Академический ансамбль имени Александрова

Ансамбль Александрова – крупнейший военный художественный коллектив России. Днём рождения Ансамбля считается 12 октября 1928 года – день, когда состоялось первое выступление коллектива в Центральном Доме Красной Армии. Тогда в составе было всего 12 артистов. Но уже к середине 30-х годов численность артистов ансамбля возросла до 300 человек, а его известность вышла далеко за пределы страны.

Хор Ансамбля Александрова  признан одним из лучших мужских хоров мира. Он соединяет в себе стройность и чистоту звучания академической капеллы с яркой эмоциональностью и непосредственностью, которые присущи народному исполнительству, демонстрирует высокое вокальное мастерство. Танцевальная группа ансамбля со своими искромётными и зажигательными номерами на сцене с честью удерживает завоёванные александровацами высоты хореографического искусства. Успехи хора, его солистов и танцевальной группы во многом зависят от гибкого и стройного в своём звучании оркестра, который уникален по своему составу. В нём удачно сочетаются русские народные инструменты – домры, балалайки и баяны с деревянными и медными духовыми инструментами.

В репертуаре ансамбля более двух тысяч произведений. Это и песни советских, российских и зарубежных авторов, народные песни и танцы, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой рок- и поп- музыки, солдатские пляски.

За время своего существования ансамбль побывал с гастролями более чем в 70 странах мира, многократно давал концерты во всех горячих точках, в том числе в Афганистане, Югославии, Приднестровье, Таджикистане, Чеченской Республике, Сирии.
Во всём мире Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова приравнивают к таким известным брендам, как Большой театр, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Алмазный фонд Московского Кремля. И он по праву заслужил это своей уникальностью и блистательным творческим мастерством.

Ансамбль создавали культработник Ф. Н. Данилович, режиссёр П. И. Ильин и хормейстер А. В. Александров. Основным организатором и первым музыкальным руководителем ансамбля стал профессор Московской консерватории имени П. И. Чайковского, впоследствии народный артист СССР, композитор Александр Васильевич Александров (1883—1946); он возглавлял ансамбль на протяжении 18 лет. Александров на момент создания коллектива был гражданским человеком, возглавить армейский коллектив песни и пляски его убедил Народный комиссар по военным и морским делам СССР Климент Ефремович Ворошилов. Первым главным администратором (до своего ареста в 1937 году) был режиссёр Михаил Борисович Шульман (1908—1993).

12 октября 1928 года состоялось первое выступление ансамбля в Центральном доме Красной Армии. Коллектив насчитывал 12 человек: 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец. Выступление прошло с большим успехом — и после него решение о создании ансамбля было окончательно утверждено. 12 октября 1928 года принято считать днём рождения военного творческого коллектива.

1 декабря 1928 года ансамбль был зачислен в штат ЦДКА и получил название Ансамбль красноармейской песни Центрального дома Красной Армии имени М. В. Фрунзе.

С 27 ноября 1935 года — Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски СССР. К 1 декабря 1935 года коллектив вырос до 135 человек.
Одной из отличительных черт ансамбля становится наличие в оркестре русских народных инструментов — домр и балалаек.
Первым международным успехом коллектива стало завоевание Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. В 1937 году штат Ансамбля 274 человека, а в 1948 году — 313 человек.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила песню «Священная война». Всего в годы Великой Отечественной войны артисты коллектива выступали в действующей армии свыше 1500 раз.

С 7 февраля 1949 года — Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии.

В июле 1946 года Ансамблю было присвоено имя его основателя — Александра Васильевича Александрова.

В 1978 году, в канун своего 50-летия, Ансамбль получил наивысшую профессиональную аттестацию — почётное звание «Академический» (Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова).

С 1998 года — Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.

