-2, никогда не рвался в начальство, но Нонна его погоняла. Как и моя мама, Юра тяжело переживал распад СССР. Маме моей он говорил: "Руки опускаются!". В те годы уходил он работать главным энергетиком на завод Контур, но потом опять вернулся на ТЭЦ. Было у него много друзей, да он и сам хорошим был другом. Не дожив до 50 лет он умер от рака. Болел он недолго, с весны или начала лета 1997 года. А вообще всю жизнь ничем не болел.

        Тётя Зина ухаживала и похоронила тётю Граню, тётю Капу, тётю Пашу. И, конечно же, она ухаживала за дядей Паней. Его смерть в 1987 году была для неё большим ударом.
        Когда дом т.Зининой сестры тёти Любы попал под снос и тёте Любе дали новую благоустроенную однокомнатную квартиру (но жить бы там она одна не смогла бы – не было у неё привычки к таким условиям, к тем порам  у т. Любы не осталось в живых никого из детей), родственники предложили Юре с  Нонной взять т. Любу к себе, а их две квартиры поменять на квартиру побольше. Боялись, что т. Люба умрёт, и обмен не получится, поэтому Юра с Нонной торопились с обменом. Когда же они переехали в 3-хкомнатную квартиру, т. Зина, чтобы не обременять своих детей уходом за старым человеком, взяла тётю Любу к себе, с добром и теплом за ней ухаживала, там тётя Люба и умерла.
        Заболел отец у Нонны - Юриной жены, лежал он в больнице, потом его из больницы выставили, и оставили на дороге одного. Тётя Зина взяла его к себе, и за ним ухаживала до его смерти. Мама моя спрашивала, зачем ты, Зина? Она отвечала: "Может, и за мной поухаживают".
        Тёте Зине пришлось перенести тяжкую утрату - пережить единственного сына Юру, который тётю Зину нежно любил.

        Конец у т. Зины был невесёлый. В сентябре 2001 г. она упала и сломала шейку бедра. Почти 9 лет она лежала, всё за ней ухаживала соседка соцработник Ольга, т.Зина щедро её одаривала. Пенсия у неё была не маленькая, и почти вся уходила Ольге. Нонна тяготилась этой ситуацией, и когда узнала о размере т.Зининой пенсии, отказалась от Ольгиного ухода. Вот тогда т. Зине совсем стало тяжело. Умерла она 4 июня 2010 года и похоронена на новом кладбище в Ядрине (в Стрелецком).


Рецензии