С 2006 года — Федеральное государственное учреждение культуры и искусства «Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова» Министерства обороны Российской Федерации. С 2009 года при ансамбле действует эстрадная группа «Александров — ПАРК» под руководством заслуженного артиста Российской Федерации Виталия Сотскова. В репертуаре — песенные шлягеры прошлых лет в современной интерпретации.
С 2011 года — Федеральное бюджетное учреждение культуры и искусства «Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова» Министерства обороны Российской Федерации.
С 2012 года — Федеральное государственное казённое учреждение культуры и искусства «Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова» Министерства обороны Российской Федерации. При ансамбле работает детская школа-студия «Юные александровцы» для детей от 5 до 13 лет.
13 апреля 2013 года, в день 130-летия со дня рождения генерал-майора А. В. Александрова, перед зданием Ансамбля по адресу Земледельческий переулок, дом 20, строение 1 был торжественно открыт памятник А. В. Александрову (автор скульптор А. М. Таратынов, архитектор М. В. Корси).
В 2015 году при ансамбле создана творческая студия «Юные Александровцы», в которой проходят обучение дети от 5 до 18 лет по двум направлениям — «вокал» и «хореография».

Ансамбль и его артисты удостоены многих советских, российских и международных наград. В разные годы солистами прославленного коллектива были вокалисты: народные артисты СССР Артур Эйзен, Евгений Беляев и Алексей Сергеев; народные артисты РСФСР Иван Букреев, Георгий Андрющенко, Вадим Русланов, Константин Герасимов, Константин Лисовский, Борис Жайворонок, Эдуард Лабковский, Леонид Харитонов; заслуженные артисты РСФСР Георгий Бабаев, Ойзер Лаут, Олег Разумовский, Виктор Никитин, Валентин Анисимов, Пётр Богачёв, Георгий Виноградов, Николай Гресь, Сергей Иванов; народные артисты Российской Федерации Александр Сибирцев, Леонид Пшеничный, Алексей Мартынов, Василий Штефуца и ряд других.

Свои сольные выступления ансамбль традиционно начинает песней «Несокрушимая и легендарная», которая является визитной карточкой коллектива.

На начало 2010-х в штате ансамбля было 186 человек.

Большие потери понёс коллектив 25 декабря 2016 года, когда во время катастрофы самолёта Ту-154 погибло 64 артиста ансамбля (около половины творческого состава) 

27 декабря 2016 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил о необходимости восстановления коллектива в кратчайшие сроки. Для сохранения ансамбля, в январе — феврале 2017 года Департаментом культуры Минобороны России проведён конкурс на замещение должностей солистов, артистов хора и балета. Менее чем за два месяца была восстановлена штатная численность коллектива — 285 человек.

Первое выступление Ансамбля в обновлённом составе прошло на сцене Центрального академического театра Российской армии 16 февраля 2017 года. Всероссийская премьера состоялась в праздничном концерте, посвящённом Дню защитника Отечества 23 февраля 2017 года на сцене Государственного Кремлёвского дворца, который транслировался по Первому каналу. Первый большой сольный концерт восстановленный коллектив представил московской публике 12 марта 2017 года в Доме музыки, а зарубежный концертный тур начался в апреле с выступления в Турции.

3 апреля 2017 года новый художественный руководитель ансамбля полковник Геннадий Ксенафонтович Саченюк дал обширное интервью агентству ТАСС о деятельности коллектива в обновлённом составе.

А теперь немного данных следствия о случившейся 25 декабря 2016 года катастрофе с участием части коллектива известного во всем мире ансамбля имени Александрова.

Через 72 секунды после дозаправки в Сочи военно-транспортный самолет ТУ-154Б-2 с бортовым номером RA85572 упал в Черное море. Это произошло в одном километре шестистах метрах от берега.

В Латакию летели 65 участников Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова. На последние в своей жизни, так и не состоявшиеся «гастроли», отправились хор и балетная труппа. Повезло оркестру. Музыканты остались в Москве. Командированные в Сирию артисты должны были выступить под «минусовую фонограмму».

Вместе с ними погибла доктор Лиза, глава благотворительного фонда «Справедливая Помощь», пребывание которой в первые часы после трагедии оспаривалось, словно никто не хотел верить, что этой доброй женщины уже нет. А еще военнослужащие, чиновники, журналисты федеральных телеканалов, 8 членов экипажа.

Выживших после сокрушительного удара самолета о воду, конечно же, не было. От десяти человек, летевших тем рейсом, вовсе ничего не осталось. Родственники большинства других смогли положить в оплаканные ими гробы небольшие фрагменты идентифицированных после генетической экспертизы тел.

Официальной причиной произошедшего стала ошибка командира воздушного судна, 35-летнего Романа Волкова, общий налет которого превышал 3000 часов. Что же случилось с лайнером Министерства обороны, которым управляли военные летчики?

Нормативным весом вылетавшего после дозаправки из Сочи ТУ-154 были 98 тонн, но в 5 утра 25 декабря 2016 года взлетный вес воздушного судна был равен 110-ти, а по уточненным позднее данным 114-ти тоннам. Из них
56 т – вес борта
40 т – горючее
16-18 т – багаж

Знал ли экипаж, что в самолет при дозаправке долили «максимум» - 35 тонн авиационного топлива? Большой вопрос.

Небольшой перегруз был и в момент вылета с подмосковного аэродрома Чкаловский, когда взлетный вес ТУ-154 составлял чуть менее 100 тонн. Ничего лишнего (никакого оружия, иных военных грузов и так называемых «грузов двойного назначения») на борту. Багаж пассажиров, продуты, медикаменты – «гуманитарка!, которую везла с собой доктор Лиза.

Балласт в 1,8 тонны для такой (пусть не новой – 1983 года выпуска) «махины», как ТУ-154 был несущественным, что позволило без проблем добраться до аэропорта Адлер.

Ранним утром 25 декабря 2016 года, дозаправившись, самолет за штурвалом которого (в кресле слева) находился 35-летний майор ВВС РФ Роман Волков начал движение по рулежным дорожкам.

В этот момент обозначились первые нюансы, между которыми можно будет проложить мост к общему выводу комиссии, заключившей позже, что причиной крушения самолета является нарушение пространственной ориентации (ситуационной осведомленности) командира корабля.

Некоторым показалось странным, что майор Роман Волков «испытывал затруднения» уже в момент руления к старту, куда самолет «отвела» машина сопровождения, что, впрочем, по мнению других специалистов, является абсолютно нормальной практикой и даже обязательным условием при наземном передвижении самолета в некоторых зарубежных аэропортах.

В 5.24, после затянувшегося разбега по полосе, который составил 37 секунд, при значительно заниженной взлетной скорости (всего 320 км/ч) ТУ-154, поднялся в воздух. А еще через 2 секунды после отрыва командир вдруг задал вопрос о том, каким курсом взлетел самолет, и взял штурвал на себя, увеличив при этом тангаж (угловое движение борта) до завышенных 15;.

Сразу после этого взлетавшим командиром экипажа будет произведена первая из трагических ошибок. Вероятно почувствовав, что самолет поднимается в воздух тяжело, Волков дал штурвал от себя, что могло свидетельствовать о намерении пилота перевести движение самолета в горизонтальную плоскость, но при этом замедлило взлет.

Второй пилот при данном маневре не произнес ни слова, возможно, понимая ошибочность действий командира, но отдавая ситуацию «на откуп» человеку, сидящему слева. А может быть, его внимания просто не хватило? В силу накопившейся после ночи в полете усталости могло случиться и такое.

Замедленный набор высоты продолжался. На 53-й секунде полета высота достигала всего 157 метров, но по непонятной причине Волков отдает команду убрать закрылки, хотя в штатной ситуации их следует убирать лишь в тот момент, когда самолет находится на полукилометровой высоте.

Заметим: штурвал все еще находится в положении «от себя», и когда самолет оказывается на 231-м метре высоты, начинается его внезапное для пилотов, но вполне закономерное снижение.

«Классические» положительные перегрузки, характерные для нормального взлета самолета, вдруг становятся отрицательными. Штурман, заметивший это, возгласом удивления предваряет интенсивное снижение высоты!

Вспыхнуло красное табло, заработали системы оповещения о критически опасном сближении с землей. В этот момент, находящийся на развороте борт, идет с небольшим креном вправо, но пилотирующий самолет майор Волков, резко поворачивает штурвал влево, что вводит взлетающую машину в резкий левый крен под 53;, что умножает скорость снижения падающего самолета.

На 70-й секунде полета ТУ-154 находится на высоте всего 90 метров над водой. До крушения остаются 3 секунды. Если бы вместо военного летчика Волкова в этот момент в кресле пилота находился умудренный опытом пилот-испытатель, ему не хватило бы ни времени, ни возможности исправить ситуацию. Ведь самолет, заваливавшийся влево, снижался на скорости 20 м/с, а коснувшись крылом поверхности моря на скорости 540 км/ч, развалился на части…

Каковы же причины произошедшего?
Усталость? Да и еще раз да. Не нужно быть экспертом и специалистом, чтобы понимать, в каком состоянии находится человек в 5.24 утра, если всю ночь (с 01.38) ему пришлось провести в полете после многочасового ожидания вылета, обусловленного погодными условиями. Но мы по сей день смотрим на некоторых российских «соколов», как на «терминаторов», высеченных из кремня и стали, повторяя, словно мантру: «Гвозди бы делать из этих людей! Крепче бы не было в мире гвоздей!».

Перебрали? Ну, конечно же, перебрали. Не так уж важно, каков был взлетный вес борта – 110 или 114 тонн. Факт в том, что есть на свете некто дядя Вася, который «вставил шланг». «Сколько заливать?» — «До краев», - ответил ему пожавший плечами напарник дядя Петя. А как там летчик будет пилотировать корабль с грузом +40 тонн? Его проблемы. Надо ли было поставить пилота перед фактом? Не надо. «Пусть спит».

Непрофессионалы за рулем? После аварии некоторые либеральные средства массовой информации даже выдвигали «версии», в числе которых был и такой вариант. Пришел, дескать, в кабину высокопоставленный чин, имя и звание которого «тщательно скрывает ФСБ»: «А дай-ка взлечу! Я что – не летчик?» - «Ну, давай взлетай». А дальше – как в песне: «Ключ поверни – и полетели… Скоро рассвет».

Фантастика? В истории российской авиации было когда-то и такое. В катастрофе А-310 в Кемеровской области, которая произошла в 1994 году, командир экипажа, включив автопилот, пускал за штурвал поочередно сначала 13-летнюю дочь Яну, потом 15-летнего сына, Эльдара, который «порулив», сумел снять автоматическое управление, отключающееся при давлении на штурвал с усилием выше 8-10 кг. Результат – трагедия! 63 пассажира и члена экипажа погибли.

К эпизоду с крушением Ту-154Б-2 ВВС России эта история отношения, похоже, не имеет. Но почему же так молчаливо наблюдали все эти секунды за действиями взлетавшего командира его коллеги? А вот вопрос профессионализма остается. Как ни крути, налет гражданского пилота примерно равен 150 часам в месяц. А военного… хорошо, если 90 часов в год.

Неправильные действия при управлении перегруженным самолетом, однако, поставить в вину Роману Волкову нельзя. Ведь так и не стало известно, знал ли он о перегрузке самолета в 10-15 тонн? Быть может, знал бы, отказался взлетать? Либо взлетал, используя другой набор действий?

Старый самолет? Да, новым борт 1983 года выпуска, явно, назвать нельзя. Пусть и прошел он все возможные проверки перед взлетом. Но никто не станет отрицать очевидный факт, что старая техника ломается быстрее, чем новая. Да и систем предупреждения аварий в современных самолетах – разных там «Боингах» и «Суперджетах» ! — все же больше.

Кто знает, как оно было бы сейчас, если бы находившиеся за штурвалом летчики имели достаточный опыт пилотирования гражданского самолета, взлетали не утомленными, перегруза не было, а машина была новой?

В том-то и дело, что никто, но, вполне возможно, все были бы живы.  История не терпит сослагательного наклонения.

Но когда почти в полном составе гибнет Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, отправлявшийся поднимать боевой дух российских военных в Сирии, хочется кому-то намекнуть, что вначале нужно бороться с преступным разгильдяйством  и элементарной безалаберностью у себя дома, а уж затем решать проблемы  в чужих странах.

Иначе у нас так и будут падать камнем вниз самолеты с лучшими творческими кадрами, а «чудо-автобусы», вдруг сорвавшиеся с места, давить людей не где-нибудь, а в подземных переходах.

Но это уже другая история, не имеющая отношение к прославленному хоровому коллективу нашей страны - Академическому ансамблю песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова,


Рецензии